Памяти Сент-Экзюпери

Поправкин
Это было зимой  1993 года. Мы летели куда-то на Восток. В Актюбинске сели.
Получилось так, что к АДП (аэродромно- диспетчерскому пункту) мы шли с французским экипажем, который прилетел туда со специалистами по геологии и трепались на английском. Вот тогда я вспомнил о “Маленьком Принцt” и его словах об ответе за тех, кого приручили. Пока шли к АДП, Капитан мне подарил 50-и франковую купюру с изображением Антуана Де Сент Экзюрери и Маленьким Принцем. А в экипаже меня прозвали
 Маленьким Принцем.
Потом, я попросил одну американку отправить моему другу в Северную Каролину “Маленького Принца” на английском, потому; что у неё была такая книга, а мой друг даже и не слышал о Сент Эксе.
Потом, одна женщина прозвала меня Маленьким Принцем, когда появились моя книга
А я всегда восхищался Антуаном де Сент Экзюпери . А его “Маленький Принц” это сказка всех времён и народов. Мне даже казалось, что тот, кто любит “Маленького Принца” не может быть плохим человеком в моём понимании. Забегая вперёд, скажу, что один человек, который любил “Маленького Принца” не оказался хорошим, а человек, который сказал, что любить его только ради его слов “Мы в ответе за тех, кого приручили“-наоборот! Пожалуй, это исключение из правила.
Когда меня списали и я написал свою книгу, то один мой товарищ , порекомендовал меня, как человека с которым летал, для правки литературного перевода с французского языка на русский, книги Люка Ванреля "Сент-Экзюпери, последняя тайна" Перевод был сделан Аллой Беляк. Издательст¬во "Всемирный¬ следопыт" поручило переводить¬, ей. Как писала Алла “Поскольку там есть очень важная доказатель¬ная часть, основанная¬ на сравнении деталей и обломков самолетов,¬ безусловно,¬ необходим специалист¬-редактор, который проверит работу переводчик¬а.”
Я с энтузиазмом выполнил предложенную мне работу, считая это за честь. Я лишь попросил, чтобы один отпечатанный экземпляр был моим. Стоял холодный январь 2009 года и я с нетерпением ожидал выхода книги весной. Прошло несколько вёсен, которые успешно сменились летами и осенями, и каждый раз 1 декабря наступала зима, но книга не появлялась! Тогда я связался с Аллой. Вот что она сообщила
 “книга так и не вышла - издатель оказался жулик, перевод взял, а печатать и платить - раздумал.
Я сейчас немножко загружена работой…”
Типично. Я уже писал “О писательстве и книгоиздательстве “ Стандарт!
В общем, тяжело было носить в себе эти знания и предложил Алле самой выложить в интернете этот перевод. Она не захотела, тогда, через некоторое время я предложил ей написать рассказ . “С сюжетом делайте, что хотите, на здоровье, удачи Вам!”- был ответ.
Всю книгу пересказывать –рискованно. Некоторые моменты следует конкретизировать, а некоторые просто опустить, поскольку этот рассказ не будет переведён на языки народов мира и будут его читать только русскоязычные.
Итак, как известно, Вторая Мировая Война началась с нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 года.
3 сентября Франция объявляет войну Германии. Началась “странная война” Эта ‘странная война’ почти безо всяких боевых действий закончилась в мае 1940 года, когда немецкие войска утомившись от такой войны в соответствии с планом «Гельб», начали широкомасштабные наступательные действия на территории нейтральных Бельгии и Голландии. С территорий этих государств фашисты обошли линию Мажино, основное укрепление Франции и стремительно захватили почти всю Францию. 22 июня Франция капитулировала, а остатки англо-французской армии были вытеснены в район Дюнкерка где они эвакуировались в Великобританию. Подписание акта капитуляции проходило абсолютно там же и в том же месте, где и была подписана капитуляция Германии в Первой Мировой Войне.
