Национализм

Абдулазиз Махмудов
               
                Абдулазиз Махмудов

                Национализм


Горбачёвская перестройка и гласность обнажили большей частью искусственно созданные

советским режимом межнациональные проблемы, которые кроме всего прочего и способствовали

сепаратизму союзных республик и стремительному развалу Советского Союза. Будучи в числе

многочисленных  журналистов неравнодушных к взаимоотношениям людей разных

национальностей и вероисповеданий,  я планировал снять фильм на эту злободневную тогда,

как впрочем, и сегодня острую, неоднозначную тему.
 
В 1989 году за три месяца до кровавых событий в Фергане на киностудии «Узкинохроника» по

моей заявке готовился к запуску в производство  документальный фильм «Меньшой брат»

посвящённый межнациональным отношениям в СССР. Пока изучал необходимую информацию и

писал литературный сценарий произошли ферганские погромы.            
 
Два дня мне пришлось убеждать директора киностудии Даврана Салимова, что следует срочно

выехать на съёмки в Фергану. Наконец, когда 6 июня Салимов  дал согласие на

командировку, мы с оператором Гайратом Шукуровым и водителем Валерием Кан получили

необходимую киноплёнку, съёмочное и звукозаписывающее оборудование и вечером попытались

вырваться из Ташкента.
 
Но не тут-то было. Из-за дефицита бензина пришлось потерять ещё 12 часов. Наконец,

покинув киностудию, утром 7 июня я зашёл в Союз писателей Узбекистана, попрощаться с

друзьями. И здесь в штабе «Движения Бирлик» кто-то из писателей познакомил меня с

режиссёром-оператором Лаймой Пангоните из литовского «Саюдиса» и двумя

фотокорреспондентами из Казани, которые тоже рвались за информацией в Фергану. В таких

случаях, лишняя видеокамера и два фотоаппарата адекватны двум винтовкам и автомату

Калашникова. Поэтому мы с Гайратом, недолго думая, потеснились, и выехали из Ташкента

уже вшестером.
 
Быстро миновав Ташкентскую область, поехали по предгорьям Аштского района Таджикистана.

Здесь нас ожидала настороженная тишина. На автомобильном шоссе ни одного пешехода, ни

одной машины. В летнем воздухе висели тревога и страх. Признаться, нам всем стало,

как-то неуютно. Однако, когда через некоторое время услышали звук мотора, и нас обогнало

старое, обшарпанное  «Жигули» кофейного цвета, мы облегченно вздохнули – значит не одни.

Не удаляясь далеко, и не давая себя обогнать, машина около получаса маячила в метрах

двадцати перед нашими глазами. Это конечно стало нас раздражать, и будто бы почуяв

настроение едущих следом людей, колымага вдруг резко затормозила и остановилась прямо

посреди дороги. Пришлось тормознуть и нашему шофёру.
 
Тем временем из салона «Жигули» вышли несколько человек кавказской внешности,

представившись заблудившимися командированными, спросили, как проехать в Ленинабад,

заглянули в салон, осмотрели, кофры со съёмочной аппаратурой и штативами,

поинтересовались , кто мы такие, что везём, зачем и куда едем? После чего сели в свою

машину и дали по газам. А мы стали гадать. Кто эти подозрительные люди? Почему уточнив

маршрут, они всё же поехали в противоположную от Ленинабада сторону? Может, это вышедшие

на тропу войны турки–месхетинцы, а может сотрудники спецслужб в гражданской одежде?   
 
Скоро, миновав Таджикистан, мы поехали мимо Гурумсарая - вотчины Ахмаджона  Адылова, с

которым я некогда был знаком. В начале 80-х годов прошлого века на «Узкинохронике» по

заданию ЦК Компартии Узбекистана снимался документальный фильм «Крутизна», посвящённый

деятельности Героя Социалистического Труда Ахмаджона Адылова - генерального директора

агропромышленного объединения имени Ленина Папского района Наманганской области. Автором

сценария был приближённый Шарафа Рашидова –   корреспондент газеты «Сельская жизнь» по

Узбекистану Аркадий Узилевский, режиссёром был главный редактор кинохроники и будущий

министр культуры независимого Узбекистана Хайрулла Джураев.
 
