Эпилог. Честолюбец и демон

Роберт Рем Человеческая Трагедия
Роберт Рем
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
трилогия
© 2009 – 2012

Книга вторая
ВРЕМЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ,
или
Ночь могущества

роман




Вместо эпилога.
(продолжение)
Неизданные произведения Артура

Честолюбец и демон
(драматическая миниатюра)

     Честолюбец сидит за столом в своей каморке, обращается в никуда, подозревая, что в потустороннем мире есть демон, и разговаривает то с ним, то с кем-то неведомым, словно с самим собой.
     Демон находится в потустороннем мире: честолюбец его не видит, но демон видит все.

     Честолюбец
     – Когда-нибудь это должно было произойти. Лучше это сделать раньше… Вы спросите меня: почему? Я отвечу: я не был собой. Я не был искренен даже перед ним, своим отражением. Сон, который длился столько лет! Хватит, пора просыпаться; пора вверх, на волю. Я был один – любивший, но не любим; ищущий счастья, но не нашедший; стремящийся обрести себя, но потерян; полон сил, но в бездействии. Пустота… Лишь одна она… Просто не к чему стремиться – все уйдет со мною; мир от этого ничего не потеряет. Ничего! Жаль, что не воспользовался ни единым шансом; надежды рассыпались – нет света впереди. Обстоятельства так и не способствовали моему возвышению… Слез нет: прошли. Ничего не получивший и ничего не отдавший – никакой потери от меня. Росший, но не выросший, учившийся жить, но не выучившийся – передо мной нет ни единой тропинки, по которой я смог бы проковылять остаток дней. Все, что меня окружает – лишь бездна. Не спасшийся и не спасенный, веривший – но обманутый, способный – но загубленный, мечтающий – но так ничего и не осуществил. Простите… Я ухожу, ничего не оставив после себя, хотя мог сотворить много. Но это бессмысленно. Бессмысленно для меня нынешнего. Я уйду в бесславии. Да и к чему она, слава?.. Я уйду, не обретя любви… Меня не спасли и даже не попытались. «Я рожден, чтобы умереть», – так говорю я. Да, именно так… Что ждет меня впереди – там? Быть может все, чего я так и не обрел здесь: любимая и любящая, счастье, смех, жизнь! Ведь я почти забыл, что это такое жизнь. Я забыл, как звучит веселый смех в моих устах – настоящий, не притворный или любезный. Я забыл, что такое дружба. Я забыл все. Я думал, что закончилась лишь какой-то период моей жизни – глупец, а ведь закончилась она сама. Посланник уже вышел, чтобы забрать меня с собой – я покорюсь ему: мне нечего здесь терять. Я придумал себя, я придумал свое горькое существование, я все придумал. Но легенде, как известно, когда-нибудь приходит конец. Счастливый, нелепый, веселый, печальный, но – конец. Я должен подвести черту. Меня просят об этом, и я сделаю все так, как нужно…

