Магадан - этимология

Сергей Колибаба
                «И благословил их Бог, и сказал им Бог:   
                плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
                землю, и обладайте ею, и владычествуйте
                над РЫБАМИ МОРСКИМИ…»
                Бог, Бытие 1:28               
               

Город Магадан основан в 1929 г. как рабочий посёлок для разработки полезных ископаемых, расположен на побережье Охотского моря, на перешейке полуострова Старицкого, с одной стороны бухта Нагаева, с другой бухта Гертнера, в которую впадает река Магаданка, давшее имя городу. Здесь же расположен РЫБЗАВОД (карта), вторая по значимости отрасль региона - рыбодобывающая: сельдь, мойва, палтус, камбала, треска, навага, корюшка, горбуша, кета, кижуч, нерка и чавыча; ранее в Магаданку на нерест заходили ценные породы лососевых рыб. 

Исследователи считают, что название «Монгодан» впервые нанес на карту в 1928 г. В. А. Цареградский, помощник начальника Первой Колымской экспедиции Ю. А. Билибина, позже название речки Монгодан трансформировалось в Магадан. Происхождение топонима неизвестно, до революции окрестности Магадана были пустынны, только в устье реки Магаданки стояли временные жилища эвенов, которые занимались – ЗАГОТОВКОЙ РЫБЫ на зиму.
Эвены
В настоящее время в Магаданской обл. проживает 2527 (всего около 20000) эвенов (ламуты), до 1932 года эвенский язык не имел письменности, отдельные эвенские тексты записывались исследователями на русском алфавите, в 1932-1936 г. была создана письменность сначала на латинице, затем на основе русского языка.


1) Освоение территорий 
а) Русские землепроходцы
В первой половине XVII века русские начали прямое продвижение на восток, от местных жителей были получены сведения  о «Теплом» море и весной 1639 года на разведку пути к «морю-океану» из Бутальского зимовья на р. Алдан вышла группа из 39 служивых людей, под руководством И.Ю. Москвитина.  Основная цель экспедиции - «приискания новых неясачных землиц», сбор пушнины и розыск легендарной горы Чиркол, где по слухам были залежи серебряной руды.
Через два месяца тяжелого пути Москвитин первым  вышел на побережье Охотского моря в районе современного поселения Улья, затем поднялся примерно на 500 км к северу и открыл Тауйскую бухту; эта большая бухта имеет несколько более мелких бухт, на берегах двух из них (Нагаево и Гертнер) и расположен  город Магадан. По результатам этой экспедиции был составлен чертеж рек впадающих в Охотское море на исследованной казаками территории, где указывалось наличие в устьях на мелких реках песчаных кос (кошек), намываемых морем, а также  больших рыбных запасов. Казаки «до Ламы (Охотское море) идучи, кормились деревом, травой и кореньем, на Ламе же по рекам можно РЫБЫ много добыть и можно сытым быть» (И.П. Магидович. Очерки по ист. географ. открытий. М., 1983, т.2, с. 285).   

В июне 1648 г. отряд из 26 казаков под начальством Е. Васильева и А. Филиппова из устья реки Охоты на двух кочах  направились на северо-восток и добрались до реки Мотыклеи, у западного берега Тауйской губы, на берегу которой сейчас расположен г. Магадан. Здесь казаки прожили три года, эвены отказались платить дань и мешали ловить рыбу (единственный продовольственный ресурс),  начались вооруженные стычки, и в 1651 г. казаки вернулись в Охту. А. Филипповым была составлена и представлена власти «Роспись от Охоты реки морем итти подле землю до Ини и до Мотыхлея реки и каковы где места, и сколько где ходу, и где каковы реки и ручьи пали в море, и где морской зверь ложится и на которых островах». Это первая лоция северного побережья Охотского моря, в которой были описаны берега на протяжении 500 км— от р. Охоты до Тауйской губы, в ней было указано, богата или бедна река рыбой, есть ли на реке туземные становища, и расположение моржовых лежбищ. 
В 1651 году из Анадыря отправился отряд М. В. Стадухина, который в 1653 г. с зимовками и боями вышел  к реке Тауи, где поставил острожек, здесь казаки задержались на 4 года, собирая ясак и воюя с эвенами, в 1657 г. отряд направился в Охоту, а затем в Якутск. Надо отметить, что численность местного населения была незначительной, отряды казаков в 30-50 человек, имевших на вооружении немного огнестрельного оружия с ограниченным пороховым запасом и холодное оружие, без значительных потерь выходили из стычек с эвенами. В то время эвены не умели обрабатывать железо, железные инструменты были редкостью, их получали в обмен на меха, пользовались каменным и костяным оружием и инструментом.