Полгода я имел возможность наблюдать за Ахмаджон – ака во время съёмок и общаться в

перерывах. В холодное время его можно было видеть в старой ватной фуфайке с короткополой

шляпой на голове. Очень редко в чёрном строгом костюме со звездой героя труда на груди.

Летом в светлой шляпе и хлопчатобумажной рубашке, объезжающим на коне свои

труднодоступные угодья. Или в темноте, вслушиваясь, в недовольный ропот односельчан,

скрытно ездившего по улицам Гурумсарая на велосипеде. Но повседневным транспортом была

новенькая «НИВА», которую генеральный директор, как строптивого коня, несколько месяцев,

безжалостно гонял по холмам и разбитым дорогам, после чего, машина продавалась вассалам,

а Адылов по праву первой ночи сюзерена пересаживался на свеженькую, только что

поступившую в магазин машину.
 
Помню, как он в потёртой тюбетейке, чёрном узбекском халате и кирзовых сапогах (этакий

дехканин - самородок) угодливо встречал министра сельского хозяйства СССР Валентина

Месяца. И как кротко, с сыновней нежностью разговаривал с первым секретарём ЦК КП

Узбекистана Шарафом Рашидовым и, как возлежа на топчане, во дворе своей резиденции, в

микрофон, через усилитель, озадачивал, стоящих в строю по стойке смирно, подчинённых.

Устанавливая сроки исполнения хозяйственных работ, которые тут же фиксировались на

магнитную плёнку, после чего к ответственным лицам подносился микрофон, и они клялись

богом, что к такому–то числу положенного месяца выполнят приказ генерального директора.

Что тоже записывалось на плёнку и когда «нерадивые», ссылаясь на погодные  и иные

объективные обстоятельства срыва работ осмеливались робко оправдываться, Ахмаджон – ака

в качестве компромата публично проигрывал эти клятвы и материл испуганных сотрудников на

весь кишлак, или возбуждённо вскакивал, награждал бедолагу зуботычинами и пинками, или

ссылал в горы, работать пастухом.
 
Кстати, можно поздравить правящий класс независимого Узбекистана, средневековая традиция

бить вассалов и пресмыкаться перед сюзереном возрождена на все сто процентов.

Оказывается, наши представления о чести, совести и  достоинстве разительно отличаются от

взглядов западного человека. (Пример Исмат Хушев). Видимо, поэтому у нас хронические

проблемы с правами человека. Однажды в минуту откровения, как бы оправдываясь за свою

грубость на «планёрках», Ахмаджон - ака сказал: «Наш народ по-другому не заставишь

работать». Одним словом, огромное хозяйство бывшего бухгалтера Ахмаджона Адылова с его

17 совхозами, 14 колхозами, мини заводами и фабриками, десятками тысяч людей держалось

на насилии и страхе.
 
Однажды, когда оператор попытался издалека, длиннофокусным объективом снять на плёнку

«планёрку», Адылова, приближённые опрокинули  съёмочную камеру, а ещё некоторое время

спустя один из его сыновей зверски избил нашего светотехника. Как правило, после таких

конфликтов, ссылаясь на занятость, Ахмаджон-ака  подолгу избегал съёмок. Вспоминая

сегодня откровения Адылова,  что «наш народ по-другому не заставишь работать», я думаю,

а ведь это не единичное мнение. Так думают и многие простые люди… А может мы,

действительно, без Хамракулов Турсункуловых, Усманов Юсуповых, Ахмаджонов  Адыловых –

двойников Ислама Каримова, неспособны к созидательной деятельности? Какие скелеты

хранятся в Государственном архиве Узбекистана? Попасть, в который без визы СНБ

невозможно, но это тема для другого разговора.   
 
В центре Коканда, который мы проезжали после полудня 7 июля, было многолюдно. В основном

это была молодёжь 15 – 25 лет. Тогда мы не знали, что они собрались сюда освобождать

арестованных товарищей. И что когда переговоры с местной милицией, не увенчаются

успехом, нападут на городское отделение внутренних дел, а на следующий день 8 июля здесь

произойдёт кульминация Ферганской трагедии – массовое побоище мирного населения.
 