В свободной зоне в результате государственного переворота устанавливается профашистский режим Петена(Виши), взявший курс на тесное сотрудничество с Германией. Франция обладала достаточной силой и её действия не поддаются здравому смыслу!
Французский флот отводится к берегам Северной Африки, чтобы не попасть под влияние Германского и Итальянского. Тут же Британские военно-морские силы уничтожают почти весь Французский Флот, хотя ни один из линкоров не пострадал! Это произошло 3 июля 1940 года.
Одновременно с Вишистской, профашистской Францией существует «Свободная Франция», возглавляемая генералом де Голлем. Часть военнослужащих бежит в Британию, а часть в СССР, некоторая часть служит Германии.
Нет единой Франции!
Режим Виши действовал в общем русле германской политики и устраиваются погромы
Против евреев и коммунистов. Была даже создана фрако-германская дивизия СС.
В Германию отправляются французские рабочие в обмен пленных, захваченных в начале оккупации.
В такой ситуации Союзники  по антигитлеровской коалиции  вторгаются в северо-западную Африку- Алжир и Марокко, территорию вишистской Франции. На этой территории сконцентрированы значительные силы армии и флота ,существовала опасность того, что ВМФ вишистов может попытаться отомстить за атаку британцев 1940 году. Так и была разработана операция “Торч”-“Факел” начавшееся 8 ноября 1942 года.
27 ноября 1942 г. основные силы французского военно-морского флота с санкции правительства Виши были затоплены, чтобы они не доставаться ни странам Оси, ни антигитлеровской коалиции.
Примерно в это время и начинается отток из Франции тех, кто хотел драться с фашистами.
В Калугу в марте 1943года, на аэродром Полотняный Завод прибыла знаменитая Нормандия-Неман
 Антуан де Сент-Экзюпери уезжает в Соединённые Штаты в 1940, а уже январе 1941 с большой помпой вручают Национальную книжную премию за «Планету людей» . За время его пребывания в Соединенных штатах будут опубликованы три книги: в 1942 г - «Военный летчик», в 1943 - «Письмо заложнику» и «Маленький принц». Писатель Дени де Ружмон, уроженец франкоязычной Швейцарии, работавший на радиостанции «Голос Америки», вспоминает о том, какую тоску испытывал Сент-Экзюпери в этот период.
Ему не терпится воевать с фашизмом, но ему уже 43! В таком возрасте его не хотят переучивать на самолёт, тем более истребитель! Возрастной предел: тридцать лет.
15 марта 1943 года - ура! Он получил гарантию того, что его примут в отряд, сражающийся в Северной Африке, благодаря поддержке американского генерала Дулиттла. Сент-Экзюпери слишком стар, чтобы пилотировать «Лайтнинг», но он уговорил генерала, и американские власти склонились перед славой самого известного в США французского писателя.
Будучи ещё подполковником Дулиттл возглавил операцию по бомбардировке Токио. Это примерно тоже самое, как начало бомбардировок  Берлина полком ДБ-3Ф под командованием  полковника Е. Преображенского 8 августа 1941года. Наш ответ за 22 июня, за бомбардировку Москвы.  Американцы мстили за Перл-Харбор, 7 декабря 1941 года.  18 апреля 1942  16 бомбардировщиков с пилотами-добровольцами стартовали с авианосца Хорнет. Это был билет в один конец. Планировалась посадки в Китае, так как самолет Б-25 Митчелл был сухопутным и на авианосце  сесть не мог. Один Б-25 сел на территории СССР и был интернирован, остальные пытались сесть в Китае, но до аэродромов не добрался никто. 4 самолета сели на вынужденную, экипажи остальных прыгнули с парашютами. Большинство (в т.ч. Дулиттл) так или иначе с помощью китайцев вернулись в США, но 8 летчиков попали в плен, из них 1 умер и трое были казнены .
