106. Хрущёв на июльском пленуме ЦК КПСС

Михаил Самуилович Качан
Июльский (1964 года) пленум ЦК КПСС

В рассекреченной стенограмме Июльского пленума ЦК КПСС приводится сумбурное, полное ляпов выступление Хрущёва. Я здесь приведу только ту часть его, которая касается разгона Академии наук. Хрущёв начинает с Лысенко:

– Вернитесь вы к трудам Лысенко. Его критиковали некоторые прохвосты. Я считаю, что Сахаров — академик молодой, коммунист, но он очень неумно выступил. Это уже Академия наук начинает вмешиваться в политику. Там стоял вопрос об избрании членом-корреспондентом Ремесло. Это прекрасный селекционер украинский. Была работа проведена против Лысенко, он [Сахаров. МК.] выступил и сказал: Лысенко убил столько-то или не столько-то людей и теперь не принимать Ремесло, потому что они на одной позиции в вопросах теории с Лысенко.

Товарищи, для политического руководства, я считаю, у нас достаточно нашей партии и Центрального Комитета, а если Академия наук будет вмешиваться, мы разгоним к чёртовой матери Академию наук, потому что Академия наук, если так говорить, нам не нужна, потому что наука должна быть в отраслях производства, там она с большей пользой идет, это нужно было для буржуазного русского государства, потому что этого не было. Сейчас, в социалистических условиях, это изжило себя, это придаток и проявляет он себя довольно плохо.

Тов. Сахаров — коммунист, очень одаренный человек и мы высоко ценим его, но не ему определять политику. Он создал водородную бомбу, его предложение было. Но когда мы решали вопрос о создании бомб [более] крупных (он тоже тогда работал), он голосовал против: товарищ Хрущёв, говорит, я против. Я говорю: вот какой Христос! И это коммунист. Он молодой, но, конечно, молодой по нашим взглядам. Ему лет 45?

ГОЛОС. Он беспартийный.

Н.С.ХРУЩЕВ. Ну, беспартийный, — тоже надо вести с ним работу и проработать его. Я уж думал об этом, но не хочется поднимать эти навозные дела.

Видите, как Хрущёв возбуждён. И фактические ошибки есть: Селекционер Ремесло не прошёл на отделении Биологии. На общем собрании его не рассматривали, и Сахаров о нем не говорил. Речь шла только о верном соратнике Лысенко Нуждине.

Кстати, выдающийся селекционер Ремесло, который вовсе не был лысенковцем (Лысенко повсюду утверждал, что Ремесло работает по его методу, но это было не так) был избран академиком в 1974 году. Да и трактовка Хрущёвым выступления академика Сахарова чересчур вольная.

Впрочем, когда Сахарову спустя много лет дали почитать стенограмму его выступления на общем собрании АН СССР, он сказал, что говорил о Лысенко более резко, чем написано в стенограмме. И я тоже помню, что он говорил более конкретно и резко. Кто-то потом в Академии наук приглаживал стенограмму.

Кроме того, как я уже писал раньше, в стенограмме не оказалось выступления академика М.А. Леонтовича, которое было джовольно резким. Правда, он не говорил, как академик А.Д. Сахаров, о "позорных страницах" прошлого, чем вызвал ярость академика Т.Д. Лысенко.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/04/05/406