Работа над словом

Сергей Ильвовский
Хочу рассказать одну историю, которая, может быть, покажется кому-то забавной, а кому-то и пользу принесёт. Дело было так:

Несколько лет назад на одном Интернет-ресурсе привязалась ко мне одна дама и буквально забросала меня «личками». Уведомления приходили на почту, мне приходилось каждый раз входить на этот ресурс, мне надоело, и я просто дал ей своё «мыло». Стало ещё хуже – теперь она забрасывала меня письмами.

Ей требовалась от меня самая «малость» - вынь да положь ей детективный рассказ! Причём на очень жёстких условиях – рассказ должен быть не более 1 страницы формата А4 12 кеглем и при этом он обязательно должен быть как-то сюжетно связан с Агатой Кристи и с кем-нибудь из её героев.

Как я понял она работала в какой-то фирме по производству компакт-дисков и они навыпускали огромное количество этих самых дисков с сериалом про мисс Марпл, а их никто не брал. Вот они и решили устроить рекламную кампанию под видом конкурса рассказов, фотографий и пр. Вот потому-то и были такие жёсткие условия

В общем «достала» она меня настолько, что я решил, что проще будет написать какую-нибудь пустяковину, чем отбрыкиваться от неё.

Решить-то решил, но попробуйте сами написать рассказ всего лишь на одну страницу текста, да ещё с выполнением всех их условий. Даже при обычном слитном тексте на страницу влезает не более 730-735 слов, а в рассказе ведь и диалоги должны быть, а это автоматически влечёт за собой потерю места.

Про то, что это всё-таки должно быть именно рассказом с каким-то смыслом я уж умалчиваю.

Тем не менее, какая-то более-менее связная пустяковина получилась и после неоднократного редактирования она таки на страницу влезла и стала состоять из 568 слов вместе с названием.

И вот тут мне и самому уже стало интересно: из каких соображений я исходил, поставив то или иное слово?

И я взял, да всё это и написал. Сам рассказик и все мои соображения по этому поводу - ниже
______________________________________________________

«Трёхмерность пространства»

- Поезжайте, не ждите меня! – Капитан Доценко захлопнул дверку патрульной машины и, не спеша, направился к лейтенанту Салазкину, который стоял вместе с каким-то человеком в богатой дублёнке, но без шапки, около ярко освещённой витрины дорогого бутика.
- Так какие, говоришь, тут марсиане с НЛО объявились, что совершенно незаметно умеют шапки воровать? И на хрена они им там, на Марсе?– Всё это он проговорил на ходу, стягивая перчатку и протягивая руку, чтобы поздороваться.
- Да не марсиане, товарищ капитан – участковый Салазкин пожал протянутую руку – человек-невидимка! Вот, третий случай за неделю – он тыкнул пальцем в сторону человека без шапки – опять шапку содрали и снова никого! Вы вспомните – это он говорил уже потерпевшему – ну должна же была машина какая-то мимо проезжать!
- Да говорил же вам – не было никакой машины! – Не мог я не заметить – поздно сейчас, машин мало! И не по краю тротуара я шёл, а ближе к витрине!
- А откуда и куда вы шли? -  Поинтересовался Доценко у кипятившегося гражданина?
- Оттуда – человек показал рукой. Из гаража шёл. Поставил машину и домой двинулся. Вдруг – бац, и шапки нет! Оглянулся, а сзади нет никого! И через улицу никто не бежит.
 - Вот и я про то же. Дальше банк – он ночью закрыт и вообще там охрана внутри ну, негде там спрятаться! Чёрт знает что! Третий случай за неделю на одном и том же месте, и снова никто никого не видел! Должна была быть машина – вы вспомните получше! Ехала себе спокойно мимо, сзади окошко открыли, руку протянули и содрали шапку. И – по газам сразу!
Доценко поднял руку, призывая потерпевшего пока помолчать.
- Витя – мы не в Лондоне с тобой. Человек правду говорит – не было никакой машины.
- А Лондон тут ещё при чём? – Выпучил, от удивления, глаза участковый.
- А при том, что это у них там движение левостороннее, а у нас – правостороннее, как у всех нормальных людей. Если бы шапку содрал кто-то из машины, то человек, с которого её содрали, обязательно должен был бы видеть, как эта машина дальше поехала. А вы же её не видели, правда? – Это он спросил уже у потерпевшего.
- Так я это уже ему битый час объясняю!
- Плохо ты в школе, Витя учился – забыл, что кроме осей абсцисс и ординат, существует ещё и ось ординат. Если шапка не улетела по горизонтали – значит что? Правильно – она улетела по вертикали. Вверх она улетела, Витя, вверх!
- Да смотрел я, товарищ капитан! – От возмущения усы Салазкина, аж вздыбились! Над витриной козырёк – сантиметров тридцать от силы, не спрячешься там! Да и рукой оттуда не дотянешься – высоко, метра четыре добрых!
- А выше посмотреть не догадался? Во-он, видишь - на третьем этаже окошко неплотно прикрыто?
- Вижу, ну и что? Проветривают, наверное.
- А то, что днём минус пятнадцать было, а сейчас уже все двадцать, если не ниже. Люди давно окна все позакрывали, и все щели бумажкой заклеили! А тут – открыто. Сидит, понимаешь, там «рыболов» и спиннингом лесочку с тройничком спускает – чёрта лысого её в темноте заметишь. Подцепил шапку за шнурки – и на карниз над витриной приспособил. И – спрятался. И окошечко прикрыл, но не полностью, чтобы не нашуметь.  А с карниза потом тем же макаром заберёт, когда шум утихнет – ночью. Пошли, Эркюль, сейчас мы его тёпленького на месте возьмём. Холодненького, точнее – комнату-то он наверняка выстудил за это время.
- Какой ещё Эркюль? – Недоуменно спросил Салазкин.
- Пуаро. Сыщик такой знаменитый у Агаты Кристи – на тебя похожий. Тоже с усами, только лысый. А так, один к одному - умища немеряно.