И далее по пути из Коканда в областной центр мы не раз видели скопления  машин и

оживлённо спорящих молодых людей. Это имело место в  окрестностях Янги - Кургана,

Багдада, Риштана. По прибытии в Фергану, мы направились в обком партии, чтобы передать

традиционное письмо от директора киностудии руководству области, в котором указывалась

цель командировки и просьба о содействии съёмочной группе. Как правило, кто–то из первых

лиц расписывался на этом письме и спускал нижестоящим чиновникам. Таким образом,

легитимировалась наша деятельность, мы могли по звонку курирующего нас должностного

лица, разместиться в гостинице, заправить машину дефицитным топливом, получить доступ на

колхозные поля и промышленные предприятия или взять интервью у начальника, одним словом,

беспрепятственно работать.
 
Однако обком охранялся курсантами Орджоникидзевского военного училища МВД,

командированных в Фергану из Северного Кавказа и нас без пропусков не пропустили.

Потеряв у здания обкома партии около получаса драгоценного времени, усталые и удручённые

мы направились к расположенной неподалёку гостинице, где были забронированы места и

приняв душ пошли обедать. В кафе было много командированных  из Ташкента. Журналисты,

пожарные, врачи, милицейские начальники. Здесь я повстречал земляка, и бывшего соперника

по вольной борьбе  - следователя КГБ Кадырова Рашида, который с энтузиазмом поделился

своим мнением о происходящих в области событиях и пообещал показать компроматы,

доказывающие преступную деятельность турков- месхетинцев. Я пообещал снять посвящённый

этому эпизод, и поскольку водитель не смог заправиться, поехал в ферганское отделение

союза писателей, к Иномжону Турсунову, который обещал достать горючее.
 
И здесь я встретил Олимжона Мирзаева – корреспондента журнала «Огонёк» по Узбекистану,

который каким-то чудом помог найти канистру дефицитного бензина и сопровождающего

милиционера для поездки в Кувасай, где по распространившимся слухам  турки–месхетинцы

«насиловали женщин и разрывали младенцев на части». Просьбу Олимжона Мирзаева, поехать с

нами в Кувасай, в котором он не раз бывал, и мог бы быть полезен, я принял с

благодарностью, поскольку мне это показалось обычной журналистской солидарностью. Но

когда по возвращению в Фергану  его энтузиазм иссяк, и он, как и прочие должностные лица

стал отговаривать  нас от поездки в Коканд, я понял, что у него были свои очень

пикантные мотивы и об этом я расскажу в другой раз.
 
При въезде в Кувасай, в чайхане пригородного кишлака нас, словно по команде сверху, уже

ждала внушительная делегация местных узбеков во главе с ветеранами войны и труда 

Абдурахмановым Мамадали, Одинаевым Иброхимжоном, пенсионерами  Ойимтожи Меликузиевой и

Таймановым Уринбоем. Из многочисленных интервью мы узнали, что в их домах нет природного

газа, нет водопровода, нет добротного жилья, нет хороших дорог. А у турков–месхетинцев,

которые приехали в 1944 году практически без имущества и с которыми узбеки делились

хлебом, солью есть природный газ, есть водопровод, улицы покрыты асфальтом и живут они в

городских условиях. И что тем ни менее они всячески терроризируют и унижают узбеков. А

правоохранительные органы и городские власти бездействуют. Слухи о массовом насилии над

узбекскими женщинами, и что турки разрывали на части младенцев в детском саду не

подтвердились. Это было вопиющей дезинформацией и местные узбеки об этом ничего не

знали. И фотографий подтверждающих это варварство я не нашёл, хотя по мнению «очевидцев»

они ходили по рукам и приводили толпу погромщиков в неописуемую ярость.  Жалобы узбеков,

что турки живут богато, а узбеки бедно тоже были преувеличены.
 
Наши более предприимчивые соотечественники крымские и казанские татары,  турки-

месхетинцы, корейцы, армяне, русские и евреи и другие народности по воле судьбы

оказавшиеся в Центральной Азии в силу национальной сплочённости, большей образованности,

наличия хорошей профессии и знания русского языка оказались более успешными, чем

коренные народы. Конечно, с турками-месхетинцами у нас были различия и ментального–

психологического характера. Народы, обитающие на обширных равнинах Центральной Азии

более покладисты, чем темпераментные жители тесных гор и предгорий - кавказцы. Такими

нас сделала природная среда. Однако были и очевидные, не требующие сложных комментариев

проблемы. Это нерешённые властью экономические, социальные, политические проблемы,

повёрнутые  в конце-концов в русло межнационального конфликта.
 
