Севрыбпромразведка

Герман Андреевич Ануфриев
               


Норвежское море. Следуем по  пеленгу плавбазы «Лысенко», уходящей в порт, для передачи научной группы, временно работающей на нашем борту в командировке. Данная группа в составе четырёх человек прибыла на север из Тбилиси для испытаний аппаратуры по договорённости с ПИНРО.

В её составе была молодая грузинка, высокого роста, с орлиным носом, но совершенно не говорящая на русском языке, что сильно озаботило старпома, проводящего с новичками обязательный инструктаж по технике безопасности. Выручали грузины – коллеги, говорящие на русском.

Они старательно переводили ей инструктаж старпома на грузинский, с последующей личной росписью каждого в журнале. Девушка, видимо, предварительно была напугана рассказами «доброжелателей» о диких нравах, царящих на нашем флоте. Ей казалось, что в любую минуту она может быть подвергнута насилию, и всегда передвигалась по судну, держась за руку одного из своих спутников, вызывая весёлые улыбки экипажа.

Телефонный звонок в каюту:
- Герман Андреевич, плавбаза на видимости.- Поднимаюсь в рулевую рубку, беру трубку радиотелефона.
- Плавбаза Лысенко, добрый день, пригласите, пожалуйста, капитана.
- Герман Андреевич, приветствую и слушаю тебя внимательно. Услышать знакомый голос старого товарища и однокашника всегда приятно.

- Геннадий Андреевич, добрый день. Как ранее договаривались, передаю тебе четырёх человек и несколько ящиков приборов. Прими нас, пожалуйста, к подветренному борту. Мы ляжем в дрейф в разумной близости, а тебя нанесёт на нас.
- Хорошо, Герман Андреевич, подветренный борт оборудован.

После швартовки переправили пассажиров вместе с грузом, стали готовиться  к отходу.
- Герман Андреевич, мне доложили, что среди твоих доставленных научных работников имеется дама, она  очень симпатична?
- Не сказал бы, дама – «средний товарищ», как когда-то в молодости именовал ты своих  отдельных подруг, она выше тебя ростом и очень боязлива. Однако, дружище, пора расходиться, разворачиваемся на ветер. Желаю тебе хорошего отдыха в порту!
 
С выходом на ветер, отдали швартовы и, после традиционных прощальных гудков, разошлись на разных курсах.

РДО  СРПР  КАПИТАНАМ  В  КРАТЧАЙШИЙ  СРОК  СОЗДАТЬ  КОМИССИЮ  ПО  РАЗРАБОТКЕ  И  ВНЕДРЕНИЮ  НАУЧНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ  ТРУДА. ИСПОЛНЕНИЕ  ПОДТВЕРДИТЬ  БУДАНОВ
 
«Севрыбпромразведка» -  организация, к которой мы принадлежим. В её составе поисковый и научно-исследовательский флот. Последний находится в оперативном подчинении ПИНРО  ( ПОЛЯРНЫЙ ИНСТИТУТ РЫБОЛОВСТВА ОКЕАНОГРАФИИ ), его фирменный знак – созвездие Персея на фоне синего флага.

Рейсовые задания составляются руководством института, и за его выполнение несёт ответственность капитан и начальник рейса. Океанографические съёмки ведутся в Баренцевом, Норвежском, Северном морях, в Фареро-Исландской зоне. После их завершения, результатами работ учёные обоюдно делятся с аналогичными институтами  других стран, для чего планируются заходы в инпорты.

Видимо, чтобы хоть частично соответствовать названию нашей организации, отдел разведки Северного Флота, курирующий нас, очень внимателен к рейсовым заданиям научно-исследовательских судов. При наличии плановых заходов в инпорты их представители прорабатывают с капитанами маршрут следования по карте, отмечают, на что следует обратить особое внимание и при возможности сфотографировать.

Кроме этого заказывается на день прихода ежедневная пресса порта захода, туристические проспекты, карты, фотографии, телефонные справочники, что делалось мною довольно часто.
Постепенно перешли в южную часть Норвежского моря, продолжая гидрологические разрезы, пробные траления, отбор проб воды и грунта. Слышу по трансляции вызов на мостик.

- Обратите внимание, Герман Андреевич, слева по курсу белеет, что-то похожее на большую ракету или вытянутый парашют. Только подойдя ближе, поняли, что перед нами на плаву сильно побелевший, огромный мёртвый кит, окружённый множеством чаек. Ничего нет вечного, настал последний час и этого морского исполина.