     Демон (вдруг появляясь)
     – Я все о тебе знаю. Близка ли твоя смерть? – Думаешь, близка? Все те чувства, которые в тебе, всплывают наружу – сколько же в них любви! Сколько боли, страданий, слез! Ты постепенно исчезаешь. Ты перечувствовал и пережил всю свою жизнь в себе – нечего ждать. Ты прожил ее «от» и «до» – и свои неудачи и свой триумф. Твоя любовь нереальна – она не нужна, но сейчас, как тебе кажется, держать ее в себе невыносимо тяжело: необходим адресат, но адресат в ней не нуждается. У тебя никогда не было родины, которую ты мог бы назвать своею – а как тебе этого хотелось! Ты хотел иметь ее, чтобы говорить с ней о том, как она прекрасна! Ты хотел иметь счастливую семью, чтобы смеяться, но ее никогда не было, и тебе с самого рождения пришлось страдать. Ты был не понят ими: они были слишком заняты собою, чтобы обращать внимание на тебя. Ты стал скрытен. Ты открывался полностью только себе – замкнутый круг: все те чувства, которые ты хотел из себя выбросить, принимались тобой же самим. Ни о каких жизненных концепциях не могло быть и речи: ты думал, что не научился жить. Ты умеешь любить, но, полагаешь, что не умеешь быть любимым. В твоей жизни пока был единственный по-настоящему верный друг, но только небольшой период времени, хотя через твою жизнь прошло много приятелей, с которыми ты смеялся, острил, ребячился. Ты нравился и умел нравиться, и это тебе доставляло удовольствие. Но ты думаешь, что ни одна женщина не стала бы перед тобой на колени так, как мог бы сделать ты, или не заплакала от любви, как ты. Ты был красив, ты есть такой, но ты не научился пользоваться своей наружностью в полной мере. – Как же ты ошибаешься! – Везде, где ты был, ты оставлял какую-то часть себя; некоторые тебя любили, некоторые ненавидели, кто-то тебя считал одним, кто-то – другим, но, по сути, не знал никто. Тебе стало невозможно быть откровенным, поэтому ты считаешь, что не расположен теперь к настоящей дружбе. Ты расположен к любви, но тебе неизвестно: спасет она сейчас тебя или нет. Ты хочешь любить! Ты хочешь единения в любви. И ты способен на многое ради этого! Ты думаешь, что сможешь зарабатывать на жизнь только тем, что ты умеешь сейчас. Твои способности открывались и развивались. Искусство постоянно живет в тебе: открывая новые тенденции в тебе, оно открывает тебя самого. Ты задаешь себе вопрос: есть ли у тебя будущее? Один человек в тебе ответил бы, что есть, другой – нет и не будет. Оно могло бы быть, думаешь ты, если бы ты мог принять весь мир таким, какой он есть на самом деле; человеческие отношения – такими, какими они существуют в этом мире; любовь – такую, как о ней думают; дружбу – как ей дорожат. Но ты пока не можешь этого сделать. Для тебя отношения между людьми – искренность, дружба, если имеется таковая – преданность, а любовь – не только постель, но и душа, нежность и страсть, единство – если всего этого нет то и любить не зачем, ибо такой любви ты не встречал. Не зачем, думаешь ты, делать другого несчастным, обманывать, удовлетворяя лишь собственные прихоти. Ты задаешь себе вопрос: нужно ли пробовать начать все заново? Один в тебе сказал бы, что нужно, другой (тот, кто желает тебя потопить) – не стоит. Но ведь тебе же хочется! Однако ты не знаешь как. Обнаженная реальность встает перед тобой своей грязной печальной непробиваемой стеной. «Как быть? Как быть?» – думаешь ты в панике. Ты не хочешь плакать, но рыдаешь. У тебя резко меняется настроение: ты уходишь в себя, и «выпрыгиваешь, как молния». Ты хочешь обрести покой. Потому что не можешь больше терпеть. Вот, что я тебе скажу. Реальность много шире, чем ты о ней думаешь! И будущее есть у всех. Ты пока не разобрался в себе. Ты – прекрасен! Ты умен, целеустремлен и энергичен. Ты просто запутался и перестал замечать себя. Ты молод и считаешь, что больше не можешь ждать. Вот что я бы тебе еще на это ответил: жизнь намного разнообразнее, чем ты думаешь; в ней есть место и для горя и для радости. Находясь в тяжелых жизненных условиях, ты должен действовать и идти вперед, постепенно пробиваясь наверх, наружу. Время успеха придет, его только нужно дождаться!

     Честолюбец (продолжает)
     – Так продолжаться больше не может. Это лишь пустое бессмысленное ожидание – ожидание, которому так и не будет конца. Следовательно, его нужно приблизить. Это будет нелепый конец. Жизнь, потраченная на ожидание счастья – ужасно печально. «Бедность не порок, нищета – вот порок истинный». Можно быть бедным и счастливым; нищий же счастливым стать не сможет никогда. Я нищий. Все, что у меня осталось – лишь душа, прогнившая насквозь. Она так и осталась не востребована. У меня нет больше сил оборачиваться на прошлое или заглядывать внутрь себя. Я угасаю. Нет будущего. То, чем я занимаюсь, не принесет мне плодов. Другого я делать не умею. Мне все давалось огромной ценой, многого я лишался… И все напрасно. От нее не уйдешь. Ее можно только приблизить. Так стоит ли все продолжать?.. Суета сует – вот мое существование. А хотелось жить, радоваться, любить, быть любимым… Печально, что обернулось именно так… Я мог бы начать все заново, но зачем?..