После общения с узбеками мы поехали на улицу Будённого в район компактного проживания

турков–месхетинцев, где имели возможность разговаривать с тремя десятками пострадавших.

По рассказам Гейдаровой Комилы и Шамилова Шамурада, конфликты с узбеками в Кувасае

начались в мае месяце, однако сколько бы они не жаловались руководству городской

милиции, партийных и советских органов никаких мер принято не было. Более того, турки

обвиняли местную власть в дискриминации  и причастности к организации погромов. Если

учесть, что бытовые драки между узбекской и ту-рецкой молодёжью происходили на фоне

политических выступлений турецких активистов с требованиями к властям не ущемлять

гражданские права, возвратить на родину в Грузию, предоставить автономию ( о чём турки

предпочитали мне не говорить), всё становится на свои места. Первая большая волна

мародёров, с мешками камней на плечах, прибыла в турецкую махаллю поездом, в товарных

вагонах, 23 мая. После чего в Ферганской долине молниеносно распространились чудовищные

слухи о «зверствах турков», которые переросли в кровавую бойню, унёсшую жизни по

официальным данным 112 человек с той и другой стороны.
 
Вот заключение ЦК КП Узбекистана по Кувасаю:
 
«В Кувасае на 9 предприятиях работало 7 тысяч человек. В их числе было 847 турок-

месхетинцев. Среди руководящего состава предприятий и учреждений города не было ни

одного турка. В системе здравоохранения работало 132 врача, среди них не было ни одного

турка. В торговле и системе общественного питания  работало 1250 человек, в их числе 181

турков-месхетинцев, среди них ни одного руководящего работника. Удельный вес турок в

составе руководящих кадров области был в два раза, а среди депутатов Советов всех

уровней в три раза меньше, чем их доля в составе населения».
 
После Кувасая нам удалось побывать на развалинах турецких домов в Ташлаке. Побеседовать

с прокурором района. Сделать съёмки сожжённых домов в посёлке Комсомольский и улицы

Лахути в Фергане. Побеседовать с курсантами Орджоникидзевского военного училища МВД и

вечером подъехать к зданию областного комитета партии, чтобы передать письмо секретарю

обкома и таким образом легализовать нашу деятельность. Пока мы пытались договориться с

начальником караула и получить разрешение на  аудиенцию, подъехало жёлтое такси «Волга»

Газ-24 из которого вышел оператор программы «Время» Центрального телевидения, которого,

по всей видимости, здесь ждали и беспрепятственно провели к руководству. Я говорю это к

тому, что монополия на доступ к информации и возможность интерпретировать её через СМИ в

свою пользу одна из главных козырных  карт тоталитарного режима. Без этого никакая

деспотия  долго не удержится. Как собственно и случилось с СССР. Именно гласность,

информированность  населения,  дискредитировала власть и развалила СССР. На следующий

день, когда всё-таки удалось пройти в обком   -  Юлдашев Шавкат Мухитдинович - первый

секретарь обкома партии  раздражённо сказал мне: «Возвращайтесь в Ташкент. Вам здесь

нечего делать. Корреспонденты программы «Время» уже всё сняли и дали в эфир».
 
Попытки получить спецпропуска для поездки в Коканд в военной комендатуре тоже не

увенчались успехом. Нам никто не отказывал, а говорили, идите к начальству, или

подождите это опасно, потом мы всё сами устроим. После этого мы решили обойтись без

пропусков и традиционной поддержки партийных органов, и на свой страх, и риск поехали в

Коканд, что позволило 9 июня провести съёмки последствий расстрела войсками МВД  СССР

мирного митинга.
 
Утром 8 июня мы по приглашению Рашида Кадырова вновь поехали в Ташлакский район, где в

качестве доказательств преступной деятельности турков–месхетинцев следователь КГБ

продемонстрировал нам кулёк величиной с детский кулачок с листьями анаши, найденными в

куче хлама оставленного мародёрами после грабежа турецкого дома. На фоне развалин сотен

ограбленных и сожжённых домов, слёз и отчаяния турецких женщин - это было не очень

убедительно. Деятельность Рашида скорее всего была направлена на защиту местного

чиновничества от гнева Кремля. Как оправдание стихийных преступлений толпы, против

криминальных турков - месхетинцев. Кстати о том, что турки-месхетинцы в глазах местной

власти выглядела нападавшей стороной, говорят и отряды самообороны, созданные в районах.

