Несостоявшееся интервью

Денисов Сергей

моему любимому писателю,
Клаусу Манну,
посвящаю эту миниатюрку.


Корреспондент:
...как вы относитесь к толпе? У вас бывает чувство страха? Мне кажется, человек в толпе становится слеп. Спереди ему показывают, куда надо идти, сзади подталкивают. Как вы к этому относитесь?

Сергей:
Нет, мне легко в толпе, когда я иду по улице,  никто меня не направляет, и не подталкивает, я остаюсь один со своими мыслями. Здесь нельзя смешивать "толпу разноликих людей" и "сообщество людей". Разве вас направляют, когда вы идете по неизвестной  улице и не видите ни одного знакомого лица! Я чувствую потерянным себя, затерянным среди безликой толпы. Толпа безлика, она не имеет одного лица, это череда сменяющих друг друга лиц.
Что я знаю о проходящих мимо, ровно столько, сколько они знают обо мне, т.е. ничего, можно предполагать. Говоря слово "толпа", я говорю это слово с Большой буквы. Слово "Толпа" я говорю с большой буквы.
Другое дело - сообщество. Сообщество требует ответа. Причем ответ требует тот, который желает получить. Оно имеет направленность, у сообщества есть вожак. В нем формируется одна идея, свои принципы, свои законы. Если  Толпа разно лика, -  сообщество имеет свое лицо. Оно может быть враждебным, или наоборот - дружественным. Я не анархист, но порой мне легче среди Толпы, чем среди сочувствующих людей.

Корреспондент:
А как же быть с проблемой одиночества? Быть затерянным среди людей?

С.:
Человек обречен на одиночество. По крайней мере, я чувствую себя всегда одиноким. Мне бывает менее одиноко или более. Иной раз, идя по улице, практически не испытываешь этого чувства. А порой, я бываю, одинок среди друзей.
Это чувство я испытываю так давно, что уже привык.

К.:
А как вы относитесь к России?

С.(смеется):
…привычка, та же привычка…

К.:
А о чем Вы мечтаете?

С.
Мечты - это что то нереальное, можно ли о них рассказать с помощью слов? Только условно обозначить что то. То, что появляется и исчезает неуловимо, и не подлежит ни каким словам. Я могу рассказать о том, что я хочу. С чего бы вы, интересно, начали описывать свою мечту?
Нам дано рассказывать о земном.
Но у меня есть целая куча желаний посетить концерт Чайковского...

К.:
Вам нравится Чайковский?

С.
Абсолютно не имею представления. В этом мире есть многое о чем я не имею представление; ни когда не слышал Вагнера, не бродил по Парижу, не бывал в доме где жил Гёте.

Но из всего, что я могу желать себе, одно выделяется... есть одно, ради чего можно было бы поступиться всеми остальными. Я хочу смерти. Мне надоела эта неопределенность. Хочу умереть не мучаясь.
Я хочу уйти, и пусть мне покажут дорогу. Я сделал все, что смог. Боролся, когда мог бороться. Боролся с безумием, боролся с жизнью, с мечтами. Боролся за жизнь за мечты, и еще против чего-то, и еще за что-то.
Насколько у меня хватит сил не сойти с ума. Мне страшно умирать в безумии, страшно умирать в мучении.

Зачем затягивать последний акт жизни. Стоит ли так долго заколачивать крышку гроба. Не томите, пора положить этого человека в его конечный пункт назначения. Засыпать землей и посадить цветы. Вот и нет человека. Там его место. Отпустите его. А сверху можете посадить цветы, приносить крашеные яйца, крошить хлеб. Отпустите его. Ему они уже не понадобятся. Он об этом не узнает. Отпустите его. НЕТ этого человека.

ВАС НЕТ!

Желаю, что бы исполнились все Ваши желания! (Корреспондент).