РДО  СРПР  КАПИТАНАМ  В  КРАТЧАЙШИЙ  СРОК  СОЗДАТЬ  КОМИССИЮ  ПО  ПРОВЕРКЕ  СУДНА  В  ПРОТИВОПОЖАРНОМ  ОТНОШЕНИИ  ИСПОЛНЕНИЕ  ПОДТВЕРДИТЬ  КОВАЛЁВ. 

Следуем в Берген, приняли лоцмана. С правого борта тянется сплошная цепь мелких островов, но, что интересно, все соединены между собой мостами. Подошли к причалу, таможенная служба осмотрела судно, опечатала весь запас сигарет  и убыла. Начальник рейса договорился о встрече с коллегами-норвежцами.

Я позвонил в наше посольство, доложил о прибытии, сообщил число экипажа. Мне всегда нравилась эта удивительная страна с её чистыми фиордами, аккуратными, ярко раскрашенными домиками среди скал, спокойным размеренным образом жизни жителей.

Встречая вдали от берегов их небольшие рыболовные суда, особенно в свежую погоду, невольно проникаешься глубоким уважением к их мужественным экипажам- труженикам. В Бергене я не впервые. Следующий день посвятили ещё раз осмотру города, поднялись фуникулёром на смотровую площадку – открылся великолепный вид порта.

Во время Отечественной войны здесь базировались немецкие подводные лодки. Осмотрели рыбный рынок. Рядом швартуются мелкие рыболовные суда и продают только что выловленную рыбопродукцию. Норвежцы не признают мороженую рыбу. Недалеко от рынка установлен бронзовый памятник земляку бергенцев – композитору  Э.Григу.

К сожалению, чайки относятся к нему с меньшим почтением, и стоит маэстро в окружении морских птиц, сидящих на его плечах, голове, раскрашенный обильным помётом. Вечером в кают-компании моряки делились впечатлениями. Электромеханик рассказывал, что на одной из улиц встретил закрытый катафалк. Интересно, Герман Андреевич, каков здесь ритуал похорон?



- Не думаю, что слишком отличен от нашего, но похоронные процессии по улицам давно не приняты. А вот в Мурманске в период моей учёбы похоронная процессия с оркестром неспешно проходила по центральным улицам. Услышав печальные звуки Шопена, горожане уже знали, что за катафалком появится оркестр в морской форме курсантов мореходного училища.

Мой однокашник Толя Тихомиров играл в этом оркестре, его инструмент – бас-геликон, кольцеобразно изогнутая труба с большим раструбом, хранившаяся под его кроватью. Руководил оркестром  капельмейстер Михаил Плешаков, всегда гордо возглавляя его на праздничных парадах.

Поскольку оркестр конкурентов почти не имел, Плешаков вёл учёт не только всех усопших, но и, по шутливым словам Анатолия, даже их ближайших кандидатов. После прохода центральных улиц начинался крутой подъём  восьмёркой к месту захоронения, за что взимался двойной тариф.

У подножия подъёма в гору располагалась столовая №21, где оркестранты, получив аванс, складывали инструменты и поминали покойного. Вечером, как обычно на проверке, весь курс стоял строем в длинном коридоре общежития. Внезапно все услышали с первых этажей какой-то грохот, приближающийся по нарастающей к нам.

Распахнулась застеклённая дверь нашего этажа, и перед строем возник Тихомиров с надетой на нём внушительной трубой в непотребном виде после очередных поминок. Командир курса был в ярости.  К разговору подключился старший механик.

- А вот наш командир курса капитан 3 ранга Мильман прослыл необычайно мягким и добрым. После контузии имел неважную память, долго не мог запомнить своих курсантов, чем первое время некоторые пользовались. Первое время с семьёй жил в нашем общежитии. Его комната располагалась напротив нашего кубрика, здесь же находился пост дневального.

Мильман носил галоши и, придя к себе, оставлял их за дверью. Наши оболтусы приноровились вечерами, выскочив из кубрика в трусах или кальсонах, бегать в туалет в его галошах, чего он, разумеется, не знал. Однажды Мильман вышел одетым в шинель, но галош не обнаружил, они убежали с очередным курсантом, он вернулся искать их у себя. Восстановить статус-кво успел дневальный, о чём рассеянный командир так и не догадался.

Утром прибыл заказанный лоцман и провёл нас по фарватеру обязательной лоцманской проводки. Следуем в Северное море для продолжения работ.

