О государственном пенсионном фонде

Борис Ихлов
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ

Борис Ихлов

В природе существуют альтернативные пенсионные фонды. Изредка чиновники начинают уверять, что система таких фондов слабо развита, и очень бы им хотелось ее развить.
Один из крупнейших подобных фондов – «Лукойл-гарант». Казалось бы, у этого фонда – мощный попечитель, будущие пенсионеры могут не беспокоиться. В Перми, например, есть и другие фонды, в частности, фонд «Стратегия», еще ряд альтернативных фондов, работают они давно, никогда к ним не было особых, тем более, массовых претензий. Однако те же чиновники изредка вдруг начинают утверждать: альтернативные фонды – мошеннические структуры, как финансовые пирамиды. Что же происходит на деле?
Как известно, по закону о пенсиях (№173 ФЗ) пенсия состоит из базовой части, страховой и накопительной. Плюс к этому возможно софинансирование, т.е. личный вклад в будущую пенсию. Закон позволяет альтернативным фондам управлять накопительной частью пенсий и вкладом от софинансирования. В кризисный 2008 год «Лукойл-гарант» показал нулевую доходность по управлению пенсионными средствами, некоторые фонды – 5%-6%, а вот государственный пенсионный фонд России (ПФР) показал отрицательную доходность. Возможно, в связи с этим возник отток клиентов из государственного в альтернативные фонды. Что и вызвало реакцию со стороны ПФР, вероятно, именно с его подачи  прочие фонды объявили мошенническими.
Но что представляет из себя сам ПФР? В 2009-м сотрудники ПФР попытались увести из фонда 1,25 млрд. р. В 2006 г. сотрудники фонда мошеннически присвоили 1 млрд. р. на закупках компьютерной техники. Какова же повседневная работа ПФР?
 
Как правильно считать пенсию
В течение многих лет  Анастасия Павловна Баженова, уроженка г. Горький, проживающая в Перми, судилась с Пенсионным Фондом РФ (ПФР) в виду недополученной пенсии. Она рассчитала, что ПФР недоплатил ей к 2009 г. минимум 3,5 млн р. Ее дело касается всех пенсионеров, вышедших на пенсию до 2001 г. Нагляднее всего оно выглядит для тех, кто вышел на пенсию до 1991 г.
До 1991 г. законодательством была установлены ограничители пенсии; минимальная пенсия составляла 70 р. (треть зарплаты среднего рабочего), максимальная – 140 р. (65% зарплаты среднего рабочего). Введенный с 1991 г. новый Закон о пенсиях сохранил ст. 16 прежнего Закона, которая определяла расчет пенсии: 55% от среднего заработка, плюс 1% за каждый год переработки, плюс районный коэффициент.

В Законе №340-1 ФЗ «О пенсиях» от 1991 г. максимальная зарплата вычислялась путем умножения минимальной на два, а для тех, кто вышел по 1-му списку – на три. Минимальная пенсия определялась постановлениями правительства. Если человек либо сразу получил, либо с надбавками максимальную пенсию, то изменение законодательства не может ухудшить его положения. Это гласит Конституция РФ. Следовательно, этот человек не может попасть в разряд получающих среднюю или маленькую пенсию.
Тем не менее, когда началась гиперинфляция, работники, получавшие среднюю и максимальную пенсию, были незаконно переведены в разряд малообеспеченных пенсионеров. Пенсии рассчитывались по минимуму, который определялся постановлениями правительства, вообще начислялись, как угодно. То есть, были нарушены права человека, зафиксированные в Конституции.
А должны были рассчитывать пенсию, исходя из 55% либо СЕГОДНЯШЕНГО среднего заработка по стране на тот период, либо СЕГОДНЯШНЕГО заработка на том месте работы, где ранее работал пенсионер. Понятно?
Еще раз: если пенсионер до гиперинфляции получал среднюю или максимальную пенсию, то он и сегодня он должен получать среднюю или максимальную пенсию. А ему рассчитывали ее, исходя из минимальной пенсии. Или вообще начисляют, как бог на душу положит.

3 сентября 1993 г. был принят Закон РФ «О размерах пенсий, назначенных в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах», который ограничивал размеры пенсий меньшим коэффициентом. Так, «размер пенсий, назначенных по Списку №1 при полном льготном стаже, с 1.1.94 не может быть ниже 2 минимальных размеров пенсий по старости, а размер пенсий, которые до 1.191 были установлены в повышенных максимальных размерах, с 1.10.93 не могут быть ниже 3 минимальных размеров пенсий по старости» (из ответа НПО им. Кирова зам. начальника Управления по организации пенсионного обслуживания Л. С. Вульф, Минсоцзащиты населения РФ, 18.10.93).
Если посчитать недополученную пенсию всеми, кто вышел на пенсию по 1-му списку, согласно этого Закона, сумма будет просто оглушительной. Оказывается, по этому закону у пенсионеров уворовали по 3 – 3,5 млн р. У каждого.

