Вселение душ в братьев меньших

Анатолий Бешенцев
                Вселение душ в братьев меньших     ©

             Поразительные  существа  эти  домашние  животные.
             Собаки смотрят на нас снизу вверх, кошки –  сверху
             вниз, и только свиньи – как на равных.
             Уинстон Леонард Спенсер Черчилль –  премьер-министр
             Великобритании (1940-1945 и 1951-1955)

                История с котом

     С ещё одним «ниспровергателем» научных догм о животных я  сталкивался каждый раз, когда бывал в гостях в семье своей дочери. Это – совсем обычный с виду кот, даже неизвестно какой породы, но то, что он проделывал, выходит за рамки моего понимания. Все двери в трёхкомнатной квартире, включая на кухню и двойные входные, снабжены поворачивающимися ручками-запорами, на которые надо надавить вниз, чтобы открыть дверь. Мурзик эту операцию освоил так естественно, до изумления: подпрыгнув, он двумя передними лапами обхватывал ручку, вис на ней – после чего дверь открывалась...

     Особенно эта картина впечатляла, когда ему надо было преодолеть двойную входную дверь, с учётом того, что первая открывается вовнутрь квартиры, а вторая – наружу; первую котик подтягивал на себя лапкой, а вторую – толкал всем корпусом. Там, в коридоре, в одной из четырёх квартир, жил его закадычный дружок – Филя, собачка одного с ним роста и размера; подойдя к двери квартиры «кореша», гость начинал мяукать во всю кошачью глотку и скрестись в дверь, после чего хозяйка его впускала для желанной свиданки. Встреча двух друзей превращалась в настоящий спектакль: казалось, что это два давно не видевшие друг друга человека встретились после долгой разлуки – шло тисканье, облизывание, и для полноты впечатления нехватало только слёз...

     Чтобы ночью Мурзик не шастал из комнат в спальню и не нарушал покоя хозяев, последние подпирали дверь изнутри стулом, увидев который через застеклённую дверь, хитрован даже не предпринимал попыток её открыть (ага, нашли дурака!), удаляясь в прихожку сильно недовольным...
Электрические выключатели лампочек люстр в зале были снабжены шнурками, с пластмассовой «пипочкой» на конце: дёрнешь её вниз – лампочки и загорятся; несостоявшийся артист труппы Куклачёва и эту операцию освоил (после дверей-то – раз хвостом  махнуть!), правда, зажигая только половину лампочек (для загорания всех надо было дёргать два раза, но мне казалось, что он не делает этого вовсе не потому, что не знает счёта, а просто ему очень яркий свет был не по нутру). Но после первого же ремонта квартиры зять мой заменил выключатели со шнурками на более современные, и кот долго смотрел иногда на высоко теперь размещённые новинки, видимо, соображая, как бы и до них добраться...

     Подобрали его совсем маленьким, невзрачным, беспризорным котёнком, после того, как его предшественница, породистая красавица Сонька, погибла, упав с незастеклённого балкона 11-го этажа. Сам Мурзик тоже побывал в свободном падении, но с третьего всего этажа, когда гостевал в моей квартире, на земле владимирской, а подкузьмили его воробьи на карнизе окна, за которыми кот крался по перилам балкона, да, не рассчитав прыжка, подтвердил ещё раз один из законов Ньютона. Сделав в падении несколько оборотов с вращениями, воздушный акробат приземлился на все пять точек, ничего себе не повредив. Вот после этого-то стресса у него и проявились те феноменальные  способности, о которых рассказывалось выше...

     Из котёнка он быстро превратился во взрослого кота, на которого начал действовать основной зов природы, и домашний «доктор Айболит» лишил Мурзилу мужской гордости. Поражала его прямо-таки не кошачья манера ласкаться: забравшись на грудь сидящего или лежащего домочадца, он обхватывал осторожно двумя лапами того за шею и начинал лизать в губы –видимо, в другой жизни он был завзятым обольстителем...
Однажды я лежал на диване, и он проделывал свои любвеобильные упражнения со мной, а я возьми, да обзови его вслух шутейно «евнухом», после чего тот мгновенно отреагировал тем, что спрыгнул с моей груди, и с тех пор я стал для него «персоной нон грата» – жутко обиделся, видишь ли...

