Халва, слово сладкое - 2

Юрий Шмелев
       Оставим в покое, упомянутых в прошлой заметке, американских индейцев, вернемся к нашим проблемам. Я не знаком лично ни с одним из борцов за национальное освобождение татар, да и не тянет знакомится. Но я уверен, они росли не в изоляции и встречали в своей жизни русских ребят, а может даже и дружили в детстве с кем то из них. Во всяком случае, все они в достаточной степени владеют русским, а на таком уровне в школе его не выучишь. Значит, освоили в быту, в русскоязычной среде. Хочу спросить уважаемых господ, что же их подвигло на такую ненависть к русскому народу? Обида детства, неудачи в любви, желание реванша несбывшихся надежд или еще что то, глубоко интимное? Не знаю. Давно затихли боевые столкновения русичей и татар. Жертвы обороны Казани не забыты, они до сих пор живут в памяти народа, правда в Казани до сих пор нет достойного памятника защитникам города, но я думаю, что это будет в ближайшее время исправлено. Мы прожили вместе более четырехсот лет, многие семьи по настоящему и не знают к какой нации они принадлежат, так все перемешалось. И вот выходит на центральную площадь Казани красивая дама и призывает граждан не просто вспомнить былое, а вернуть вспять историю. К подобным призывам примыкают люди разных возрастов и профессий. Не остается в стороне и национальная творческая интеллигенция, особенно признанные мастера. Они с молодым задором бросаются на баррикады. Видимо здесь интереснее, чем погружаться в муки творчества. Жалко мне их и понять вместе с тем можно. Зачем трудится в поте лица, ведь здесь хоть и ущербное, но быстрое признание. А чтобы стать вровень с Рудольфом Нуриевым или Софией Гудайдулиной нужен и талант и тяжкий труд. Что то я не слышал, чтобы хоть один наш академик от литературы написал близкое или подобное Алхимику от Пауло Коэльо, например. В прошлом году на Крещатике, в Киеве я общался с группой молодых людей. Они долго не могли сообразить, где находится Казань и Татарстан, пока не нашелся один эрудит, он то  и воскликнул: «Так это же «Рубин», они Барселону дважды нагнули». И им стало все понятно, хотя я уверен, географически они так и остались в неведении. Мне же пришлось только согласится, что моя малая родина, это и есть футбольный клуб «Рубин». Горько и обидно господа академики. Не каждому дано стать Шекспиром, но почему же никто в мире не знает ваших произведений, ваших имен. Или я опять ошибаюсь, ваши имена уже появились на афишах бродвейских мюзиклов? Нет? А есть ведь другие примеры: простой деревенский парень, не академик, а просто мудрый человек, жизнь которого прошла в ежедневном напряженном труде, получил мировое признание и непререкаемый авторитет в России. Минтимир Шарипович Шаймиев сделал себя сам и теперь это человек известный далеко за пределами нашей республики. Известность эту он заработал трудом и ответственным отношением к тому же национальному вопросу, а не посыпанием головы пеплом и возведением напраслины.
     Активность безответственных людей, призывающих к революционному изменению сложившегося статус – кво, порождает ответную реакцию таких же горячих лиц, стоящих на противоположном берегу. Вражда, в отличии от любви и дружбы, всегда вызывает ответ. И вот уже русские националы и фашиствующие лица устраивают истерию по поводу победы на конкурсе красоты прекрасной девушки с милым именем Эльмира. В Татарстане это обычное имя, не вызывает ни какого отторжения. Но в российской глубинке оно звучит непривычно, режет слух обывателю. Нет ли здесь вины и наших деятелей культуры, замыкающихся в своих творениях национальными рамками без выхода на всероссийскую сцену? Имя второй девушки – татарки не вызвало столь бурной реакции, видимо, просто потому, что она победила в соревновании по профессиональному мастерству  столь безоговорочно, что и возразить нечего. На Евровидении наша Дина Гарипова будет представлять Россию и это вызывает у меня только гордость за успех моей землячки. Нашим татарским националам при этом придется смирится, что там в Европе в глазах общественности девочка будет русской. Такова действительность. К сожалению,  это опять послужит дополнительным поводом для обвинения России в имперской политике и взывать к мировому сообществу чуть ли не с призывом SOS. Но жалобы, это удел рабов. Ощущение себя гражданином мира, это не поиск виноватых, а состояние души. Бороться нужно не оскорблениями оппонента, тем более не призывами на баррикады, а созиданием добра и взаимоуважения. Тогда в той же Европе слово «татар» будет ассоциироваться не с наименованием бифщтекса из сырого мяса, а с национальностью великого народа. И это, прежде всего, задача деятелей культуры татарского народа. Но пока от них исходит лишь жалкий, но высокомерный голос с сомнительными словами, вроде тех, которые когда то изрек человек, упомянутый мной ранее, о достоинствах женщины – татарки.