Об этом, обвиняя в своём интервью парторга и председателя колхоза, говорили жительницы

Ташлакского района: Тилаболдиева Дилором, Рузматова Лазокат, Каландарова  Давлатхон,

Каримова Ульмасхон, Умурзакова Ибодатхон, чьи мужья и дети по распоряжению председателя

колхоза имени «22 партсъезда» Юлчибоя Каримова и парторга Махмудова Ибрагима, были сняты

с полевых работ, направлены на защиту кишлаков, где смешавшись  с толпами мародёров

участвовали в массовых убийствах,  грабежах  и поджогах . За что, двое из них: Т.Парпиев

и Г. Хурриев были приговорены к смертной казни, остальные к длительным тюремным

заключениям.
 
«На Ташлак идут восемьсот турков– месхетинцев с автоматами. Женщины прячьтесь, а

мужчины  вооружайтесь, и выходите на улицы защищать свои дома!». Так говорили

должностные лица.
 
«Мужчины выходите защищаться от турков, если не выйдете, сожжём ваши  дома». С такими

обращениями агитировали узбеков эмиссары мародёров. Учитывая, информацию некоторых СМИ,

что на самооборону области было мобилизовано около десяти тысяч человек, мне кажется,

что отряды самообороны, каким-то образом и превратились в мародёров. Ведь именно

эмиссары мародёров вместе с властями устраивали провокационные митинги 8 июня 1989 года

в Коканде и третьего марта 1990 года в Паркенте с требованиями выселить турков из страны

и таким образом защитить узбекский народ от «насилия» месхетинцев. Ведь и в Паркенте

были созданы отряды самообороны – дружинники. Они были и среди митингующих и среди

раненных. Одного такого я снимал в госпитале. Вопрос от кого защищаться? Нападающей была

узбекская сторона! Об этом говорят хилые баррикады, которые я снимал на улице Лахути в

Фергане, откуда турки–месхетинцы отстреливались охотничьими дробовиками, приводя в

бешенство распоясавшееся  быдло с коктейлями молотова, которое в одиночку трусливее

кролика.
 
«Они чувствуют правовую защищённость», сказал мне в интервью исполняющий обязанности

начальника Пресс центра МВД майор Пулатов Салиджон Латипович.
 
Разве могли узбеки без санкций сверху организоваться в мобильные группы одновременно во

всех районах области и смело разъезжать на угнанных автомашинах? Я был среди такой толпы

и видел подстрекателей с физиономиями уголовников, видел пьяных и наркоманов. Их было не

так много, но они были. И ещё! Могло ли руководство Узбекистана без дезинформации КГБ,

или прямых санкций из Москвы осмелиться на такие шаги? Однако, как ни парадоксально

именно милиция и местные власти защищали турков- месхетинцев, помогали им прятаться в

зданиях обкомов и райкомов партий, эвакуировали в лагерь беженцев. Об этом

свидетельствуют многочисленные случаи нападений экстремистов на административные здания

и РОВД. Или же всё это было едиными частями хитроумного плана по выдавливанию турков–

месхетинцев из Узбекистана? И решения, таким образом, некоторых экономических и

социально-политических проблем республики.
 
Как мне представляется, Ферганская трагедия ждёт своих исследователей. Здесь будет

уместно сказать и о роли «неформалов – националистов», якобы по вине которых, как писали

некоторые нечистоплотные СМИ произошли погромы. К примеру, лидер «Народного Движения

Бирлик» Мухаммад Салих,  приехавший в Фергану пытался своим выступлением урезонить

толпу. Опубликовал обращение к населению в « Ферганской правде». Оно называлось «Взываю

к совести». В феврале месяце в Буке, и в марте месяце 1990 года в Паркенте  пытался

усмирить толпу другой лидер «Бирлика» Абдурахим Пулатов. Однако сегодня, как и 20 лет

назад подавляющее большинство узбеков считают, что виноваты турки – месхетинцы. Также

как подавляющее большинство киргизов 20 лет назад, и сегодня считают, что во всех бедах

киргизов виноваты узбеки. Как русские в России считают, что им плохо живётся потому, что

нерусские заполонили «их» страну. Национальный эгоизм сродни стадному инстинкту

самосохранения и потому не всегда поддаётся голосу рассудка. Как и нашему первобытному

предку, нам кажется, что племя живущие в нашей пещере «белое и пушистое», а племя в

соседней пещере «изгои». И не дай бог кому-то из них затереться к нам.
 