     Демон (честолюбцу)
     – Ты думаешь, что все предрешено заранее? Ты полагаешь, что чем больше ты станешь бороться с зеленой бездной, тем сильнее она тебя будет втягивать в себя; нечего даже пытаться: все будет так, как должно быть. На протяжении всей своей жизни ты пытался обрести счастье – глупец, ты так ничего и не понял. Даже сейчас в тебе теплится искорка твоей тощей и призрачной надежды. Когда ты, наконец, поймешь его невозможность – будет слишком поздно. Печально, но – истинно. Как бы ты ни стремился к нему – никогда не сможешь дотронуться до него своими короткими ручонками: его нельзя достать. Ты станешь мифом, твоя жизнь станет сном, скитания – твоей реальностью. Куда бы ты ни бежал от себя – в конце пути всегда будешь сталкиваться с ним лицом к лицу, пока, наконец, не поймешь, что этот марафон бессмыслен. Его тень будет преследовать тебя постоянно: ты – свой пленник. Печально, но – правда. Ты стремишься любить, но любовь твоя не приносит тебе ни покоя, ни суеты – лишь страдания. Ты пытаешься верить в нее, но в действительности, оглядываясь на себя, понимаешь, что смешон и готов вытворять глупости. Твои чувства тебе во вред – вырежи их и выброси к черту! При всем своем желании ты не сможешь истинно наслаждаться ими сейчас: ты бы хотел, да тебя не поймут, к тому же примут за дурака. Грубо, но – правда. Все последствия твоих страданий выявятся на твоем лице: оно будет покрываться морщинами и стареть. Ты станешь стариком, стариком, которого никто не простил… Которого я не простил. Не простил потому, что ты – моя собственность. Но время залечит все раны. Глупец тот, кто всю жизнь хочет провести в страданиях. Я не хочу, чтобы ты был одним из таких, ты сам этого не хочешь, и ты не станешь таким! Но глупец и тот, что прожил не любя, или кому казалось, что он любил, но… только казалось, а на самом деле это была лишь ложь для собственного успокоения. Люди – себялюбцы. Мало того – они просто глупы. Они даже не отдают себе отчета в том, что они делают. Пытаясь обрести так называемую любовь, они уходят от истинной любви. А через годы это поймут и скажут, что они несчастливы, что они любили когда-то и были любимы, но судьба не позволила им быть рядом с любимым человеком. Но я этому не поверю! Хочешь быть счастливым – будь им. Или делай все для того, чтобы им стать. Это говорю Я. Но… люди в большинстве своем глупы. Печально, но – правда. Пускаясь на поиски любви, они переходят из постели в постель, тем самым уходя далеко от тех линий жизни, где господствует подлинная любовь! Это закон! Пресыщаясь, они теряют любовь. И потом им кажется, что она невозможна, и они пребывают в безмолвном неведении – но только пока. Время рассудит. Оно покажет все их промахи. Оно уткнет всех носом прямо в их же собственное дерьмо, которое они все эти годы терпеливо лелеяли и обхаживали. Вот тогда-то мы и поговорим. Я буду смеяться над их слезами язвительно и мстительно: что ж, получайте свою реальность: вы к ней так неутомимо стремились – так упивайтесь же ею! Все ошибки всплывут на поверхность. Все, что этих людей будет окружать, это – печальная, горькая и злорадная действительность, которая будет ухмыляться, словно постоянно повторяя: «Ха-ха-ха! Я – ваша! Я – ваша!» Люди станут оправдываться перед собой, отбрасывать ее, но действительность останется… И тогда они поймут всю никчемность своего существования – на плечи будет давить груз огромной тяжести. Они взмолятся о прощении, но я буду безмолвствовать. Так оставайтесь же один на один со своим жалким, ничтожным существованием! Больно? – но истинно! Я не хочу, чтобы и ты так говорил о себе: я дам тебе и любовь и счастье, но только… может быть… Почему «может быть?» – Потому что ты рожден для Успеха!..

