Фильм Германа Трудно быть богом

Вячеслав Вячеславов
      Вот-вот скоро увидим экранизацию, пожалуй, самой любимой книги братьев Стругацких. Дождались!

Думаю, каждый из нас при первом чтении повести уже прокрутил этот фильм в своём воображении, и все хорошо представляют, каким он должен быть. И очень часто экранизации проигрывают художественному тексту, мы, как бы уже знаем, что всё было не так, и герои не те, и сюжет перевран. Лишь в редких случаях восхищаемся, когда за дело действительно, берется мастер.

Так было с Андреем Тарковским с его «Солярисом», и уж совсем восхитительно в фильме «Сталкер». Я уже ранее писал, здесь повторюсь, что ленинградская публика изумила меня своей культурностью, все две серии в зале стояла напряжённая тишина внимания, наслаждения живописью режиссера, попыткой понять замысел, и, даже сюжет, ведь у Стругацких нет такой повести — «Сталкер», есть «Пикник на обочине», и нужно иметь очень богатое воображение, чтобы узнать фильм.

Каюсь, не понравились в начале фильма истерические судороги, катания по полу, героини Алисы Бруновны Фрейндлих, не понял, с чего бы такой надрыв чувств? Для меня это было преувеличением избыточного, в нашей жизни так не реагируют на опасность. Но принял, режиссёру виднее.

И я понимал, если бы этот фильм показали в нашем городе, в Тольятти, то в зале стоял бы хохот непонимания. И многие бы ушли, не досмотрев и одной серии. Поэтому этот фильм у нас и не демонстрировали, а я удачно поехал в отпуск в Ленинград.

И обрадовался, когда узнал, что Алексей Герман решил взяться за новую экранизацию. Ждали. Долго ждали, даже устали ждать. Ярмольник постарел. Государство развалилось, миллионы жертв повсюду. Не это ли наложило отпечаток на изображение и построение фильма, как его видел сам Герман? Как потом писали корреспонденты, маэстро понимал, что это его лебединая песня, за которой последует смерть, и он всячески оттягивал встречу с концом фильма и началом неизбежного, за которым следует мрак и небытие.

Уже появились первые отклики на фильм в черновом варианте, со съёмочным звуком, погрешностями, длиннотами, затянутостями. Не все выдерживают, покидают зал.

«Просто смотрите — вот это Ад» — пишет журналист Марина Королева. — «Да, это Ад, конечно. Ад в его чистом виде, без единого проблеска, без Бога и любви. И это никакая не метафора Ада, а именно он самый и есть. Такое не сконструируешь, не придумаешь, Герман его видел, ему показали (так бывает) – и гениальность его в том, что он сумел с документальной точностью до нас его донести. И это объясняет многолетнюю дотошность в съемках – то, что казалось многим (и мне в том числе) какой-то досадной, занудной нелепостью: ну кто же по десять лет снимает кино…»

И вот поразительные слова Чулпан Хаматова: «Я не просто плакала. Меня рвало слезами».

Свои комментарии оставили Матвей Ганапольский и другие.
Сергей gal2in Пишет: «Не уверен, что следует знать чужой Ад.

Уместно напомнить слова Шаламова о лагерном аде: "Автор считает лагерь отрицательным опытом для человека — с первого до последнего часа. Человек не должен знать, не должен даже слышать о нем... Лагерь — отрицательный опыт, отрицательная школа, растление для всех — для начальников и заключенных, конвоиров и зрителей, прохожих и читателей беллетристики» («О прозе»)".

То же можно сказать о "чужом Аде".
Не нужен он, не нужен».

Турист 1942 пишет: Это не дерьмакраты ввергли страну в ад, а нынешние
ПУТИНКРАТЫ скоро ввергнут ЕЁ в, самый настоящий АД.
Всё к этому идёт и Герман это предвидел, начав
экранизировать "Трудно быть богом"

Ну, и так далее, каждый может прочитать эти довольно злые и оригинальные комментарии. И я не смог промолчать, хотя и не видел фильма, но по отзывам могу представить, что там наворочено, и, не совсем уверен, захочу ли я смотреть этот ад? Мне своего хватает.

Ой, лукавлю, извините. Вру! Я ада ещё не видел, но могу представить, каким он может быть в скором времени. Даже начал подумывать, не начать ли его описывать? Был бы моложе, так и сделал, но сейчас времени жалко, не так уж много осталось.

И при опросе: Пойдёте ли смотреть фильм? Твёрдо поставил отрицательный ответ, потому что я не мазохист, чтобы любоваться страданиями, нищетой, грязью, и всего, что там наворотил гениальный режиссёр.

продолжение: http://www.proza.ru/2016/02/24/1542


                Ставрополь-на-Волге