А что Антуан де Сент-Экзюпери? Из перевода Аллы книги Ванреля "Сент-Экзюпери, последняя тайна" 
“Он таков, Сент-Экзюпери – смесь идеализма, сумрачной грусти и  нетерпения. Когда товарищи по II /33 начинают его вспоминать, они еще говорят про его веселый нрав. Сложный персонаж. Пройдя административные формальности на воздушной базе в Лагуа, он снова вернулся к тренировкам. За месяц выполнено двадцать восемь часов  полета на «Блоке 174», «Симуне» и «Норт-Америкэне». 8 июня в Уйде в Марокко он пилотирует «Лайтнинг» П-38! Возраст, ранения – серьезный гандикап для полетов на очень большой высоте, в негерметизированной кабине, но все проходит нормально, несмотря на его упорный отказ говорить по-английски,  что не облегчает общения ни с наземной американской службой контроля, ни в небе, где плотность самолетов значительна. Ради чего такое упорство? Из перфекционизма. «И вообще, в Нью-Йорке это плюс, - объясняет он, несколько лукавя, одному из своих американских друзей - Джону Филипсу. Когда я хочу получить чашку кофе, я направляюсь к самой красивой официантке и объясняю ей жестами, что мне нужна чашка, блюдце, ложка, кофе, сливки и сахар. Она видит, как я гримасничаю, и улыбается. Тогда какого черта учить английский и лишаться этой улыбки?»
Но теперь он больше не в Нью-Йорке, и английский язык обязателен для контакта с диспетчерской. Сент-Экзюри презирает радиогарнитуру: «От этих наушников у меня только голова болит, - терпеть не могу все узы, которые связывают меня с землей.»
Что же до П-38, то он делится первыми впечатлениями с Шамбом:
В небе, на высоте 10000 метров Сент-Экзюпери забывает о приземленности своего существования… 19 июня он получает удостоверение на годность к полетам на большой высоте: «Во время продолжительной дистонии (состава воздуха обеднённого кислородом) на высоте 12000 м отмечаются небольшие болезненные проявления в месте бывшего перелома"... 25 июня  его производят в командиры корабля. 1 июля II/33 размещается в Ла Марса в Тунисе, Сент-Экзюпери селится на вилле командира эскадрильи Рене Гавуаля в районе Марса-Пляж. Он счастлив, работает над «Цитаделью», ложится поздно, встает поздно, слегка досаждает хозяевам обычной своей рассеянностью. Оставляет краны открытыми, лампы зажженными, - хотя вода и электричество строго нормированы. Не закрывает балконную дверь своей комнаты, и уличные мальчишки, пока он спит, крадут у него бумажник, часы и ручку.”

“Сент-Экс, таким образом, «переподготовлен» на «Лайтнинг» П-38. Он выполняет первое военное задание 21 июля 1944 года. К несчастью, первого августа мотор выходит из строя, он немного медлит с посадкой и тормоза заклинивает. После нескольких прыжков самолет цепляется крылом за ветки оливы. Гавуаль снова отправляет его в полет, чтобы стереть это плохое впечатление, но кое-кто из американских высших офицеров используют этот инцидент, чтобы снять его с полетов. С точки зрения технической, медицинской, стратегической – они правы. Сент-Экзюпери слишком крупный, слишком старый. Пилоты высотной разведки работают по секретным планам, составленным генштабом. В отличие от истребителей и бомбардировщиков, чтобы задание считалось выполненным, они должны вернуться на базу, и ни в коем случае не попасть в руки неприятеля, который, таким образом, получил бы доступ к сведениям о стратегии верховного командования. Есть еще и ревность кое-кого из французов, которым не по нраву наше включение в американскую авиацию, - объясняет Гавуаль, - они говорят, что мы  носим знак Виши вместе с крестом Свободной Франции», - а это всего-навсего их эмблема, пресловутая двойная секира.
И Сент-Экзюпери выводят из списка пилотов.
Конечно, он писатель и поэт, но витать мыслями в облаках не рекомендуется даже на истребителе.
