Город Петра

Мария Старкова
На зимние каникулы я вместе со своим папкой  ездила в Санкт-Петербург. Много слышала об этом замечательном городе раньше, но побывать там довелось впервые. 

Конечно много впечатлений от посещения разных дворцов и музеев, огромное количество фотографий возле разных достопримечательностей города. 
А первая фотография , первая увиденная мною местная замануха это Макдональдс. В нашей глуши таких заведений нет. У  нас только пельменные, рюмочные-закусочные, блинные да еще киоски  шаурмы  и кур гриль имеются.

В общем  в Макдональдсе побывала впервые, что там мы кушали я не помню, а вот пили молочный коктейль , который мне очень понравился. Он был похож на подтаявшее мороженое. Такой же густой и холодный, очень тяжело было втягивать его через трубочку. Вышли из этого заведения с пакетом в котором был стакан с коктейлем и сверток с гамбургерами.

Поехали на метро.  Я впервые в жизни оказалась там.  Это целый город , который расположен под землей. Я представила, что люди это кроты, которые живут в этих норах-станциях  и только иногда выходят наружу, чтобы вдохнуть свежего воздуха. Да так и есть , некоторые жители этого мегаполиса по два- три часа добираются на работу и столько же обратно. 

Это  сколько часов своей жизни они проводят в пути  и под землей, сколько дел можно было переделать за это, потерянное время. Жалко их, в нашем городке метро нет и добраться в любой пункт назначения можно минут за двадцать , пешком и неторопливо.

Нам в школе на истории рассказывали по войну и про те страшные события, которые пережил этот красивейший город- тогдашний Ленинград и его жители. Блокада, голод, смерть, подвиг, предательство, любовь, ненависть, честь и бесчестье такие разные слова , но все они характеризуют то , что происходило в окруженном , но так и не покоренном городе великого Петра и не менее великого тогда Ленина.

Когда мы были в метро, то никуда не торопились и с интересом рассматривали станции, поезда, вагоны  и конечно людей. Сколько их, таких разных, местных и приезжих, хозяев и гостей. Такого количества челов в одном месте я никогда раньше не видела. Я очень устала ходить по городу и  у меня от ходьбы болели ноги и хотелось спать от избытка впечатлений и смены часовых поясов.

Мне запомнилась одна старушка которая вместе с нами зашла в вагон метро. Маленькая , худая,  согнутая почти пополам.  Морщинистое лицо, длинный крючковатый нос и глаза - странные такие и необычные. Карие  с какими то темными точками на роговице. Мне показалось, что такие  глаза , в крапинку, я раньше, давно,  где то  видела. Но где не помню.

Она была одета в старую серую шубу, кое где вытертую до самой кожи и вязанную шапочку. За собой катила тележку к которой была привязана сумка с пустыми бутылками и жестяными банками из под пива. От бабушки исходил очень неприятный запах затхлости, старости , несвежего белья и мочи. Я подумала, что она очень похожа на бабу Ягу, которую изображают на новогодних представлениях. Только та , театральная бабка ежка была совсем не страшная, а в этой  было что то такое, от чего по коже у меня пробегали мурашки и хотело отойти от нее подальше.

У нее был очень цепкий взгляд от которого мне было не по себе. Взгляд от которого хотелось залезть под лавку , взгляд удава, который парализует волю кролика, взгляд, который вызывает  панический страх. Причина этого страха мне была непонятна.

Папа помог ей занести внутрь вагона тележку. У нас в городе принято уступать старикам место в автобусе, но здесь никто не предложил бабке сесть, а напротив,  люди недовольно смотрели на нее, шмыгали носами и морщились. Показывали своим видом, что им не нравится этот запах помойки , который источала эта пожилая женщина. 

Через несколько остановок освободилось сидячее место и папа предложил бабушке сесть, помог  довезти туда ее коляскц. Она уселась на лавку и стала, что то тихо бормотать. Папа сказал , что она почувствовала, что у нас из пакета очень вкусно пахнет едой и говорит об этом.  Он отдал пакет этой старушке, сказав, что мы сыты и пусть она попробует эту еду. Бабка очень  обрадовалась этому подарку, прижала его к себе и стала как то испугано озираться по сторонам как будто кто то отберет у нее этот подарок.

Потом мы еще долго ехали на метро, в вагоне стало свободно и мы усевшись на лавку рассматривали в окно напротив  станции и темные тоннели с гирляндами проводов, тянущихся вдоль стен. Монотонно стучали колеса, грохотали двери и звучал голос диктора объявляющий остановки.
Я задремала.

Когда приехали на конечную станцию в вагоне кроме меня   никого небыло. Странная пожилая попутчица  исчезла. Папы тоже небыло , но мне это показалось нормальным и я нисколько не переживала по этому поводу. Мне ведь двенадцать лет, я взрослая и могу самостоятельно добраться куда  надо, не смотря , что  город чужой.