Чтобы оценить ежемесячный ущерб, причиненный, в частности, Анастасии Баженовой, отработавшей на вредном производстве и вышедшей на пенсию по 1-му списку, взглянем на справку о пенсии Александры Ивановны Стульбы, проживавшей в Солнцевском р-не Москвы, никогда не работавшей и не имевшей льгот. После начала гиперинфляции и при применении инфляционных коэффициентов (к среднему заработку по стране) в справке значилось: 600 р. В то же самое время пермяки, отработавшие на вредном производстве, имевшие инвалидность и переработку, получали по 140 р., максимальную пенсию! Т.е. в Москве пересчитали пенсию в связи с инфляцией, а в Перми нет.
В 2011 году минимальный порог пенсий, установленный по Москве – 11 тыс. р., что на 3 тыс. р. больше средней по России в том же году.

Фонд-уголовник
Поскольку Баженова подала иск на ПФР и Минфин, ее дело рассматривалось в Таганском суде Москвы. На судью Литвинова, который собирался вынести решение в пользу Баженовой, власти оказали мощное давление. Литвинов плакал, говорил Анастасии Павловне, что уйдет в частный сыск, но поможет пенсионерам добиться справедливости. В конце концов, он сбежал от Баженовой; ему была предоставлена 4-комнтатная квартира в Москве и пожизненное вознаграждение 800 тыс. р. ежемесячно. Литвинов отказал Баженовой в удовлетворении ее иска. По постановлению Верхсуда дело было возвращено на новое рассмотрение. Произошла ротация судей. Новая судья Зыкова, как рассказала Баженова, запросила взятку в 400 тыс. р. Не получив ее по причине отсутствия таких денег у Баженовой, Зыкова отказала в удовлетворении иска.

Куда только не обращалась Баженова, наверное, нет такой инстанции. Даже ездила в Страсбургский суд. И кто только не помогал пенсионерке: родной пермский завод им. Кирова, Гдлян, даже Познер и даже русская сотрудница американского посольства Екатерина Рич.

Дело продолжилось в Перми, уже совместно с рядом коллег Баженовой. К этому времени пермское отделение ПФР возглавил Аврончук.
В течение полутора лет с нуля велось судопроизводство. В деле – конкретные судьи, конкретные решения, многочисленные конкретные нарушения судьями Гражданского Процессуального Кодекса.
Основное нарушение, допущенное судом: на требование предоставить расчеты пенсий представители пермского отделения ПФР предоставляли только результаты расчетов, которые квалифицировались судом как собственно расчеты.
В итоге суды трех районов Перми, Кировского, Мотовилихинского и краевого, нарушили Конституцию, нарушили права граждан.

Чтобы представить «работу» ПФР в целом, напомню, что после октября 1993 г. на посту главы ПФР место Захарова занял Люблин, который отдал средства фонда в распоряжение Ельцина. Тот назначил казначеем фонда Березовского. На базе фонда была создана ассоциация банков «Солидарность», банки возглавили Ходорковский, Абрамович, Мамут, Дерипаско и др. Черномырдин позаимствовал в Фонде 21 млрд. р., вернул только 6 млрд. р.
С 1996 г. по 1999 г. пенсию ПФР вообще не платил. Не хотел.

«Работа» пермского филиала ПФР
В Пермской области Управление пенсионного обеспечения до 1997 г. возглавляла один из лидеров партии КПРФ (затем «Родины», затем «Партии пенсионеров», ныне партии Справедливая Россия») г-жа Валентина Савостьянова. В 1997 г. Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ (КРУ) провело комплексную проверку деятельности возглавляемой Савостьяновой структуры. Проверка выявила незаконное превышение зарплаты сотрудников управления в 1,5 раза. За весь проверяемый период украдено 467 млн. р. За ремонт помещения управления выплачено на 82 млн. р. – стоит ли говорить,  то эти деньги фактически тоже украдены. В 1995 г. Управление заключило договор с Пермским банком развития. Савостьянова перечисляла на счета банка средства для выплаты пенсий и детских пособий.

Суммы там аккумулировались крупные даже по федеральным меркам, а банковский процент составлял 24% годовых. Из акта ревизии: «В нарушение Положения о Пенсионном фонде РФ доходы от капитализации фонда направлялись не на формирование средств фонда, а зачислялись на текущий счет управления… и использовались не по назначению. Из этих средств Савостьянова выписывала материальную помощь сотрудникам управления. Не забывала и себя, выписав 2,3 млн. р. на собственные нужды. На импортную мебель, видеомагнитофоны, телевизоры, музыкальный центр и даже электромассажер ушло 200 млн. р., на импортный автомобиль «Besta» - 112,9 млн. р. 513 млн. р. – на канцелярские и хозяйственные нужды, 1,3 млрд. – на приобретение оборудования и инвентаря. Вот уж точно – действует закон сохранения вещества Ломоносова-Лавуазье: коль скоро в карманах Савостьяновой и ее подельников прибыло, то в карманах пенсионеров, соответственно, убыло. На общую сумму 3,5 млрд. р.