РДО  СРПР  КАПИТАНАМ  НЕОБХОДИМО  СОЗДАТЬ   КОМИССИЮ  ПО  УЧЁТУ,  ИНВЕНТАРИЗАЦИИ  ВСЕХ  МАТЕРИАЛЬНЫХ  ЦЕННОСТЯХ   НА  СУДНЕ,  С  ПРИХОДОМ  В  ПОРТ  ПРЕДСТАВИТЬ  АКТЫ, ЯСНОСТЬ  ПОДТВЕРДИТЬ.  МАТВЕЕНКО 

Часто попадаются  буровые платформы, стараемся обходить их на максимальной дистанции. Вошли в пролив Ла-Манш, здесь интенсивное двухстороннее движение судов всех стран, которое часто пересекается паромами и скоростными пассажирскими  судами на воздушной подушке.


Неожиданно вышел из строя автомат – гирорулевой, подключили к его ремонту радиста и акустика. Оба – специалисты высокого класса, в штате судна давно. Через несколько часов гирорулевой снова в строю. Во время последней стоянки в Мурманске друзья решили немного расслабиться, сидели до закрытия ресторана.

Акустик надел недавно купленные полуботинки, немного тесноватые, из-за чего, сидя за столом, чувствуя некоторый дискомфорт, он просто снял их. Ресторан закрывался, и радист пошёл проводить акустика до дома, и только у дверей его квартиры обратил внимание, что он стоит в одних носках, его обувь так и осталась под столом ресторана.

Согласно задания нам предстоит встать на якорь в заливе Сены, за пределами территориальных вод для замеров течения. Подошли к месту якорной стоянки, тщательно определились, встали на якорь, подняли необходимые сигналы, опустили приборы за борт. На третьи сутки французы стали проявлять беспокойство.

Появился вертолёт, облетел нас, сфотографировал, затем подошёл небольшой сторожевик, обошёл вокруг судна и убыл, на связь не вышел.

РДО  СРПР  КАПИТАНАМ  В  НЕДЕЛЬНЫЙ  СРОК  СОЗДАТЬ  КОМИССИЮ  ПО  ПРОВЕРКЕ  ХОДА  ВЫПОЛНЕНИЯ  МЕРОПРИЯТИЙ  ПОДГОТОВКЕ  К  ПЛАВАНИЮ  В  ОСЕННЕ – ЗИМНИЙ  ПЕРИОД.  ЯСНОСТЬ  ПОДТВЕРДИТЬ.  КОВАЛЁВ

По окончанию работ в заливе Сены, планируем заход в Плимут. На дату и время захода заказал лоцмана и агента. Рано утром встали к причалу порта Плимут, лоцман убыл с борта. После оформления таможенной службой прибыл агент, выдал заказанную нами по радио валюту. Второй помощник раздал её морякам по составленной ранее ведомости.

Агент принял заказ на покупку овощей для экипажа и Смирновской водки, заказанной каждым индивидуально. Покупка водки через агента на несколько порядков дешевле, чем в магазинах. В машине агента отправился в его офис для связи с посольством, доложил о нашем прибытии, сообщил дату отхода.

В моё отсутствие доставили на борт весь сделанный нами предварительный заказ, но, к сожалению, я не успел предупредить второго штурмана, чтобы доставленное спиртное поместить в отдельное помещение и закрыть. Во избежание спекуляции таможня строго следит, чтобы купленные спиртные напитки моряками через агента немедленно опечатывались.

Штурман же всю водку  раздал, согласно заказа каждого. Прибывший таможенный инспектор опечатать спиртное, лицезрел только пустые ящики. Назревал скандал. Пришлось немедленно собирать все бутылки, даже открытые и, согласно документации, предъявлять инспектору для опечатывания.

Плимут – известный порт английских моряков. Именно отсюда Фрэнсис Дрейк отплывал  в кругосветное плавание, а по возвращению назначен мэром. Значительно позже Фрэнсис Чичестер совершил одиночное кругосветное плавание на яхте. Её можно увидеть в местном музее. Вышли с механиком в город, зашли в паб, возвращаясь, искупались в открытом бассейне с подогретой морской водой.

Заглянули посмотреть  на реликвию Плимута – маяк Смитонс-Тауэр,  построенный в средние века.

Он хорошо виден из любой точки города, используется, в основном, для посещения туристов. Вокруг маяка обширная ухоженная лужайка, на которой непринуждённо расположились семейные пары с маленькими детьми. Время стоянки пролетело незаметно. После выхода из Плимута следуем в Фарерскую зону, погода благоприятствует.

