Ваше Преподобие

Александр Раков
Преподобный Сергий Радонежский… Преподобный Серафим Саровский… Преподобный Антоний Великий… Преподобный Феодосий Печерский… Сколько великих у Господа и любимых людьми подвижников прославлено в чине преподобных!.. Очень много! И как бы ни говорили не понимающие Православия люди, что-де монашеский подвиг чужд человеческому миру, что монахи слишком суровы, слишком далеки от нас, грешных, но народ Божий любит отцов-пустынников, и отцы преподобные любят своих словесных овечек, и эта любовь говорит о многом.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что значит слово «преподобие», «преподобный»? Для всякого русского человека ясно, что приставка «пре-» означает превосходство, предстояние, преодоление. Что же преодолели наши подвижники, над чем обрели превосходство? Над человеческим естеством! Все мы от Господа получили Его образ и подобие, любой человек обладает подобием Божиим, но преподобные отцы стали на ступеньку выше: они и во плоти равны Ангелам, они не просто подобны Богу, как весь род людской, но пре-подобны, то есть в высшей степени подобны! Вот как велик чин преподобия!

Тут уж не удержусь и скажу: к нам, православным священникам, тоже обращаются порой «Ваше Преподобие!» или даже «Ваше Высокопреподобие!» — к протоиереям, к архимандритам… Каждый раз, как слышу такое в свой адрес, у меня душа в пятки уходит: ведь это значит, что меня только что назвали равноангельным!.. Господи помилуй!.. А если «высокопреподобие», так, стало быть, и выше Ангелов?.. Кажется, у католиков скромнее выходит — они попросту величают всех своих священников святыми: «Святой отец!» Но я вовсе не хочу ничего менять: раз в Православной Церкви так заведено — стало быть, в том есть некий смысл. И пусть при словах «Ваше Преподобие!» нам становится стыдно от своего несоответствия такому обращению, и пусть мы всякий раз будем задумываться и о собственных грехах, и о том, к какой высоте мы призваны.

Но довольно о нас, мы же собрались говорить о Святых Отцах. Принято думать, что настоящее монашество появилось в мире уже после великих римских гонений на христиан, когда египетские подвижники, и Антоний Великий в первую очередь, стали уходить из мiра и селиться в страшной египетской пустыне… Всё верно: именно тогда и появились такие понятия, как «монах», «пустынник», «отшельник» и т.д. Но вспомните более ранние времена, когда христиане жили по большим городам, в окружении враждебно настроенных язычников; уже тогда верующие жаждали жизни равноангельной. Сколько знаем мы мучеников и мучениц, которые проводили жизнь свою в чистоте, воздержании и непорочности! Великомученица Екатерина, например! Она, несмотря на свою небывалую красоту, не хотела выйти замуж и избрала одного Небесного Жениха, за что и была подвержена лютой казни. Ясно, что она не принимала монашеских обетов, не постригалась ни в рясофор, ни в мантию — такого в Древней Церкви просто ещё не было… Но разве она не монахиня по духу, разве не равноангельная? Или святая великомученица Варвара, которая жила, точно в монашеском затворе, в высокой башне и тоже отказывалась от земных женихов ради Жениха Небесного? Всякий монах не может не видеть в ней сестру по духу, знакомую с иноческим подвигом ещё до установления иночества.

Преподобие — это суть христианства, его живая кровь. Христианство может жить только в тех землях, где молятся монахи, где есть люди, которые так возлюбили Господа, так убоялись греха, что покинули мiр и решили проводить жизнь в чистоте и молитве. Возьмём Древнюю Русь. Да, святой князь Владимир крестил её, и люди, подражая своему князю, приняли крещение… Чувствуете? —
«подражая князю»… И только с того времени, как безвестный подвижник Антоний вырыл себе пещерку возле Днепра, а простой русский юноша, почти мальчик, Феодосий, повторил его подвиг — небывалый до того на Руси, — только тогда христианство вошло в плоть и кровь русского народа, только тогда оно стало не духовной модой, не способом выслужиться у князя-христианина, а потребностью русской души, её радостью и славой.

Поделюсь с вами таким своим наблюдением: чтобы монашество процветало, необходимо, чтобы в стране царила некая стабильность, некий гражданский мир, покой. Судите сами: Киевская Русь стояла крепко — и её пределы оглашались молитвами сотен великих подвижников от Киевских пещер до дальних Новгорода и Валаама. Но вот пришли татары, разорили Русскую землю — и много ли мы знаем преподобных в годину татарского ига? Однако прошли десятилетия, татары приутихли, воцарилось относительное спокойствие, начала подниматься Москва — и в Радонеже вспыхивает ярчайший светильник монашества, Преподобный Сергий. Его молитвами и силой русского оружия наша Родина окончательно избавилась от ига — и вот целое созвездие великих подвижников снова загорается на Руси: прп.Кирилл Белоезерский, прп.Павел Обнорский, прп.Нил Сорский, прп.Александр Свирский и десятки других, не менее славных. Далее: великий переворот русской жизни, затеянный Петром I, — тяжело дался он нашей стране, и за весь XVIII век мы не сможем найти и пяти настоящих монахов (хотя, конечно, святость на Руси никогда не угасала, и XVIII столетие дало много великих святителей: Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Иоасафа Белгородского, — но не преподобных…) И как только петровские нововведения сроднились с Россией, перестали тревожить её, как нечто чуждое, — на древней Курской земле родился чудный, от рождения осенённый благодатью мальчик Прохор, ставший преподобным Серафимом Саровским. А там – соцветие Оптинских старцев, Глинских старцев…

ХХ век добавил к русской святости новую славу: сонм преподобномучеников. Такого ещё не знали на Руси, чтобы к монашеским трудам, которые сами не легче мученичества, прилагались и гонения от безбожных властей… Но вот отгремела новая смута, красная Россия прочно встала на ноги — и мы слышим молитву великих преподобных нового времени: Серафима Вырицкого, Кукши Одесского, Лаврентия Черниговского…

И я верю, что где-то на просторах нашей великой страны уже родился новый Проша Мошнин, который со временем вырастет в нового Серафима, — а может быть, он сейчас трудится послушником в одном из восстанавливаемых монастырей; может быть, он уже стал иноком… А может быть, он ещё и не знает, что его ждёт судьба монаха, — живёт себе в мiру, ходит в церковь и читает эту газету…

Архимандрит ВИКЕНТИЙ (Кузьмин), настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери в г.Зеленогорске