Казаки исследовали территорию с целью «государю ПРИБЫЛЬ учинить», первые  изыскания на местности сводились к топографии, добыче информации о драгоценных металлах  и определения качества и количества животного мира (много рыбы и морского зверя) - указан природный ресурс, используя который человек может ВЫЖИТЬ в суровых условиях побережья Охотского моря.

б) Освоение территории в Советское время
До начала XX века эта территория была БЕЛЫМ ПЯТНОМ, куда очень редко заворачивали экспедиции, постоянных поселений не было, в советский период в 1929 г. у бухты Нагаева была построена Восточно-Эвенская кулътбаза (больница, школа, интернат, баня, склад), первое оседлое поселение (75 чел.) на этой местности; в  1931 г. началось строительство  поселка.
В этот период, для промышленного освоения края в Магадан прибывают рабочие разных специальностей, в ОСНОВНОМ заключенные, рабочая сила треста «Дальстрой» (ГУЛАГ) по разработке колымских золотых приисков. К 1932 г. небольшой поселок становится центром Охотско-Эвенского национального округа, здесь находились партийные и советские органы, ряд хозяйственных организаций, выходила газета; в 1939 г.  поселок был преобразован в город Магадан.

2) Комментарии исследователей к топониму Магадан;  evcppk.ru/files/pdf/111.pdf
Указанный сайт опубликовал работу О. Н. Евсюковой «К вопросу о происхождения топонима Магадан», Северный международный университет,  г. Магадан; так как работа очень интересна и выполнена мастерски мы приведем несколько выдержек из неё.

Автор описывает состояние территории до возникновения г. Магадана; «Лоция Б. В. Давыдова. Гидрографическая экспедиция Восточного океана, 1913 г. «В самой бухте Нагаева нет ни домов, ни селений, ни отдельных юрт; только на другой стороне перешейка, на берегу бухты Гертнера находится несколько летних тунгусских юрт; сюда на лето из глухой тайги переселяются несколько семейств тунгусов  для ловли РЫБЫ и заготовки ея на зиму»». 

Далее О. Н. Евсюкова сообщает, что с 1932 г. здесь велось строительство одновременно двух поселков (в 2,5 км друг от друга) Нагаево и Магадана, в документах тех лет их часто обозначали как НАГАЕВО-МАГАДАН или МАГАДАН-НАГАЕВО.  В Государственном архиве Магаданской области есть документ-ходатайство администрации Дальстроя с просьбой об изменении статуса поселений и присвоении поселкам одного имени МОНГОДАН (тунгусское – «Наносы моря»), в дальнейшем эта  версия происхождения  топонима, зарегистрированная в говоре ПРИЕЗЖИХ людей (местного населения не было) закрепилась во всех топонимических изданий.

Исследователь О. Н. Евсюкова приводит анализ попыток истолкования термина с эвенкского языка, которые предпринимались с 1970 года, из представленных ей убедительных фактов ясно, что конкретного термина МАГАДАН или МОНГОДАН в эвенкийском языке – не было, а все комментарии к термину сводились в отыскивании СОЗВУЧНЫХ ПОНЯТИЙ.
Версии:
1. Эвенкская писательница М.Н. Амамич – «принесенное прибоями, паводками сухое дерево, палка» (монг, монгали – искаженное эвенкское слово); также «Слово «монгодан» существует в эвенкийском языке и означает две продольные палки, используемых при изготовлении оленьих нарт (для прочности и удобства сидения)».
2. А. А. Бурыкин – «мон’адан, мон’али» - плавник, морские наносы: «Слово монадан редкое, в современном эвенкийском языке оно почти не употребляется, однако остаётся понятным  коренным жителем – эвенам».
О. Н. Евсюкова считает эти и другие подобные комментарии  «логичными и убедительными», итак МАГАДАН – «валежник, плавники, сор, грязь, деревья (в совокупности) плывущие по реке в половодье».
3. М. А. Бех – образное видение физико-географических реалий речки Магаданки: «сходство местности с оленьей нартой».
4. З.И. Бабцева, Старейшина Ассоциации народов Севера: заклинание - «Мо гадан – Чтоб вода взяла капельку, а вернула богатую добычу».
5. И.И. Гальченко, «Геологи продолжают путь», М., 1963: бедный эвен Магда (также Магдыга, Магдага, Магадан), живший в устье речки Магаданки – «Семья его питалась РЫБОЙ, морским зверем…».
Сюда же: «камчадал А.А. Кочеров … называет другие имена эвенов: «В устье реки Магаданки … стояли две летние юрты эвенов Данила Абрамова и Кирика Трифонова. Во время хода КЕТЫ и ГОРБУШИ  они заготовляли себе на зиму юколу и порсу (рыбью муку).