Он тут же бросается в Алжир.
Стоит лето 1943-го года. В политическом плане де Голль отвоевал часть территории. Он сопредседатель Комитета национального освобождения.
Кодовое название его последнего вылета 31 июля: «SODA» разведка над Греноблем и Шамбери.

В понедельник 31 июля 1944 г. в 8.45 капитан Антуан де Сент-Экзюпери взлетает с аэродрома Бастия-Борго на борту самолета Лайтнинг П-38 N223  для проведения  высотной картографической фотосъемки в районе Гренобля-Аннеси. На борту самолета он один. Время ожидаемого возвращения 12.30—13.00.  В 14.30, не имея никаких вестей, его объявляют пропавшим без вести.
Был ли Сент-Экзюпери сбит немецким истребителем?
Погиб ли в результате отказа двигателей или навигационного оборудования?
Ушел ли из жизни по собственной воле?
“Никто еще не знает, что Сент-Экзюпери оставил на видном месте - на столе в своей офицерской комнате два письма. Первое обращено к его музе, любви всей его жизни, Нелли де Воге – прелестной, нежной и такой аристократичной: "Четыре раза я чуть не погиб. Мне это совершенно безразлично. На ту фабрику ненависти и непочтительности, которую они называют дисциплинарным наказанием, мне наплевать. Пошли они в задницу».
Второе письмо адресовано Пьеру Даллозу, руководителю партизанского движения в Веркоре: «Хотел бы я узнать, что вы думаете о нынешних временах. Я впадаю в отчаяние...
Я вошел в войну насколько возможно глубоко. Я – наверняка старейший из военных летчиков мира. По тому типу одноместного истребителя, который я пилотирую, - возрастной ценз – 30 лет. И недавно у меня отказал мотор на высоте 10000 метров, над Аннеси, в тот самый момент, когда мне исполнилось 44 года! Пока я тащился над Альпами со скоростью черепахи, выставленный на поживу всем немецким истребителям, я тихонько посмеивался, думая про суперпатриотов, которые запрещают мои книги в Северной Африке! Забавно!»
«Если меня подобьют, я абсолютно ни о чем не пожалею. Грядущий термитник вселяет в меня ужас. И я ненавижу их добродетель роботов. Я родился, чтоб быть садовником.»…
Сент-Экзюпери осознает, что де Голль отныне олицетворяет историческую легитимность Франции, но он не скрывает ни своего недоверия в его адрес, ни отвращения к его окружению. «Я под большим впечатлением от этой банды сумасшедших, от их вкуса к драке между французами, их пожеланий относительно послевоенной политики,  - пишет он своему американскому издателю Хичкоку
Так начинается загадка, которая продлится больше полувека.
Глядя, как Сент-Экзюпери махнул им рукой из-за плексигласа кабины,  люди из II/33 и подумать не могли, что это - в последний раз.”

“После половины первого Гавуаль начинает беспокоиться. Радиозапросы остаются без ответа. В 13 часов тревожное сообщение передается на радарный пункт. На экранах ничего. 14.30, у самолета кончилось горючее. Он не появится в небе. 15.30, Вернон В.Робинсон, офицер разведки группы, заполняет формуляр и ставит подпись: "Пилот не обнаружен,  предположительно погиб… фотографий нет.»
«После сорока - опасайтесь самолетов, которые вы пилотируете!» - предсказала ему когда-то гадалка, мадам Пикомескас. Сент-Экзюпери возможно, не забыл об этом…
Главные оптимисты еще надеются, что он совершил аварийную посадку в Швейцарии, или затаился в савойских лесах. Они уговаривают друг друга, строят догадки, что он в плену, что все это ненадолго… Но через несколько дней в Алжире распространяется мерзкий слух: «А может, он приземлился в Виши…»
В ходе следующих дней немецкое радио не делает никаких сообщений о том, что «Лайтнинг» Сент-Экса мог быть сбит истребителем Люфтваффе. Среди его товарищей по эскадрилье мнения разделяются. Гавуаль, Леле и Дюрьез предполагают, что он мог погибнуть от нехватки кислорода. На высоте 20000 футов достаточно перебоя в шестьдесят секунд, чтобы убить человека. Учитывая  район фотографирования «Лайтнинг» мог разбиться в Альпах. Это объяснило бы, почему экраны радаров в Бастии не отметили следов возвращения назад.
