Уроки вождения

Татьяна Шардина
  Всю мою жизнь мне снился один и тот же сон: я сижу в машине, мне надо ехать, а я не умею , ничего не знаю: как завести двигатель, как начать движение. И вот cнится, что я уже еду.  Но что делать дальше, как затормозить и остановиться, как вести себя на дороге?! Я еду и вспоминаю, что у меня нет прав, и если меня остановит ГАИ, что тогда будет!? Обычно с этой мыслью я просыпалась.

     И вот, когда мои дети уже выросли, стало всё не страшно,  и я решилась: пошла учиться  в автошколу «Светофор» и получила права. Понимаете, женщине уже пора с Собесом о пенсии разговаривать, а она вздумала машину водить. Но нужно было, нужно! Мы с моим мужем Виктором любим путешествовать, а он всегда сокрушался, что я не могу его сменить за рулём.

  Обучаясь автоделу, я узнала, что рядом с моим привычным миром пешехода есть параллельный мир - Мир дорог.  Этот мир имеет свои законы, свои правила, свой этикет, свои знаки, разметки,  указатели, свои проблемы и хитрости.
     В этом мире я пока была новичком, и у меня всегда при себе были жёлтые квадратики с восклицательными знаками, чтобы можно было отпугивать лихих водителей, водрузив эти  знаки  на переднее и заднее стекло. А хорошо бы ещё и на боковое.
   
    Честно получив права в автошколе «Светофор», я нуждалась в «доучивании», и тут главный удар на себя принял мой муж Витя. Теперь я понимаю, сколько же ему нужно было терпения, чтобы контролировать каждый мой «шаг», сидя на пассажирском месте и не имея педалей тормоза и сцепления, которые имел инструктор автошколы! Я управляла машиной, а Витя сидел рядом и вдохновенно разговаривал по мобильному  телефону с Юрием Васильевичем или Александром Фёдоровичем.
          - Вот, еду в машине и с тобой разговариваю, обсуждаю наши дела, а всё потому, что Таня за рулём. - С гордостью кричал он в трубку,  - Да, научилась, я теперь отдыхаю!     Но-но-но-но-но! Стой! Куда?! Пропусти его! Смотри хоть в зеркало! Извини,  это я не тебе!  Женщина за рулём, сам понимаешь! Левее! Покажи поворот! Ладно, извини, заканчиваю разговор, подъезжаем к перекрёстку!

   Так, вместе со своим спутником жизни, я стала ездить на «автомате» и забыла все тонкости вождения автомобиля с механической коробкой передач.

     Летом я  оказалась в Болгарии, а Виктор (напоминаю, это мой муж, тридцать лет совместной жизни) обещал "подлететь" позже... В Болгарии, в любимом городке Банско, меня ожидал бывалый "Ситроен-Берлинго" с механической коробкой передач.
     Я стала вспоминать, как ездить на «механике», но Ситроен-Берлинго не хотел меня слушаться. Больше всего он не желал трогаться с места вверх по склону. Он пыхтел, фыркал, и мотор глох, приводя меня в отчаяние. Были и другие проблемы, например, я боялась зацепить за «встречку», разъезжая по узким улицам  Банско, боялась не вписаться в маленькое  парковочное место, или, выезжая с парковки, задеть за окружающие машины.

      Но страшней всего было завестись и тронуться с места, особенно вверх по склону.  Если я ехала в гору и останавливалась перед светофором, то поехать на зелёный свет у меня не получалось, и сзади  пронзительно сигналили недовольные водители. А  Банско -это горы! Там все улицы идут в гору.

     Сначала меня взялся обучать Митко. Митко — молодой парень, чемпион по армреслингу.  Он говорил со мной по-русски, беспощадно искажая слова. Если он не знал какое-нибудь русское слово, то вставлял болгарское. Русский язык он учил в институте, но когда проходили падежи, Митко, видимо, отсутствовал на занятиях.

      У Митко широкие плечи, большие мускулистые руки и худая нижняя часть тела, как будто взятая от другого человека. Митко добрый и хороший; он водил нас в походы по Болгарии,   на далёкие озёра, пел нам болгарские  старинные песни, и я никогда не забуду, как над горами разносился его приятный сильный голос и удивительно гармонировал с окружающей природой. Казалось, что если бы гора запела, то это звучало  бы именно так.

     Митко согласился подучить меня ездить на «механике». Тормоз он называл «спирачка», зажигание - «соединител», а газ и был «газ». Направо было «дясно», налево  - «вляво», а прямо - «направо». Да, да!  У болгар "прямо" это  "направо", и если заблудишься на дороге  и спросишь у встречного пешехода, как добраться до города N, то пешеход услужливо объяснит, что надо ехать "направо, направо и направо". Надо смотреть на его руку. При этом она всегда указывает прямо. Тот, кто этого не понял, будет долго кружить, и до N не доедет.

     Так вот, Митко просто вывернулся наизнанку, объясняя мне, что надо сделать, чтобы машина поехала.  Но когда он вдруг кричал: «Спирачка!», я ещё должна была сообразить, что это такое. 
      
  Митко то нырял под руль, хватал меня за кроссовки и давил ими плавно на газ и тормоз по очереди, то снимал свои тапки и ими изображал, как я должна ногами  нажимать на газ и в это же время отпускать «спирачку». После часа езды со мной мой инструктор выглядел, как бегун после кросса. В заключение он сказал, что со мной ездить опасно, и что нужен человек, хорошо говорящий по-русски, чтобы меня поучить.
 