Итак – из Магаданки «выплыла» БИБЛИЯ, еврейские имена эвенов - Даниил, Абрам, Трифон (св. Трифан – мученик, 248 г.; автор Юстин Мученик ок. 165 г. написал работу "Беседа с Трифоном иудеем"; св. Кирика мальчик, 305 г.). Как это – эвены, жившие на реке Магаданка, НОСИЛИ еврейские и христианские ИМЕНА, может, мы чего-то недопонимаем в процессах развития общества? Светское восприятие действительности свойственное современникам, вычеркнуло из истории миссионерскую деятельность иудеохристианства в  освоении края; известно о существовании в регионе нескольких церквей в XVIII-XIX вв.

Заканчивая своё очевидно ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ исследование (таких тщательно выписанных и проанализированных краеведческих ДОКУМЕНТОВ очень мало) О. Н. Евсюкова приводит цитату В.А. Никонова: «Надо ли приводить ошибочные этимологии? Обязательно. Одни из них, будучи неверными, ценны как творчество народа, стремящегося осмыслить непонятное название. Другие – плод кабинетных измышлений. Но во всех случаях необходимо разъяснять ложность их, как и всяких антинаучных взглядов. Иначе они будут снова возникать, и распространяться» (Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966. С. 9.).

3) Комментарий В. Важенина, кандидата геолого-минералогических наук, СВКНИИ ДВО РАН г. Магадан;   http://www.kolyma.ru/

«Из анализа опубликованных документов периода возникновения г. Магадана следует, что с 1929 по 1932 гг. в документах Ольского РИКа, Нагаевского поссовета и Дальстроя отмечаются названия: р. Магадан, Могодан и Магаданка, пос. Магадан (четырежды) и Магдаган (трижды в одном документе). А форма Монгадан появилась лишь в 1933 г. в качестве якобы исходной к варианту Магадан. Значит, документально НЕ ПОДВЕРЖДАЕТСЯ версия о том, что прежде возникло название Монгадан, которое преобразовалось в Магадан».

«По атласам и картам разных регионов мира максимально крупных и доступных масштабов выявлено более 350 топонимов на основах: майд-, мейд-, мегд-, маг-, магд-, мад-, maid- meid-, majd-, mejd-, mehd- и др.».
«Выделяются и другие ареалы с иными формами топонимов: Палестинский, Сирийский, Аравийский, Абиссинский, Приднепровский, Индийский, Китайский, Индонезийский, Монгольский и огромный Тунгусский. В последнем 31 из 60 топонимов имеют основы: магд-, магад-, могд-, мукд-, мугд-, мыгд, мэгд-.».

«Причем заимствование слов для обозначения понятия о Магедоне как "месте сбора" могло произойти в почти не искаженном виде, о чем можно судить по большому количеству топонимов в форме Магдон, Магдан, Магдана, Могда, Могды в западной половине Тунгусского ареала, прилегающей к области средневекового проживания курыкан. Транзитный его перенос с Ближнего Востока в Прибайкалье мог реализоваться посредством проповедей и прямой доставки миссионерами экземпляров Священного Писания. Также вероятен и другой путь проникновения понятий об Армагеддоне и Магедоне в Сибирь - через чжурчжэней - соседей и родственников тунгусов по языку».

«Вероятное исходное название полуострова и речки Мэгдын, адаптированное, по-видимому, к началу ХХ в. в диалекте русского языка приохотских камчадалов в Магдан и Магадан, может одновременно означать "мыс", "полуостров", "место сбора" и "полуостров, пригодный для сбора людей". Возможный путь экспансии и изменения слова со смыслом "место сбора": Палестина (Медиддо, Магедон) - Персия (мейдон, мейдан) - монголо-тюркская степь (майдан) - запад Азии и восток Европы (майдан, мейдан), Сибирь (мэгдын, магдан)».

Подведем итоги

а) Итак - ПРОРВАЛО, в системе восприятия ономастического пространства у современных исследователей  появляются термины – ПАЛЕСТИНА, СИРИЯ; ранее подобное мнение напрочь отсутствовало в лингвистике; все, что связано каким-либо образом с еврейством – замалчивалось, еврейский Бог был, а вот его терминологии не было (возможно ли такое явление?). Налицо робкая попытка увязать «национал-народную» этимологию с лексикой территорий, где сформировался «КРАЕУЛЬНЫЙ КАМЕНЬ» нашего сознания и мышления – ИДЕОЛОГИЯ ИУДЕОХРИСТИАНСТВА; дело осталось за малым – приложить к высказыванию ТЕРМИНОЛОГИЮ ИВРИТА, сакрального языка иудеохристианства.

б) Создание поселений в местах впадения рек в моря, всегда связано с рекой как  источником ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, а также  с возможностью использовать рыбные ресурсы, как моря, так и реки; исходя из этого, и был заложен город Магадан – питьевая ВОДА и РЫБА, основа выживания в этом регионе.