     Честолюбец
     – Что мне даст успех? – Деньги? Славу? Армию поклоняющихся слепцов? Культ? – Ничтожно все это. Творчество – вот, что должно руководить мною. Я хочу выговориться с его помощью, тем более что мне есть что сказать. Деньги? – Прекрасно: я хочу прожить в достатке. Слава? – Ха-ха! Просто смешно! Все остальное – тоже бессмыслица! Но… только «может быть»… У меня нет любви: я в ней нуждаюсь. Так пусть же это будет любовь толпы – эта грязная, пошлая повинность. – Чья? – Ну не моя же… Хотя какая разница? – Отвечать перед тобою мне все равно придется. И тогда ты скажешь мне, что вся моя жизнь – это большой склад мусора, скопленный мною с каждым годом. По крупицам я собирал его для того, чтобы ты дал мне потом почувствовать его невыносимый затхлый запах. И я почувствую его. Я уже чувствую и поэтому прошу тебя изменить мою жизнь. Ты сам знаешь, о чем я прошу. Дай мне счастья, я ведь его заслуживаю!

     Демон
     – Болван! Ты так ничего и не понял!

     Пауза.

     Демон (размышляя)
     – Хм. Просто тебе не повезло. Может, на твоем пути попадались не те люди? Говорят, что талантливый человек виден сразу, хотя бы потому, что рядом с ним всегда много бездарей. Ты относишь себя к таланту, к творческим дарованиям, честолюбец? Если у тебя и были какие-то способности, то они ржавели и рассыпались с течением времени. В своем воображении ты, наверное, видел себя героем, но что-то мешало тебе быть им снаружи. Рождаются все одинаковыми, но каждый проходит по-разному свой дальнейший путь. «Выброшен из общего потока и увяз в трясине» – вот такая характеристика тебе подходит. Ты не знаешь, как тебе выбраться. Это словно заколдованная лестница – движение по кругу – проходя один пролет вниз по этажам, выходишь вдруг на него же, и никак не можешь спуститься вниз. Нет любви, нет любимого дела; что-то мешает тебе им заниматься, что-то препятствует в тебе любви. Стремление любить борется с гневом. Стыд быть таким любвеобильным и желание сделать больно тому, кто может понять, что это слишком редкая способность. А может быть нет?.. Может, это все не правда?.. Один в тебе преследует другого. Ты не справляешься с ними. Если кто-нибудь захочет помочь тебе – ты холодно и надменно откажешься, хотя будешь желать этой помощи. Скорее всего, причины просты и всем понятны… Даже не видишь путей к выходу, как будто невидимая пелена мешает тебе пройти. Ты пренебрег своими желаниями, останавливал себя в своих порывах и стремлениях. Ты круто менял не жизнь, а что много хуже, судьбу. В совокупности все это привело тебя к твоему нынешнему положению. Ты находишься в подвешенном состоянии: нет настоящего, без которого невозможно будущее; прошлое ты отрезал и выбросил, хотя в снах твоих оно возвращается к тебе, принося некоторую грусть. Существует лишь один человек в этом твоем мире – ты. И нет никого более. Вряд ли кто-либо догадывается о твоих муках. И тебе от этого больно и грустно. Жаль, единственно, что была загублена молодость – дар, который дается лишь один раз и которого у тебя больше не будет. Вообще, таких судеб было много, но их всегда объединяло одно – завершение.

