Цниимод

Никита Заглядов 2
Когда мы закончили школу и после выпускного шли по набережной Северной Двины, то увидели красивое здание, на котором было написано ЦНИИМОД. Как я узнал впоследствии это здание было построено во времена Екатерины II и имело долгую и славную историю. К моде оно имело отношение только в плане механической обработки древесины, а первые буквы названия были стандарт – Центральный научно-исследовательский институт. Тогда, после школы, мы посмеялись над таким длинным и неуклюжим названием и пройдя мимо благополучно забыли о нем через пять шагов. И были мы молодые, нам было море по колено, сам чёрт не брат и все было впереди.

Лично у меня впереди было триумфальное поступление в МГУ, отчисление после первой сессии, уход матросом в море, затем снова штурм московских вузов, провал и снова матросом в северных морях, и снова штурм Москвы, зачисление в институт электроники. Потом было шесть лет тяжелой учебы и четыре года работы в Московских НИИ.

Но судьба вернула меня в родной город – заболела мама, и я оставил суетную Москву. Конечно за 10 лет моего отсутствия в городе я потерял все старые связи и не знал, куда пойти работать по моей специальности – инженер электронной техники со знанием ЭВМ М-6000. Поэтому не долго думая я направился в городской комитет КПСС, чтобы мне компетентные люди подсказали, где есть такие ЭВМ и я смог бы наилучшим образом приложить свои силы во благо родного города.

 Удивительно, но я  спокойно попал к первому секретарю горкома, которого, кстати звали Владимир Ильич. Я выложил перед ним все свои дипломы и попросил помочь в поиске работы, соответствующей моей специализации. Он ознакомился с дипломами и поинтересовался причиной моего возвращения – я пояснил. После чего он назвал две организации, в которых использовали М-6000 – это были Северное Морское Параходство и ЦНИИМОД. И тут же он решил позвонить руководителю Параходства, чтобы напрямую предложить мою кандидатуру для работы – это уже было слишком и я понял, что в Параходстве мне не работать.

Надо знать менталитет провинциальных городов, чтобы понять создавшуюся ситуацию. Когда из горкома позвонили в СМП – там поняли – это блатник( человек, которого по блату устраивают на должность) и постарались предложить работу, должность и зарплату, которые меня, честно говоря не устроили. А объяснять, что я не блатник было уже поздно. Поэтому сходив в Параходство я решил идти в ЦНИИМОД.

Но там тоже директор долго не хотел со мной разговаривать и прождав полчаса, я шепнул секретарше, что я от Владимира Ильича. Она зашла в кабинет директора и через три секунды появился сам директор с улыбкой во всю ширь его лица. Он пригласил меня в кабинет, спросил, как поживает Владимир Ильич, я ответил, что нормально  и мы начали переговоры. Через некоторое время директор позвал начальника отдела кадров и мы подписали договор, по которому я мог забронировать квартиру в Москве, оставленную мною моей бывшей жене и сыну, на три года. Кроме того мне установили приличный по тому времени оклад и направили в перспективную лабораторию. Я думаю, что я реально заслуживал всего этого, т. к. для того времени и того города имел наивысшую квалификацию. Правда директор иногда с подозрением смотрел на меня, но я его ни в чем не обманул, я действительно пришел от Владимира Ильича, но не был ему никем, и я полностью соответствовал всем своим дипломам.

Как мне сказал один из работников ЦНИИМОДа про своих коллег: «Сидят дубы и шелестят листочками.» Основное занятие большинства научных работников было написание диссертаций и составление отчетов по проделанной работе. Правда собственно работы увидеть было трудно – она, как правило, внедрялась где-то на заводе и только рабочие этого завода, проклиная конструктора могли по достоинству оценить придуманное в тиши кабинетов. До этого, работая в Московском НИИ по заказу военных у меня сложилось очень серьёзное отношение к продукту моего производства. Если разрабатываемая микросхема после установки в снаряд и выстреливания в стену, после этого переставала работать, то изделие нам возвращали на доработку. Тут же могла прокатить любая лапша, и главное всё это делалось с умным видом и на полном серьезе.

Приближался Новый год и мы в лаборатории решили немного задержаться после работы и посидеть в кругу друзей. Было ещё не так поздно, как вдруг открывается дверь и заходит моя бывшая одноклассница Ольга и зовёт Славу – одного из моих коллег по работе идти домой. Когда-то у нас с Ольгой были романтические отношения и я звал Ольгу, которая была медалисткой, в Московский университет – она хотела поступать на биофак, а я на физический факультет. Она в то время побоялась поехать и поступила в наш Медицинский институт. И вот оказалось, что она вышла замуж за моего коллегу и родила двоих детей. Правда конец этой истории не такой оптимистический, но об этом позже.

Если всё-таки вспомнить о работе, то поначалу было интересно. Наша лаборатория занималась автоматизацией производственных процессов в лесопилении, а конкретно была задача автоматизировать процесс сортировки досок. Для этого разрабатывалась линия сортировки сырых пиломатериалов под названием ЛСП-21, где главным узлом была ЭВМ М-6000, которая, собственно и управляла сортировкой под присмотром оператора. Так вот моя задача была разработать программу для ЭВМ М-6000, которая должна была управлять ЛСП-21. М-6000 – это была ЭВМ последнего поколения на тот момент и уже после неё появились персональные компьютеры, а специалистов по М-6000 не было, поэтому поначалу мне пришлось обучать работников лаборатории азам и премудростям ЭВМ. Потом уже мы отправили в Киев двух инженеров для обучения на М-6000.