В итоге - шестьдесят лет бесплодных поисков десятков французских групп, которые придают полное значение вкладу Люка Ванреля, настоящего открывателя останков самолета знаменитого писателя и летчика, которые покоились на глубине 87 метров, напротив извилистой бухты Сормиу, совсем рядом с островом Риу, в нескольких кабельтовых от марсельского порта.
Единственное место Средиземного моря, где никто и никогда не искал следов одной из величайших тайн Второй мировой войны!”

 ‘Чтобы найти останки П-38, понадобилось более пятидесяти лет упорных поисков. Долгое время считалось, что самолет лежит где-то между Корсикой и континентом, на дне Залива Ангелов. В 1998 г. рыбак из Марселя находит в трале странный предмет, покрытый известковым налетом, но местами поблескивающий на солнце: Жан-Клод Бианко случайно обнаружил браслет погибшего писателя. Опуская подробности об этом браслете скажу лишь, что теперь было ясно, что самолёт великого писателя покоится на дне!”
 Из 42 найденных самолётов можно было отобрать всего 4! Эти 4 самолёта и были П-38. Но модификаций Лайтингов было достаточно много! Однако, каждый узел, будь то шасси, двигатель или что-то другое имел свой номер! Ванрелю приходилось запрашивать  о каждом найденном фрагменте!
Благодаря остаткам четырех самолетов даже удалось разыскать родственников одного пилота
из остатков тех самолётов. Мать и дочь одного из пилотов.
“Проведя пятнадцать дней в Провансе, Джин и Лайза вернулись в Соединенные Штаты с кучей фотографий и несколькими фрагментами погибшего самолета… Джин приедет еще раз в 2004г. После второго возвращения в Соединенные Штаты она напишет Филиппу Кастеллано такие слова: «Я рада, благодаря Вам, узнать, что произошло с Джимом. Вы нашли Джима, но я нашла вас. Спасибо». 31 января 2007 года Джин покинула этот мир, чтобы встретиться со своей первой любовью…”
Удивительно и то, что именно в этот период времени все начинают гоняться за сенсацией, всем непременно хочется найти самолёт Ануана. Именно поэтому обломки начинают “перемещаться“ по дну!
Вскоре из найденных обломков можно было бы сложить уже пару П-38!
«Само собой разумеется, что это дело тесно связано с обнаружением в сентябре 1998 года браслета, приписываемого погибшему пилоту… С той поры, всякий обломок П-38, лежащий в данном секторе (который, впрочем, остается довольно неопределенным) автоматически подозревается в принадлежности к искомому самолету. Если так дальше пойдет, скоро будет из чего собрать два самолета Сент-Экзюпери!
Наконец, 1 сентября 2003 года  поднимает правую стойку шасси, которая по номеру была индифицирована как  стойка шасси самолёта, на котором летел Сент-Экс, которую Люк на всякий случай положил в подводный грот…
“В конце сентября 2003 года команда Аэро РеЛИК осматривает выявленные номера деталей для сравнения их с архивными данными.
Ах, «им» понадобились серийные номера? Они их получают.
«Локхид идентифицирует самолеты четырьмя четкими цифрами MSN (Manufactured Serial Number), или  LAC number (Lokhheed Aircraft Corporation) с идентификацией буквами C/N (Constructor Number) в списке технических деталей П-38, с тем, чтобы строго отслеживать всю цепочку монтажа», - объясняет Кастеллано.”