  Открылась автоматическая дверь вагона, я вышла на станцию. Почему то основное освещение не горело, только тускло мерцало аварийное  и обозначение выхода в город. Поднялась по эскалатору к выходу. Странно , выход был забит досками. Чтобы не возвращаться назад попробовала отодвинуть доски и вылезти через дырку. Одна из досок была прибита только снизу и я сдвинув ее в сторону выбралась наружу.

На улице мела сильна пурга , все было занесено снегом , даже транспорт не ходил по проезжей  части из за заносов. Посреди дороги на путях возвышался трамвайный вагон с выбитыми стеклами. В вагоне прислонившись к стенке сидел какой то мужик с худым морщинистым лицом.  Порывы ветра трепали его длинные седые волосы, выбившиеся из под черной меховой шапки с опущенными ушами. Глаза у него были закрыты, вероятно он спал или умер.

Вдруг громкий механический голос  произнес на всю улицу какую то непонятную мне фразу, от которой мне почему то стало жутко: " Товарищи, отбой воздушной тревоги. Отбой воздушной тревоги. Можно покинуть бомбоубежище" . Я вздрогнула и хотела куда нибудь спрятаться, но потом вдруг поняла, что это все не настоящее. Наверное снимается фильм про войну и я оказалась на съемочной площадке. Я решила понаблюдать как происходят съемки и заскочила в открытое парадное одного из подъездов. 

Декорации были замечательные, даже в подъезде все было очень реально.
Занесенные снегом ступени,сквозняк, холод,  какой то мусор и тряпки на лестнице. Поцарапанные стены и двери квартир, запах каких то нечистот , строительной пыли, гари и паленых волос. Даже в воздухе витала какая-то безысходность и страх.

Вдруг я услышала какой то скрип и шаги из под лестницы. Я заметила, что там был вход в подвал, хотела спрятаться, но не успела. На ступеньках появилось два мужчины. Один в сапогах, странных темно синих штанах , расширенных сверху, шапке ушанке с кокардой и  черной шинели с кубиками в петлицах, талия перехвачена широким военным ремнем с кобурой. Военный или милиционер , подумала я. Только форма какая то новая. Второй был дед с бородой , как у Толстого в грязном тулупе, перепоясанном веревкой, ватных штанах и валенках. На голове была нахлобучена драная кроличья шапка, а на груди какая то жестяная бляха с номером. Дворник, догадалась я.

Оба покачивались и тяжело дышали, как будто только что делали какую то тяжелую работу. Я подумала, что они пьяные, хотя запаха спиртного не почувствовала. Вероятно актеры.  Как же реально они изображают голодных и уставших людей, хотя камер съемки этого эпизода нигде я не заметила.

-Девочка, ты с этого дома, - заметив меня спросил милиционер.
Я молчала, не зная , что им сказать. Была напугана этой неожиданной встречей,  отчего на глаза навернулись слезы.
- Ладно, иди домой. Не плачь, ты еще хорошо выглядишь. Держись, скоро конец блокаде. Нам помогут. - махнул рукой мужик в форме обращаясь ко мне.
- Так , говоришь в тридцать второй никого не осталось,- спросил он бородатого.
- А как же девчонка, вроде еще шевелилась , когда делали последний обход. Надо зайти, посмотреть, может жива еще. Пошли.

Держась за перила и часто останавливаясь они стали подниматься наверх. Слышу скрип открываемой двери, какие то движения там, голоса. Через несколько минут спускаются,  в руках у милиционера какой то тюк с лохмотьями.

Кагда они поравнялись  со мной и тяжело дыша остановились передохнуть, я заглянув через плечо мента уводила, что в это тряпье завернута худая изможденная девочка лет пяти с большими черными глазами и длинным крючковатым носом. 

Она смотрела на меня и что то беззвучно шептала своими тонкими губами.
- Хлеба, хлебушка. Дай. Я умираю.- заглянув в ее глаза я увидела такую безысходность и обреченность что мне стало страшно.

Пошарив по карманам я нашла там чупа-чупс и полпачки ментоса. Развернула их и протянула малышке, она не могла шевелиться и только открыла рот, куда я и сложила эти конфетки. Она закрыла рот и стала слабо их сосать.
- Живи маленькая, - прошептала ей губами.
-Спасибо,  я буду жить. И мы обязательно увидимся,- казалось было написано в ее выразительных глазах.  Я заметила, какие они у нее необычные- карие с какими то точками на роговице.Мне показалось, что такие  глаза , в крапинку, я раньше,   где то  видела. Но где не помню....

-Маша, вставай. Приехали. - слышу голос папки.
Открываю глаза, в вагоне только мы с папой и эта бабуля.
- Я же говорила, что мы обязательно увидимся,- слышу скрипучий голос старушки у себя за спиной.
- Живи маленькая, - шепчу ей губами , не оборачиваясь.