     Когда я уезжала в  другой городок, Митко беспокоился, как же я доеду, и просил позвонить, когда окажусь на месте. Но доехала я нормально, почти без казусов, если не считать, что на извилистой дороге за мной собирался длинный хвост машин и приходилось периодически останавливаться на обочине, чтобы всех пропустить.
    
     Классно, когда едешь один в машине,  вокруг расстилаются поля,  мелькают леса, вдали видны горы, а мотор монотонно гудит.  Мимо проносятся деревушки, посёлки — как прожитые годы... Много воспоминаний и размышлений приходит  на ум. Может быть когда-нибудь я смогу это написать?  А пока только учусь. Учусь писать, учусь водить машину. Первые шаги трудны в любом деле.
    Я приехала к дому Аспаруха и Василки, позвонила Митко и отрапортовала: "Шеф, всё в порядке!"

     Ночевала я в доме доктора Аспаруха и Василки,  в таком замечательном доме.
   Я пишу о разных людях Болгарии, а об Аспарухе и Василке всё никак не напишу. Это не справедливо. Ведь это  мои самые любимые люди во всей Болгарии! Они вместе уже пятьдесят лет, но когда мы гуляем, они держатся за ручки, как шестнадцатилетние. О докторе Аспарухе снимали фильм, и он не обделён вниманием журналистов. Видимо поэтому я всё никак до него не доберусь.
     А, между тем, он - очень интересный человек, сорок лет работал гинекологом, и множество народу в Болгарии, в прилегающей Греции, и даже немного в Италии родилось при его участии. Он итальянец по матери и македонец по отцу.  А Василка была первой красавицей этих мест. Когда Аспарух впервые увидел юную Василку, у него перехватило дыхание. Такое же с ним случилось ещё один раз в жизни, когда он увидел Сикстинскую Мадонну. В их доме всегда звучит итальянская музыка. Стены увешаны картинами - сочными абстрактными произведениями их сына-художника, и нежными многочисленными картинами цветов - кисти самой Василки. Эти люди очень любят гостей, и если бы Вам, дорогой читатель, довелось с ними встретиться, то вы бы поняли, что значит настоящее гостеприимство! Но я постараюсь восполнить этот пробел и познакомить Вас с ними поближе. Хотя бы в рассказе.
   
     На следующий  день обучать меня вождению автомобиля взялся Валера. Он был похож на старца-отшельника: худющий, с седой бородой, и с мыслями только о Боге. Валера хорошо говорил по-русски, потому, что долго жил в России. У него был большой опыт водителя, но не было прав, а у меня - наоборот: были права, но не было опыта. Когда дело касалось автомобилей, Валера превращался из старца-отшельника в асса-автолюбителя. В его глазах появлялся молодой блеск. Он что-то подкручивал у машины, открывал всё, что могло открываться, проверял работу всех систем. Он любил машины, но говорил, что "в машинки уже наигрался". За руль садиться ему, по его словам,  не разрешал Господь.

     По ровному месту я уже ехала успешно,но нужно было подучиться  трогаться с места на склоне, у меня это по-прежнему плохо  получалось: машинка вдруг несколько раз сотрясалась и двигатель отключался. Мы наматывали круги на старом заброшенном аэродроме, где, кроме нас, ездили двое на мотоцикле - видимо, парень обучал девушку. Я подумала, как бы ненароком нам тут с ними не столкнуться. Вот было бы смеху! Валера сидел рядом и, когда мы проезжали вблизи от мотоциклистов, протягивал свою длинную руку к рулю, корректируя траекторию движения.
   
 Нам предстояло ехать в аэропорт Софии встречать Витю (моего мужа, единственного и любимого). Я спросила у Валеры, не взять ли нам какого-то  водителя  для этой поездки, но он сказал: «Сами справимся!»

     И вот настал этот день. Утром мы поехали в Софию. Это 80 километров по трассе. Я чувствовала за рулём себя довольно уверенно. Валера подсказывал мне, куда ехать, какую включать передачу и как справляться в той или иной ситуации.  Коротко, негромко он говорил мне команды: «газ», «не тормози», и я следовала этим указаниям. Появлялся какой-то весёлый кураж, так всё ладненько выходило. Если я, засмотревшись в боковое зеркало, не успевала на повороте переключить передачу, то находила её уже переключённой. Или иногда он говорил мне: «нажми сцепление» — и переключал передачу сам. Порой в каком-нибудь трудном месте мой инструктор смотрел в правое или левое зеркало и говорил: «газ!», и я газовала, доверившись его команде, уже не смотря в зеркала. Мы были похожи на двух пианистов, играющих произведение в четыре руки на одном рояле.

     Валера учил меня управлять автомобилем одной рукой. Я сначала волновалась, но потом пришло спокойствие. Болгарские полицейские на трассе даже ни разу нас не остановили.

     Когда мы въезжали в Софию, меня испугало  то, что  я буду ехать по незнакомому городу. Все правила дорожного движения вдруг вылетели из моей головы. Но Валера так руководил движением, что мне без труда удалось справиться, и мы как-то «в четыре руки» благополучно проехали по городу. Я только иногда бросала взгляд по сторонам и удивлялась, как это я рассекаю пространство среди  незнакомых оживлённых перекрёстков, светофоров и потока машин вперемежку с трамваями.
     Мы проехали через турникет и въехали в аэропорт. К  аэропорту уже подлетал самолёт с Витей на борту.
     Витя прилетел, и было много радости. Он хотел сесть за руль, но я его упросила ещё немного  "порулить", и удивила его прогрессом в вождении машины. Он просто не верил своим глазам.

     Сон о том, что я должна ехать на машине и не знаю, как ею управлять, мне уже не снится.