РДО  СРПР  КАПИТАНАМ  НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ   КОМИССИЮ  ПО  ВЫЯВЛЕНИЮ  ДОСТИЖЕНИЙ  САМОДЕЯТЕЛЬНОГО  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ТВОРЧЕСТВА,  ВЫЯВЛЕНИЮ  МУЗЫКАНТОВ  НАРОДНЫХ  ИНСТРУМЕНТОВ,  ИСПОЛНИТЕЛЕЙ  ПЕСЕН.  ЯСНОСТЬ ПОДТВЕРДИТЬ.  ЁЛКИН

Звонок начальника рейса:
- Герман Андреевич, приглашаю на очередное сражение на двух шахматных досках с Ивановым.
Владимир Иванов по судовой роли – инженер научной группы, командирован от своей организации второй раз. В его контору с известной всем аббревиатурой я был вызван через службу мореплавания.

Перед её массивной входной дверью висело табло:  «Приём посетителей круглосуточно». Меня проводили в кабинет, где я познакомился с Владимиром Сергеевичем Ивановым, несколько старше меня по возрасту, будущим членом экипажа научной группы. Знакомство было коротким, все вопросы оперативно решены. Но всё же в начале рейса , откровенно говоря, некоторое напряжение всё же имело место, позже оно исчезло.

Нам повезло, Владимир Сергеевич интересный человек с богатой эрудицией, свободно разбирающийся в искусстве, музыке, поэзии. Впервые услышал от него стихи опального  Ю. Алешковского, что меня особенно поразило. В шахматы играл на нескольких досках и всегда выигрывал. Только благодаря ему я имел хорошую практику английского, чему Иванов интенсивно способствовал.

Подошли к Фарерским островам, что в переводе означает – Овечьи острова. В архипелаге 18 островов, поросшие травой – прекрасное пастбище для овец. В пятидесятые – шестидесятые годы здесь вёлся дрифтерный промысел сельди. Огромная армада промысловых судов типа  СРТ всех бассейнов занимала внушительную территорию.

Обслуживающие рыбаков плавбазы стояли среди островов, прикрытые от ветра. Выгрузка на них велась круглосуточно. Работа на малотоннажных  СРТ  вначале являлась суровым испытанием, жилые помещения, мягко говоря, не отличались комфортом. Палубная команда размещалась в тесных кубриках, плохо прогреваемых, сырость превалировала, одежда покрывалась плесенью.

Из-за частой нехватки пресной воды экипажу приходилось экономить каждый литр, отказывая себе в элементарных бытовых нуждах. Некоторые лихие капитаны шли на крайность -  осторожно вставали на якоря в одной из бухт островов, поближе к отвесной скале с водопадом и через растянутые на палубе брезенты и шланги набирали воду. Операция очень рискованна.

Рыболовные суда типа СРТ  строились в ГДР и довольно удачно. Нельзя не отметить их надёжные мореходные качества во время жестокого шторма и стабильной работой главного двигателя.


Недавно я летал в Мурманск, был в порту, прошёлся по причалам в надежде увидеть хотя бы одно судно своего или предшествующего поколения, увы, немногочисленный рыболовный флот полностью изменился.  Возвращаясь из порта, прохожу мимо нашего бывшего здания общежития мореходки.

В его торцовой части неожиданно увидел вывеску -  Бар. В мою бытность в этом подвале работали штатные сапожники училища, ремонтирующие, в основном, курсантскую обувь. В любое время, когда не придёшь, здесь царило застолье. Весь период нашей учёбы дух Бахуса прочно поселился и постоянно обитал в этом помещении. Поэтому пройти мимо я просто не мог, ностальгия – сильное чувство. За стойкой рассказал хозяину бара историю их подвала, много смеялись.

Фарерские острова далеко за кормой, приближаемся к Исландии. Стоит солнечная погода, решил потренироваться в определении места судна по высотам солнца, привлёк всех штурманов, чтобы не забывали секстан, ибо спутниковая система несколько расхолаживает.  После ужина идёт демонстрация художественного фильма  «Повесть о «Неистовом».

Этот фильм мне хорошо знаком, его съёмки проходили в Полярном в 1946 году. Режиссёр Борис Бабочкин, он же исполнитель главной роли командира корабля. Лидер «Баку», стоявший у причала, переименовали в «Неистовый». По этой причальной линии я ходил в школу и впервые часами наблюдал за спиной оператора весь процесс киносъёмок, забыв про школьные занятия.

Меня особенно удивляло бесконечное число дублей какой-нибудь одной сцены. Практически все береговые сюжеты сценария в Полярном были сняты на моих  глазах. Просматривая фильм, каждый раз невольно вспоминаю послевоенное детство.