«Эта серия цифр 2734 L, - рассказывает Кастеллано. - Признаюсь, в тот момент я не осознал ее значения. Она была выгравирована не где попало: на усилительном ребре стыка верхней части капота стойки и ложемента турбокомпрессора, приклепана, как будто специально для того, чтобы не исчезнуть при аварии!
«Именно это обстоятельство и заставило нас насторожиться. Буква L, следующая за номером 2734, выглядит немного странно, потому что это просто перевернутая семерка. Рабочий Локхида, который выполнил эту маркировку, не стал ломать голову и искать соответствующий пробойник с буквой L, он упростил себе задачу, перевернув цифру 7. Эта буква наверняка должна была обозначать название авиапроизводителя – «Локхид»…
Все трое лихорадочно листают технические карты «Локхида», пресловутые номера MSN/LAC, а также военные матрикулы (серийные номера) каждого аппарата типа «Лайтнинг». На самом деле серия LAC, включающая номера от 2703 до 2812, относится ко всем двухмоторным самолетам «Локхид Лайтнинг» варианта Ф-5Б, производным от серии О-10ЛО, то есть к ста десяти аппаратам…
Брайан возится с калькулятором, сопоставляя гражданские и военные серийные номера. Один номер должен безошибочно совпасть с цифрами 2734…
Операция проделывается три раза подряд. Три раза выпадает один и тот же номер.
Удача! Но какая - главный приз!
Единственный серийный номер, соответствующий LAC 2734 – это  42-68223… Сент-Экзюпери!
«Кристиан не говорит ничего, у Брайана блестят глаза, что до меня, то мои внутренние часы как будто остановились…»
Аналогичным образом, нет ясности в том, что погибший летчик носил браслет. Фотографии, где некоторые видят браслет, были сделаны военным корреспондентом Джоном Филипсом в мае 1944 г. Странное дело, браслет как будто виден на них только на левой руке, – где носят часы – и когда пилот в куртке или в рубашке с длинными рукавами! В случае, когда рукава короткие, - браслета нет…!
“Американцы не теряют времени даром. Они высылают документы. Четыре приведенные цифры действительно соответствуют самолету Ф-5Б(это одна из модификаций П-38, только для разведки с камерой, но без вооружения!) , однако следующая за ними буква – не начальная буква от «Локхид», она просто указывает, что стойка левая: Left... Черт! Об этом они не подумали! Электронные послания будут регулярно пересекать Атлантику в обоих направлениях, пока не раздастся "Сезам" - официальное письмо от Авиационной корпорации «Локхид», подтверждающее подлинность находки.”
Полтора часа передачи мы говорили с Делозом и Кастеллано о том, как был найден самолет Сент-Экзюпери, но никто не мог ответить на важнейший вопрос: «Что именно случилось 31 июля 1944 года?»
Как проходило это последнее задание? Можно ли всерьез рассматривать гипотезу самоубийства? Или же он сбился с курса? Что он делал возле Марселя, когда по логике его обратный путь пролегал гораздо восточнее, в районе Ниццы? Был ли он сбит? Кем, при каких обстоятельствах?
Отведя меня в сторону, Люк признается, что поставил себе задачей раскрыть эту последнюю загадку. Месяц за месяцем я следовал за ним в этом увлекательном расследовании. Оно привело к цели. Вот рассказ об этом:
«Как вспомню, что все началось с горгонии – кораллового полипа на дне, на плоской площадке из песка и ила! - вздыхает с улыбкой Люк. Одна из тех крошечных деталей, которую может заметить только ныряльщик: что-то неправильное, чего не должно быть в этом месте. Горгонии – это колонии полипов, расположенных как соцветия на скелете в форме кустика с гибкими изогнутыми ветвями. Это живые существа, которым, чтобы закрепиться и расти, нужна твердая опора. Я приближаюсь, ковыряю дно и нахожу твердую часть. Горгония выросла на моторе! 6 цилиндров, расположенных в ряд. Корабельный мотор? Когда счищен ил, оказывается, что он 12-цилиндровый. Один из двух моторов В1710 Алисон, установленных на самолете Сент-Экзюпери? Я запоминаю номер и странный логотип: петушиный гребень и под ним - стрела. Это мне что-то напоминает, но что? И несколько часов спустя, когда я оказываюсь на шоссе, впереди меня едет «шкода» с тем же зелено-черно-белым логотипом! На самом деле это индейский головной убор – в память о поездках по США Эмиля Шкоды, основавшего эту марку в 1925 году в Чешской республике. Я обнаружил, но я еще этого не знаю – тот самый мотор от Мессершмитта, который еще доставит мне столько мучений и по поводу которого Джек Кертис сказал мне не отчаиваться».