     Недавно на экранах демонстрировался одиозный фильм – пасквиль «Орда». Скажите мне, пожалуйста, почему та же газета «Звезда Поволжья» и другие республиканские издания не подняли всероссийский протест, не организовали сбор подписей против демонстрации этой Орды? Где были и есть наши голосистые академики, генералы от истории?  Почему с доказательствами и документами на руках не опровергают ложь, изготовленную кучкой негодяев – коньюнктурщиков  в Москве? Думаю, под этой акцией подписались бы и многие русские. Но в ответ тишина, лишь робкие возражения, а нужен серьезный разговор о качестве и исторической правде показанного фильма. Или правда далеко не всем нужна? Нужен повод для митинговых страстей? Пишу эти строки в субботу вечером. Моя жена с внучкой смотрят по телевизору передачу «большие танцы» из Москвы. Выступает команда из Казани. Победа. Бабуля с внучкой в восторге. Им даже и в голову не приходит посчитать сколько и какой национальности танцоры в команде нашего города. Потому что национальность у них одна: казанцы, татарстанцы. Просто из интереса, хотелось бы знать, смотрят ли этот канал наши националы и какова их реакция? Или и здесь они сумеют увидеть «неоколониализм», «империализм» России? А такие люди, я почти уверен, есть. Почему они придерживаются такого взгляда, почему упрямо твердят одно и тоже и никакие доводы, кажется, не могут повернуть их? Ответить на эти вопросы трудно, но необходимо. Жизненно необходимо, если мы хотим и дальше жить в мире и благополучии.
     Россия, исторически сложилась, как многонациональное государство и на протяжении веков, волей неволей была вынуждена решать вопросы межнационального мира. Та же проблема стояла и перед Советским Союзом. Нашему поколению, конечно, его история ближе и понятнее. Пока ведь большинство жителей современной России помнит и СССР, и его распад. Распался он буквально в одно мгновение, чуть ли не на другой же день после референдума, на котором большинство жителей высказалось за сохранение его. Вот такая метаморфоза. Полагаю, что  такой сюжет не мог прийти в голову даже Овидию . Но он произошел в наше время, на наших глазах и от этого факта никуда не денешься. Остался лишь недоуменный вопрос, почему? Ведь, по словам лидеров КПРФ, да и не только их, мы так хорошо все вместе жили, нас объединяла одна цель: строительство коммунизма. А руководила нами самая прогрессивная партия в мире, КПСС. Более пятнадцати миллионов членов одновременно числились в её славных рядах. И мы были почти уже у главной цели, в эпохе развитого социализма, можно сказать, на пороге извечной мечты человека о всеобщем счастье. Люди стали даже забывать о собственной национальности. На весь мир выдающийся деятель международного коммунистического движения Л.И.Брежнев заявляет: «В СССР сформировалась новая историческая общность, новая нация: советский народ». Всё, как и предполагали вожди и вдохновители, основатели марксизма – ленинизма. Но, «могучая держава» в одночасье рухнула, не помогли никакие теории, как говорится: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Бывшие союзные побратимы и друзья быстренько разбежались. И теперь живут на своих отрубах, показывая бывшему старшему брату фигу в кармане или откровенно тыча её в нос. Кончилась новая общность, новая нация, даже не проявив себя даже первым возгласом. Мертворожденной она оказалась.