Исландия, стоим у причала Рейкьявика – самой северной в мире столицы. Всё население страны всего 300 000, как в Мурманске. На протяжении многих лет жители используют горячую воду и тепло земных недр, дома обогреваются водой термальных источников. Даже на местном поле стадиона горячая вода циркулирует по трубам, подогревая дёрн.

Начальник рейса с научной группой отбыли к коллегам «Института рыболовства». На следующий день состоялась экскурсия экипажа на автобусе, любезно выделенным институтом. Осмотрели окрестности города, с посещением водопадов, долины гейзеров.

После экскурсии по просьбе Владимира Сергеевича вдвоём посетили Собор – гордость Рейкьявика, построенный в семидесятые годы, возвышающийся над городом. Своей архитектурой он напоминает огромную взлетающую ракету. Мы поднялись на колокольню, открылась чудесная панорама всего города, долго любовались ею. Перед уходом к нам подошёл служитель, спросил на английском:
- Вы русские?  Получив утвердительный ответ, вынес нам две библии на русском языке.

Находясь за рубежом в любой стране, меня всегда удивляло, как быстро и безошибочно, не вступая в разговор, местное население определяет нашу национальность. Иметь библию в советский период не поощрялось, а привозить тем более. За долгие годы работы в плавсоставе немало интересных книг, приобретённых в порту захода, после прочтения, приходилось выбрасывать за борт перед возвращением в порт. Среди них роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В данном случае выручил Владимир Сергеевич.


На противоположной стороне причала нашей стоянки готовился к рейсу рыболовный траулер исландцев. Мы с любопытством наблюдали его отход. К определённому времени к его борту потянулась вереница автомобилей экипажа. Каждый, выходя из машины, прощался с родными и поднимался по трапу. Превалировало мажорное настроение, звучали шутки, смех. Ровно в назначенное время судно отошло, автомобили разъехались.

Насколько резкий контраст с отходом советских судов. У наших провожающих преобладает грустное, несколько подавленное настроение перед длительным  расставанием с близким человеком, нередки слёзы. По этой причине многие члены экипажа не любят посещение судна родными в день отхода с последующим прощанием на борту.

Далеко не у всех моряков многомесячное расставание с берегом проходит безболезненно, особенно в первые дни. Некоторые замыкаются, долго молчат, неохотно разговаривают. Больше всего страдают, на мой взгляд, молодожёны. Как-то на  «Заполярном» во время очередного перехода экватора и традиционного праздника Нептуна с тропическим сухим вином, моряки немного расслабились.

Неожиданно я увидел, как на ботдеке появился третий механик с чемоданом, в плаще и шляпе. Он открыл катер, забрался внутрь и стал заводить мотор.
- В чём дело, Володя? – спросил я и увидел, что он плачет.
- Домой хочу – услышал ответ. Пришлось вызвать судового врача. Механик женился перед самым отходом в рейс.

Однако, время стоянки в Рейкьявике истекло, прибыл агент, представленные им счета тщательно проверил, затем подписал. Лоцман вывел нас за пределы акватории порта, перешли на морские вахты. Завершаем работы рейсового задания, продвигаясь к порту приписки.

РДО  СРПР  КАПИТАНАМ  ПЕРЕД  ПРИХОДОМ  В ПОРТ  НЕОБХОДИМА   КОМИССИЯ   ПО СОЗДАНИЮ  НА  СУДНЕ  ОБЩЕСТВА  ОХРАНЫ  ПАМЯТНИКОВ  КУЛЬТУРЫ С  ИЗБРАНИЕМ  ПРЕДСЕДАТЕЛЯ,  СЕКРЕТАРЯ,  КАЗНАЧЕЯ.  ЯСНОСТЬ  ПОДТВЕРДИТЬ   ЁЛКИН

В районе Лофотенских островов нам повезло встретить военный флот Норвегии, выходящий на учения. Немедленно сообщил об этом закрытым текстом, приблизились на минимально доступное расстояние, произвели подробную фотосъёмку. Через год был награждён хорошей фотокамерой с соответствующей гравировкой от командования Северного флота. Позже фотоаппарат был передан мною в Краеведческий музей г. Полярный.

Прошли Норд – Кап, подошли к берегам полуострова  Рыбачий. На  международном  шестнадцатом канале УКВ слышим сплошной трёхэтажный русский мат  переговоров матросов срочной службы на постах СНИС побережья.
Родина открыла нам свои объятия.