Как известно самое лучшее обучение происходит в игре, поэтому у меня было несколько игр для такого обучения. Тогда ещё не было никаких мышек и диалог с компьютером шел через клавиатуру и монитор, или принтер. У нас была распространенная тогда игра «Посадка на луну» или в простонародии «Лунник». Нужно было, зная скорость космического корабля, силу притяжения Луны, задать импульс торможения, чтобы совершить мягкую посадку. Кроме этого мы с коллегами сами написали программу, которая задавала несколько вопросов желающему и по его ответам давала ему характеристику.

При составлении программы мы использовали несколько стандартных тестов, характеристики по зодиаку и ещё кое-что. Но фишкой была способность программы определять пол испытуемого – это всех очень удивляло, но мы заранее, при запуске программы для конкретного человека нажимали 1 – если это был мужчина и 0 – если женщина и всё. Дальше человек сам отвечал на вопросы и получал себе развернутую характеристику. К нам в лабораторию стояла очередь, пока не пришел директор и тоже попросил его протестировать. Машина работала в реальном времени, и поэтому мы задали ей программу, которая утром приветствовала нас, в обед посылала обедать, а вечером сообщала, что пора домой. Все эти сообщения ЭВМ печатала на принтере, где был установлен рулон бумаги и по мере необходимости отрывался кусок нужной длины.

Был очередной праздник, который дружно отмечался всем коллективом, и мы принимали активное участие в подготовке. Как водится сколотили вокально-инструментальный ансамбль и сделали небольшой концерт. Я был ведущим – у меня была специально сшитая алая рубашка, ансамбль установил аппаратуру на сцене, все было в проводах и когда раздвинули занавес у музыкантов в одном из удлинителей образовалась электрическая дуга – все подумали, что так и надо и захлопали – зал был переполнен. Я сказал ребятам, чтобы не суетились, а спокойно потушили и заменили удлинитель. И пока они всё это проделывали, мне пришлось развлекать публику анекдотами.

  У нас в институте работали два брата близнеца, правда я был знаком только с одним – он был инженером и пел в нашем ансамбле, а про второго я вообще не знал, а он, как я потом узнал был секретарем парткома института. И вот незадолго до концерта я встречаю второго брата, который парторг и спрашиваю, готов ли он немного порепетировать с ансамблем – он соглашается и идет со мной в зал. Там уже собрался ансамбль и я прошу его начать петь – он спрашивает – что петь. Я говорю: «То, что вчера репетировали.» Он тормозит. В это время в зал входит второй брат и надо сказать, что одевались они в абсолютно одинаковые серые костюмы, и когда я увидел второго солиста, то подумал, что у меня галлюцинации. У меня, наверное, был такой удивленный вид, что они оба рассмеялись, да и все присутствующие тоже. Тут первый брат представил мне второго и мы уже все вместе дружно посмеялись.

Кроме концерта мы придумали и изготовили в нашей лаборатории электронный тир. Взяли ящик из фанеры – одну стенку сделали из оргстекла. На другой стенке – расположили мишени – нарисовали буржуинов и ещё каких-то типов, по которым надо было стрелять из детского пистолета, с вмонтированным в него светодиодом, а в мишенях были фотодиоды, и когда свет попадал – они срабатывали и в ящик выпадал приз. Самый большой приз – была бутылка шампанского, за которую долго бились все стрелки. Автомат был сделан платный – по 15 копеек за подход. У нас был маленький секрет – в одном месте был установлен геркон – герметизированный контакт, поэтому, когда нашему человеку надо было выиграть – его партнер прикладывал небольшой магнит к нужному месту, и куда бы ни стрелял играющий – он всегда попадал и выигрывал. Этот тир пользовался огромным спросом весь вечер, пока не выиграли шампанское.

Как я уже говорил попасть в наш институт было совсем не просто и когда к нам в лабораторию пришел ещё один инженер с дипломом МВТУ им. Баумана – я удивился. Мы подружились и поддерживали дружеские отношения несколько лет, хотя мой друг не раз подставлял меня и предавал.  Мне как-то встретился один старый знакомый, которого я не видел 10 лет. Мы зашли к нему домой – отметили встречу, и он спросил меня, знаю ли я, что он обманул меня в одном деле. Я ответил, что не знаю, и не помню, да если бы и помнил, то за эти годы уже давно бы забыл. А он оказывается все эти годы думал об этом, переживал, скрывался от меня и т. д. и т. п.              Будьте честными господа и живите спокойно. К слову сказать сейчас в здании, где был ЦНИИМОД располагается районный суд и я даже был неоднократно в этом суде и с переменным успехом, а ЦНИИМОД растворился в волнах перестройки и последующего построения капитализма в России. Самые хитрые учёные вовремя урвали кусок родной страны и потом долго торговали – кто чем.