О социализме

Нина Офтердинген
Все рассуждения о социализме и коммунизме в России игнорируют цивилизационную составляющую. Покажу на примере, что я имею в виду.

Допустим, по ряду сложных и неустранимых причин получилось так, что современных офисных работников называют патрициями и никак иначе. Пиджак или юбку надо называть только тогой или туникой, зайдет ли речь об использовании скайпа в рабочее время или перерывах на чай - поминают Законы двенадцати таблиц, распределение заданий по проекту не проходит без описания эдилитетов и курульных магистратур и так далее.

Теперь в этом забавном мире некто хочет выяснить, чем же на самом деле заняты офисные работники третьего тысячелетия, как они выглядят и когда приходят на работу. И вот этот старательный и серьезный человек начинает усердно изучать Законы двенадцати таблиц, патрицианские семьи, системы агнатов и когнатов, преторские обязанности во времена Августа унд зо вайте, вайте и вайте. Сколько тысяч человеко-часов ему понадобится, чтобы достигнуть цели, если он вообще ее достигнет?

Наша русская цивилизация оказалась в положении такого социального объекта, который описывают совершенно чуждым и неприспособленным для этого языком. Когда ваш собеседник говорит, что "социализм был гнил в своей основе", "кризис коммунизма", что он на самом деле имеет в виду? Учения, придуманные Марксом, Бабелем и Розой Люксембург сто лет назад в Германии или то, что делали мы в советское время? Если первое, то это как раз и есть Законы двенадцати таблиц - в общем случае ужасно интересно, в  нашем же случае совершенно бесполезно. Если же второе, как это надо понимать? Русская цивилизация гнила в своей основе - что это значит? Что она нежизнеспособна? Не может расти в современном мире? В том мире, который был сто лет назад? Не может идейно противостоять Западу или кому-то еще? Принятая терминология не позволяет даже правильно задать вопрос, не говоря уже о том, чтобы спрогнозировать будущее.

Прежде чем заниматься серьёзным исследованием, нужно разобраться с терминологией.