Прошли тысячелетия, прежде чем род человеческий возникнув в Южной Африке, расселился по

всей планете, смешиваясь и разделяясь, меняя среду обитания и ареалы расселения,

приспосабливаясь к климату и ландшафту, пока мы не стали такими какие мы есть в 21 веке.

Сегодня, когда воинствующие национал - патриоты говорят «это наша земля», мне очень

хочется ответить «ваша земля на кладбище!». Это та земля, в которую вы обратитесь через

двадцать лет». Территории нынешних государств  всего лишь доставшиеся от многочисленных

ранее  живших здесь народов «участки земли», которые, возможно, на пару тысяч лет, а

может и несколько сотен лет «арендовали у Бога» ваши и наши предки. Для истории Homo

sapiens; несколько тысяч лет это мгновение. А что было до этого? Кто жил здесь в прошлом

десять, двадцать, тридцать тысяч лет назад? Учитывая естественное стремление людей жить

лучше, сытнее, богаче, миграция, расселение, смешивание народов продолжается. Это

происходит на наших глазах. И какой мудрец может ответить на вопрос: «Какой народ будет

жить в Центральной Азии в будущем через сто тысяч лет?».
 
Признает ли Узбекистан в обозримом будущем массовые нарушения гражданских прав турков-

месхетинцев в июне 1989 года. Факт их принудительного выселения из страны. Признает ли

Киргизское государство факт геноцида и выдавливания узбеков в 1990 и 2010 годах? Не

знаю, не знаю. Пока что мы пребываем в младенчестве – гадим и мочимся под себя. Чтобы

заметить, что дурно пахнем, нам нужно расти и расти. Пока же мы видим, что и через сто

лет некоторые государства не хотят признавать геноцид. Но тем ни менее, в высокоразвитых

демократических обществах, для которых права человека не пустой звук, это случается. 
 
После Ферганской резни то ли в августе, то ли в сентябре 1989 года следователь КГБ Рашид

Кадыров пригласил меня в парк «Горького», в то место, где сейчас находится «Фонд Форум»

Гульнары Каримовой. После окончания школы это была моя вторая встреча с земляком. Мы

натянуто поздоровались и после дежурных фраз о семье и житье-бытье, он неожиданно

предложил мне работать на КГБ. Я в свою очередь рассмеялся и предложил ему работать на

«Народное Движение Бирлик». После чего мы расстались, навсегда. В сентябре 1991 года

Узбекистан провозгласил свою независимость. Коммунистическая партия была переименована в

Народно–демократическую. Политическая оппозиция объявлена изгоями. Что правда, не

помешало правящему классу использовать в пропагандистских целях её лозунги и программные

установки и объявить себя демократами.
 
Сегодня, бывший следователь КГБ Рашиджон Кадыров - генеральный прокурор республики

Узбекистан. Как отзываются земляки, он не забывает и родную школу. Помогает с орг.

техникой, инвентарём, ремонтом и благоустройством. Похвально, что вы заботитесь о

простых смертных. Сегодня мы с вами, как и сорок восемь лет назад по разным углам. Вы в

красном, я в синем углу, на этот раз не борцовского, а политического ковра. Помнится,

наш тренер по вольной борьбе Кутбитдин - ака Абдурахманов говорил, чтобы стать чемпионом

нужна воля к победе. В юности вы не были лишены благородных порывов. Проявите волю! И

можете стать чемпионом одним только росчерком пера. Освободите Мурада Джураева, Мамадали

Махмудова, Рустама Усманова и других политзаключённых , которые неприлично долго томятся

в ваших тюрьмах. То, что было нормой в зинданах средневековой Бухары, преступно в

Узбекистане 21 века, позиционирующем себя демократическим государством. И последнее! Ещё

не вечер. «От сумы и от тюрьмы не зарекайся!», говорят в народе.

                Абдулазиз Махмудов