в) Исследователи, считают, что на реке в летнее время эвенки ЗАГОТОВЛЯЛИ РЫБУ на зиму, следовательно, именно эта река обеспечивала выживание немногочисленного местного населении, она давала – РЫБУ, она - РЫБНАЯ и это её ГЛАВНАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА.   

Выводы
Искать соответствующие термины в сакральном языке иудеохристианства – иврите.

 4) Терминология иврита и идеология иудаизма
Выделим корни в топониме МАГАДАН, очевидно, что термин разбивается на составляющие морфемы (неделимые части слова, с точки зрения содержания) = МА+ГАД+АН.

а) Магадан – приморский город
Известен ряд приморских городов, содержащих в своих именах корень иврита – ГАД берег, край:
Польша - Гдыня, Гданьск - приморские города; ГАДА  берег, край + АИН  источник;
Россия - Гдов, город в Псковской области на реке Гда и на берегу Чудского озера, упомянут под 1431 г. как "Гдовъ на береге" (имя  и объяснение смысла);
Франция – Агд (Agde, Средиземное море).
Однако, город Магадан возник в 30-х годах XX века, к этому времени уже существовал гидроним Магаданка (Магадан), следовательно, в истолковании топонима-гидронима заложен другой смысл и связан он с характеристикой реки, главный ориентир на местности.
 
б) Магадан – характеристика реки
В своём изыскании, опираясь на комментарии других исследователей, мы пришли к выводу, что в реку Магаданка шли на нерест лососевые виды рыб, а местные эвенки летом устраивали здесь временное жильё для заготовки РЫБЫ на зиму, т.е. река -  ПРОМЫСЛОВЫЕ угодья.

МАГАДАНКА =  прочитаем слово наоборот, как в иврите – АКНАДАГАМ = А+КНА+ДАГАМ = КАНА приобретать, доставлять + ДАГ, ДАГА, ДАГИМ (множ.) рыба; т.е. МАГАДАНКА – река ДОСТВЛЯЮЩАЯ МОРСКУЮ РЫБУ, на нересте – бери руками, так плотно идут косяки. 
 
МАГАДАН = НАДАГАМ = НА+ДАГ+АМ = НА движение, передвижение + ДАГ рыба + АМ (ЙАМ) море; т.е. движение МОРСКОЙ РЫБЫ, или движение рыбы из моря.

Еврейской Энциклопедией Брокгауза и Ефрона (ст. Алфавит сравнительный) отмечена особенность при транслитерации (замена алфавитов) еврейских понятий на русский язык: ««йод» (буква) = (j) И: Иаир, Иосия, Иевус; но перед гласным звуком «И» исчезает: Исаак, Иссахар (вместо Иисаак, Ииссахар)».  Следовательно, в еврейском слове ЙАМ (море) буква ЙОД  при транслитерации на русский язык не писалась, и слово ЙАМ принимало форму АМ (море); обычная практика при транслитерации слов с языков имеющих другую письменность – что-то исчезает.
 
5) Библейское заимствование
Термин ДАГИМ (рыба) употребляется в  Библии около 25 раз:
а) 3 Цар. 4:33: «и говорил о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о РЫБАХ (ДАГИМ)».
б) 2 Парал. 33:14: «рыбные ворота (ДАГИМ)»; тоже у Немии 3:3: «Ворота Рыбные строили уроженцы Сенаи»; тоже у Софонии 1:10: «вопль у ворот рыбных».
в) Матф.14:17: «Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две РЫБЫ (ДАГИМ).
Много упоминаний РЫБЫ (Дагим) в Евангелиях: Иоанн - 8; Лука - 4; Матфей - 4; Марк - 4; до сих пор неизвестно, на каком языке писались новозаветные произведения, греческие варианты некоторые исследователи считают переводом с иврита или арамейского языка.

В христианской традиции РЫБА - известный, распространенный и важный первохристанский СИМВОЛ, на артефактах первых веков христианства мы встречаем РЫБУ повсюду: на саркофагах и в катакомбах; изображения рыб первые христиане носили на шее, как носят нательный крест.

Таким образом, значение топонима МАГАДАН иудеохристианское, это идеологический  СИМВОЛ, неизвестные нам миссионеры, побывавшие на этой территории вероятно в XVIII-XIX вв. – ОСВЯТИЛИ её, ввели в культ Бога, дали САКРАЛЬНОЕ ИМЯ. Скорее всего, по этой причине МАГАДАН и существует до сих пор (перестройка привела регион в упадок) – город-символ не может исчезнуть, пока существует иудеохристианство, ПРЕДКИ ТВОРИЛИ, работали по-Божески – НА ВЕКА.

«Ибо человек не знает своего времени.   
Как РЫБЫ (ДАГИМ) попадаются в
пагубную сеть, и как птицы запутываются
в силках, так сыны человеческие уловляются
в бедственное   время, когда оно неожиданно
 находит  на них»
              Екклесиаст 9:12