А тут я попробую немного объяснить, как я работал.

Значит – разговор начинается с НЛО и с «марсиан». Почему марсиане – чаще говорят: инопланетяне. А потому, что есть такая книга у Герберта Уэллса – «Война миров», в которой на Землю нападают именно марсиане. Тем более, что дальше говорится про человека-невидимку. А это другой роман всё того же английского писателя-фантаста – «Человек-невидимка».

Таким образом, я уже дал некоторый намёк на Англию – мне же нужно как-то оправдать появление и Агаты Кристи в тексте и Эркюля Пуаро, а текста-то всего одна страница по условиям.

Далее в тексте идёт про Лондон и левостороннее движение в Англии. Всё, что там написано – абсолютная правда, причём и в «детективном» отношении. Человек, с которого содрали шапку, сначала будет несколько огорошен, потом, не видя никого перед собой, начнёт оглядываться назад и, скорее всего, влево, просто потому, что справа ярко освещённые витрины магазина.

Так что он неминуемо видел бы машину, высунувшись из окна которой, с него кто-то мог бы содрать шапку и, даже, мог увидеть и сам процесс похищения и запомнить номер машины – она же должна будет поехать вперёд, перед его глазами.

А в Англии всё было бы наоборот – машина ехала бы ему навстречу и, пока он бы соображал и оглядывался, успела бы уже удалиться на значительное расстояние.

Таким образом, это уже был второй и прямой намёк на Англию и мне совсем просто будет перейти к Агате Кристи в конце текста – база подведена и читатель не будет считать это притянутым за уши.

Теперь о «трёхмерности пространства». Я пытаюсь провести мысль, что участковый Салазкин дурак потому, что он не в состоянии мыслить сразу во всём объёме проблемы – плоскостное у него мышление. И даже в плоскости он ограничен – дальше проезжающей машины его мысль не распространяется, а ведь потерпевший сам указывает ему на более дальнее расстояние по оси ординат – У  (через улицу никто не побежал). Что там на другой стороне улицы его уже не волнует. То же самое происходит с ним и по оси аппликат  Z – увидев, что с козырька витрины рукой до шапки не дотянуться, он тут же теряет интерес к оси ординат и мыслит даже не в плоскости, а только вдоль оси  Х – оси абсцисс. До того, что шапку можно содрать и не рукой, а с помощью какого-то приспособления его мысль даже и не доходит.

А, вот, капитан Доценко может мыслить шире – потому и моментально приходит к правильному выводу.

Только, вот, и в математике он не так уж особо «силён» - говорит, что кроме оси абсцисс существует ещё и ось ординат, а ведь в трёхмерной системе координат вертикальной является не ось ординат, а ось аппликат. Только если бы Доценко в рассказе сказал бы про эту ось, то многие могли бы просто не понять – трёхмерная система координат в школе не изучается, да и в ВУЗе не любом, а из тех, кто это и изучал когда-то, мало кто об этом помнит. А вот про ось ординат помнят (она просто перед глазами моментально встаёт), вот я её и пишу.

И – по мелочам – усы у Салазкина, это чтобы Доценко мог связать его с Эркюлем Пуаро, а богатая дублёнка на потерпевшем в совокупности с тем, что у него есть, и машина, и гараж косвенно говорят о том, что и шапка, наверняка, была неплохая. И капитан Доценко снимает перчатку, чтобы поздороваться, что тоже косвенно говорит о том, что на улице мороз.

Всё это только на вид кажется надуманным и сложным – если привыкнуть к такому способу написания текстов, то очень быстро всё это начинает происходить уже автоматически. Но, редактировать самому нужно обязательно и вот тут уже смотреть – где-то что-то может быть и усилить, где-то, наоборот, затушевать.

Главное, чтобы у читателя всегда была почва для каких-то ассоциаций, которые должны крутиться в его подсознании.