                История с попугаем   

      Наука отводит животным второстепенную роль, считая их очень далёкими по интеллекту от «царя природы» – человека, но они ведут себя порой так, что заставляют усомниться в этом постулате. Я уже не говорю о дельфинах, например, которые могут прийти на помощь тонущему человеку, защитить пловца от нападающих акул – об этом столько написано. Мне представляется, что они это делают осмысленно, считая нас «сухопутными родственниками».

     Но когда сталкиваешься с птицами, о которых принято судить, что у них нет «мозгов», с такими, как говорящие попугаи, то тебя вдруг посещает мысль, что человека обуяла гордыня от своей исключительности. Мой сын, врач-ветеринар, как-то на очередном вызове у клиента должен был «постричь» клюв попугаю-жако. Эта операция делается время от времени для того, чтобы уберечь обитателей квартиры и гостей от травм, которые можно заполучить, если вы уроженцу джунглей чем-то не понравитесь, и он так долбанёт вас клювом, что мало не покажется...

     После того как операция сыном была произведена (не совсем для птицы безболезненная), он выпустил его, тот взлетел, уселся на люстру, хохолок на его голове распушился от охватившего гнева, и сверху понеслись возмущённые вопли: «Козёл поганый!.. Козёл поганый!..» – и долго он не мог успокоиться, вплоть до ухода врача. Почему это он из большого арсенала ругательств, которым владел, выбрал именно это, «обличающего» своего обидчика?..

     Ещё до «экзекуции» сын был удивлён его реакцией на телевизионные передачи: шёл обзор спортивных новостей; попка вёл себя равнодушно во время показа различных фрагментов спортивных игр, но как только появились кадры футбольной хроники, этот жако проявил себя как настоящий фанат – из его клюва понеслись воинственные крики: «Спартак – чемпион!..  Спартак – чемпион!..», и повторял он эту речёвку до тех пор, пока футбольная тема не исчезла с экрана...
         
                История с собакой   

     Находясь во Владимире в служебной командировке, решил навестить старого знакомого, такого же фанатика шахмат, как я сам. Дома его не оказалось, но мама, интеллигентнейшая женщина, пригласила меня в квартиру, сказав, что сын вот-вот будет –задерживается на работе. В прихожей встретила и собачка, неизвестной мне породы, обнюхала и вежливо удалилась на диван, уютно там расположившись. Хозяйка тут же пошла на кухню -поставить чайник, а затем, возвратившись, неожиданно для меня завела разговор о сыне, в последнее время всё чаще прибегающем к рюмочке, с похмельным синдромом по утрам. Я знавал его как неоднократного чемпиона области по шахматам, но в последние годы он стал сдавать свои позиции, и причина этого мне теперь стала ясной...

     Из прихожей донёсся звук звонка, и женщина мне сказала: «Обратите внимание, пожалуйста, на реакцию собаки, любимицу сына, как только он войдёт...», и пошла открывать дверь. Мой знакомый вошёл в прихожую, заметно покачиваясь, увидев меня, обрадованно поздоровался, а собачка сначала бросилась инстинктивно к нему, но тут же отпрянула и убежала в соседнюю комнату, спрятавшись под столом...
Пока сын приводил себя в порядок в ванной комнате, мама его заметила: «Вот всегда так: если сын приходит трезвый, собака души в нём не чает, а если – нет, как сегодня, то она ему устраивает долгий бойкот...»

     Я заглянул через открытую дверь в зал, где из-под стола в скатёрке виднелась мордочка животного; мы встретились с пёсиком взглядами, и в его тоскливом взоре, как мне показалось, я прочёл всё то, что он сейчас думал о своём хозяине...
Видно, в другой, давней, жизни, будучи человеком, он являл собой образец абсолютной трезвости...

12  сентября  2010  года