      Но не будем ёрничать по поводу мечтаний большевиков. Идеи коммунизма, братства народов, справедливости всегда были и будут привлекательны для человечества. А то, что большевики не смогли построить такое общество, виновата не идея, а исполнители. А про новую общность, как формирующуюся новую нацию, говорили еще и в царской России. Вот выдержка из книги генерала Деникина: « Когда национальные фракции ( в Госдуме ) – поляки, литовцы, татары, латыши и др. – выразили в декларации «непоколебимое убеждение в том, что в тяжелый час испытания ( начало первой мировой ). . . все народы России, объединенные единым чувством к родине, твердо веря в правоту своего дела, по призыву своего государя готовы стать на защиту родины, её чести и достояния» - то это было нечто большее, чем формальная декларация. Это свидетельствовало об историческом процессе формирования РОССИЙСКОЙ НАЦИИ, невзирая на ряд ошибок правительственной политики, невзирая на некоторые проявления национальных шовинизмов, часто приносимых извне». Написал не фантазер, мечтатель, а боевой генерал в трезвом рассудке и ясном уме. Правда, убеждению этому очень скоро пришлось уступить место другим реалиям: война с Польшей, отделение прибалтийцев. Но порыв патриотизма ведь был. Куда всё делось? Ответить можно  очень грубо: «Сколько волка не корми, всё в лес смотрит», но грубо, это совсем не значит правильно. Мне лично вспоминаются совсем другие слова: «Собака бывает кусачей только от жизни собачей». Это строки очень верно иллюстрируют один из аспектов причинно – следственной связи событий. Действительно, никто не завоет от хорошей жизни. И никто не побежит от неё. Это аксиома и она также хорошо известна людям, просто Татьяна и Сергей Никитины напомнили об этом в свойственной им манере. Прошу извинить меня за обильное цитирование, все же рискну привести ещё пару фраз из текста этой незатейливой детской песенки: «Собака несчастная очень опасна, ведь ей не  везет в этой жизни ужасно» и: «Прекрасна собака, сидящая в будке. У ней расцветают в душе незабудки, в желудке играет кларнет». Ещё раз, прошу простить меня за использование в серьезном разговоре таких полудетских строк из вольных шестидесятых годов прошлого века. Уж больно в них яркая и ясная аллегория нашей жизни просматривается.
     Мне кажется, что здесь и «зарыта собака», именно хорошей жизнью нужно привлекать нации к сожитию в едином сообществе. А какова она, жизнь наша,  в России? Если совсем откровенно, то незавидная, не привлекательная. После неожиданного развала великой страны, новая элита с удовольствием подняла упавшую власть и стала править, объявив себя правопреемницей бывшего СССР. Это позволило прихватить в нужные руки максимум собственности в стране и за рубежом, оставшейся без присмотра, предоставив народу «святое право» оплачивать долги бывшей власти. Народы же, в силу объективных причин не покинувшие тонущий корабль, остались жить по прежнему в большой семье народов, но уже под именем Россия. Семья осталась, но она стала другой, как и члены семьи. Имея перед собой пример сбежавших, они теперь и думать стали по другому. Власть на эти изменения даже внимания не обратила, словно ничего не произошло в национальном сознании народов. Государство даже не попыталось продемонстрировать людям свою новую, отличную от прежней, национальную политику. Никто из государственных деятелей даже не попытался объяснить людям ошибки бывших идеологов партии коммунистов. Просто нашли крайних, дескать, виноваты во всем, те трое из Беловежья, а вдохновил их на это предатель и ренегат Горбачев. И если бы не эти супостаты, мы продолжали бы жить в мире и согласии в лоне великой и могучей страны. Обозначили, таким образом, свое видение и пошли дальше, действуя старыми, испытанными методами в решении национального вопроса.
     Пойти то они пошли, да вдруг оказалось, что нации то никуда и не исчезли, а живут по прежнему, на своих исконных местах обитания и жить хотят полнокровной жизнью. Видимо это явилось своеобразным открытием. Иначе, как объяснить серию чеченских войн?  Урок, поднесенный всего несколько лет назад бывшими союзными республиками, властью был забыт. Она просто не захотела увидеть негатив в отношении к России, который проявился в наших бывших товарищах по сообществу с громким именем: советский народ. Власть и ныне, по прежнему, держится тактики, которую сформировало ушедшее в историю государство, забыв, что нельзя новое вино вливать в старые меха. Люди успели уже вдохнуть свежего воздуха свободы и, естественно, захотели перемен. К сожалению, это желание приобрело ныне необратимый характер. Но процесс далеко не однозначен, ведь всегда, в любой нации, найдутся горячие головы. Люди эти, с горячими головами, не склонны к молчанию, они бросаются в бой за права своего народа. Иногда это выглядит довольно оригинально и даже комично, но далеко не всегда, зачастую за этим стоят исконные чаяния людей, уставших от попрания своих прав. Разве этого власть не видит? Видит, конечно, не видеть невозможно, но делает вид, что не видит. А может и просто не знает что делать. Я не являюсь политиком, нет у меня ученой степени в области социологии и других науках, но меня это не смущает. За мной есть другое: мой жизненный опыт простого человека и мой статус гражданина РФ. Полагаю, этого достаточно для того, чтобы иметь собственное мнение. Вот им я и хочу поделится со своими согражданами.
( Продолжение следует. )