Вот это и оказалось отправной точкой в расследовании Люка Ванреля. Были отправлены запросы в Германию. Оказалось, что по заказу немецкого правительства истребители Мессершмитт собирались в Чехии и ставившего свой логатип. Если обнаруженный Мессршмитт был сбит в январе 44 Лайтингами П-38, сопровождавших американские бомбардировщики Б-17, летящих бомбить Марсель. Мессершмитт рухнул в Средиземном море. Через полгода, на тоже самое место падает П-38 Антуана Де Сент Экзюпери!
Осталось выяснить, кто же замахнулся на Святое?
После долгих переговоров, поднятия архивных материалов удаления из списка погибших и умерших всего около 100 человек, наконец, позвонили  Хорсту Рипперту.   
И он ответил сразу: «Можете прекратить поиски, это я сбил Сент-Экзюпери!»
Вот его рассказ.
«Отлично помню тот день. Я вылетел с заданием по разведке и перехвату в направлении Тулона, затем Марселя . Надо было проверить, что происходит в этой зоне, где были замечены американские самолеты. Вдруг сразу за Тулоном я вижу этот «Лайтнинг» с двойным фюзеляжем, который направляется к Марселю, и думаю, что это здесь делает этот тип, один в моем секторе…. Я даю ему совершить разворот и тоже поворачиваю, думая, что он теперь смоется. Ничего подобного. Лечу за ним. Он летел странно, смотрел все время вниз, направлялся то туда, то сюда, описывал большие кривые. Такой тип полета я бы назвал любительским, неуверенным, на высоте 2000 метров. Когда ты постоянно в тяжелых воздушных боях и привык к ним – такое ненормально. Значит, это разведка. Обычно «Лайтнинг», когда фотографирует, работает на высоте 10000 м. Тут он был гораздо ниже. И не обращал на меня внимания! Ситуация затягивалась…
Тогда я сказал себе: парень, если ты не смоешься, я тебя подстрелю. Я спикировал на него и выстрелил, но не по фюзеляжу, а по крыльям. Попал. Машина задымила. И прямо в воду. Он рухнул в море. Никто не выбросился. Мне нечего больше сказать.
Пилота я не видел, и даже если бы разглядел, мне было бы невозможно узнать Сент-Экзюпери. Я надеялся, и до сих пор надеюсь, что это был не он. В юности, в школе мы все его читали, мы обожали его книжки, и Карла Мэя тоже, про приключения в Южном полушарии и еще дальше. Он был настоящий энтузиаст. Умел потрясающе описывать небо, мысли и чувства летчиков. Его книги повлияли на выбор призвания многих из нас. Мне нравился этот человек. Я видел только несколько его фотографий. Это не позволило бы мне узнать его в воздухе. Знал бы - не выстрелил. В него - нет!
Его машина вспыхнула как свечка. Потом мне сказали, что это наверно была машина Сент-Экзюпери. «Вот ужас! Что же ты наделал» - подумал я. Но я его не видел! Я целился не в человека, которого знал. Я стрелял по вражескому самолету, и сбил его. Вот. Вот, что произошло».
Я рад, что то, что лежало во мне тягостным грузом станет известно вам, читатель.