     Честолюбец (сам себе)
     – Дай мне срок – я буду первым! Я мог бы так сказать, но так я больше не скажу. Я не выразился. Не нашел нужного пути, чтобы выбраться из западни. Я не способен на чувства: я уже просто не дам чувственности выбраться на поверхность. Прощай, душа. И это не просто слова. Борьба. Сколько было ее! Зачем продолжать бороться далее? Теперь нужно желать только одного – завершения, чтобы освободиться. Раньше можно было ожидать выбора между освобождением и шансом на действие, но… то было раньше. Я просто исписался, потрепался в душе, угас и пришел к выводу, что из всей своей жизни я вынес только скорбь по жажде жизни, и все это уценил. Я потратил время зря. И ничего не изменить…

     Демон (в зал)
     – Стараясь больше никогда не вдаваться во все подробности, он пребывает. Но время отнимает у него это стремление уйти от мыслей, и, находясь в жизни иносказательной, он снова и снова задает себе вопросы. Действуя, он мечтает о бездействии. Но почему? Всякое действие должно быть оправдано и полезно; его же – в ущерб его истинным желаниям, поэтому оно вредно. Постоянно изнывая от непомерной усталости физической и моральной, от своего незаслуженного положения, он грубеет, становится черствым, жестким наперекор своей сущности. Желание боготворить и быть любимым переходит в ненависть, желание приносить добро отторгается, злость приходит на смену другим эмоциям. Он пытается стать жестоким, но от несоответствия этого стремления с его духовностью, он становится жестким снаружи, но прячет внутри от всех свою слабость. Он не находит сил на борьбу, жизнь, любовь. Его душа рыдает, проклиная все обстоятельства, направившие течение его жизни в это унылое русло. Вдали от искренности и общения он очень одинок. Он знает людей, поэтому не может находиться в их обществе долго: многие речи кажутся ему глупыми, лишенными смысла – он больше никогда не сумеет их понять. Когда-то он был другим, но сейчас обстоятельства не способствуют его веселью и радости… Он думает, что никогда не сможет стать прежним. Судьба подарила ему смерть вместо жизни: он не живет – он умирает. И сейчас, когда ему так хочется сделать последнее движение, чтобы спастись, рядом с ним нет человека, который помог бы ему. Он понимает, что в желании найти его уже обречен и уже не думает, приложить ему последние усилия или нет? Если да – то зачем?.. Становясь слишком откровенным и говоря правду, он вызывает неприязнь, так как разрушает людские иллюзии: его не понимают, его не принимают и незаслуженно страшатся, его отталкивают. И от этого он очень несчастен. Он больше не уверен, может ли он любить, может ли приносить счастье, радоваться жизни? Ему бы этого очень хотелось, но, опять же, случай так и не предоставляется. Он молит господа и не знает, что ему еще предпринять. В случае богатства ему открылись бы всевозможные пути к успеху… Но он беден, за бедностью – нищета, дальше которой крах – крах надежд и мечтаний. И он вынужден мыслить, он вынужден быть тем, кем существует в мозгу у окружающих – человеком с непонятной целью или человеком опасным, человеком, которому не доверяют. А поскольку он не желает мириться с такой участью, он молит господа, просит людей (впрочем, каждый из людей в душе просит об этом), но те – те не дают ему тепла. Что же мне с ним сделать?..

     Демон (честолюбцу)
     – Милый друг! Раньше ты стремился найти их расположения, хотел общения с ними, но тебя отвергали. Ты был никем для них. Но благодаря труду и внутренней работе ты вскоре многого добьешься. И потом уже не ты, а все остальные будут искать встречи и общения с тобой, твоего расположения, твоего внимания, твоей дружбы, твоей любви! Каждый из людей в душе просит о любви, тепле, счастье. Но не каждый работает над собой так, как ты, поскольку большинство – простые обыватели. Ты примешь этот мир. Ты найдешь свое счастье и добьешься успеха. И в душе будешь смеяться, испытывая гордость от своей победы!

     Демон метает молнию в честолюбца. Тот падает.

     Конец пьесы. Аплодисменты зрителей.

     Демон (в зал)
    – Что вы рукоплещете?.. Вас унизили, а вы в восторге.

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/04/14/2149

Вернуться к предыдущей главе: http://www.proza.ru/2013/04/14/2107