Материалы проверки КРУ передала прокуратуре Пермской области. Думаете, Савостьянова угодила в тюрьму? Как бы не так. Вот реакция прокуратуры в лице начальника отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов старшего советника юстиции В. А. Ковина: «Сообщаю, что согласно акту ревизии финансово-хозяйственной деятельности Главного управления пенсионного обеспечения за 1995-1996 гг. и 1 квартал 1997 г. незаконного расходования средств фонда не установлено.» Губернатор Геннадий Игумнов вынес иное решение: «1. Объявить замечание начальнику Главного отдела управления… Савостьяновой… за допущенные нарушения в расходовании… средств. 2. Обязать Савостьянову обеспечить максимальное возмещение ущерба…» Интересно, что он имел в виду? Возмещение тойотами и самсунгами?
Как известно, после этой аферы Савостьянова в избирательной кампании в Гос. думу «неожиданно» обошла кандидата от «Единой России» и стала депутатом. От КПРФ. Потом стала депутатом от «Родины» Глазьева-Рогозина. Кстати, она до сих пор депутат. Но теперь от оппозиционной «Справедливой России».

О чем говорить, если в 2004 году Путин поставил главой ПФР Михаила Зурабова. Зурабов вскоре стал министром здравоохранения и сделал со своей женой бизнес на льготниках, протащил под патронатом путина закон о монетизации льгот. Тогда лапша на уши варилась так: «Необходимо сделать льготное финансирование прозрачным.» Но, став министром, Зурабов не покинул пост главы ПРФ…
______________

До сих пор – это доказывают мои расчеты по ряду пермских пенсионеров – пермское отделение ПФР недоплачивает страховые и базовые части пенсии по текущим индексациям – уже по Закону №173-ФЗ.
Расчет 2008 года: жителю Мотовилихи, гражданину К. с пенсией 6400 р. в феврале 2008 г. добавили 300 р. и почти столько же в апреле. То же самое – гражданину Геннадию Алексеевичу Микрюкову, бывшему рабочему завода «Машиностроитель», с пенсией 5400 р. То же самое – гражданину Н., бывшему инженеру завода «Машиностроитель», с пенсией 4600 р. Если посчитаете декларированные правительством прибавки в 7,5% или 12% от страховой части, получится существенно больше, чем 300 р.
Например, страховая часть пенсии гражданина К. = 6400 – 1560 = 4840. Февральская добавка должна быть 4840 х 0,12 = 581 р. А не 300 р. Апрельская добавка должна быть равна 363 р., а не 300 р. Прибавка к пенсии Алексея Микрюкова в феврале должна быть 5400 – 1560 = 3840 х 0,12 = 460 р., а не 300 р.

В Мотовилихинском райотделе пермского ПФР на вопрос, почему так получается, отвечают: «В каждом отдельном случае нужно обращаться отдельно.» (Пояснения 26.06.2008 давала сотрудник Елена Леонидовна Кочина.)
«Если производимые со своей заработной платы отчисления в пенсионную систему работник просто бы клал на банковский депозит, то его пенсия была бы в четыре раза выше того пособия, которое он фактически получает. В любой стране такая ситуация немедленно привела бы к официальному расследованию, потому что нигде не существует таких возможностей для воровства.» (Лидия Деревянко, «Свободная пресса», 27.3.2013)
Возникает вопрос: почему СМИ изредка пишут о миллиардных прямых хищениях денег отдельными мошенниками из ПРФ, но упорно молчат о ежемесячных миллиардных кражах руководства ПФР из карманов пенсионеров?
Всё, что выше изложено в отношении ПФР, относится и к ЛЮБОМУ альтернативному пенсионному фонду – воруют, как и в ПФР.

К воровству в ПФР добавляется воровство предпринимателей. Например, в 2003 г. на базе санатория «Юбилейный» ОАО «ММК» состоялся семинар по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения.
«Большинство считает, - комментирует газета, - что пройдут годы, и пенсия появится, как и раньше, как у наших отцов и дедов. Это не так. Теперь только инициатива и конкретные шаги каждого работника позволят ему с годами создать себе денежный резерв - будущую пенсию. Серьезная проблема в том, что не все работодатели добросовестно платят взносы в Пенсионный фонд России. Значит, большая часть граждан страны с наступлением пенсионного возраста не получит того размера пенсии, который ожидался. Значительно увеличилась пенсионная нагрузка на работающих: доля работающего населения, содержащего поколение пенсионеров, резко сокращается. В скором времени расходная часть ПФР превысит доходную. Другая проблема связана с низким размером нынешней пенсии, что заставляет старшее поколение всеми силами держаться на рабочих местах. По официальным данным, в Челябинской области 176 тысяч пенсионеров продолжают трудиться, что не дает возможности трудоустроиться молодым.  Первый заместитель губернатора Владимир Дятлов сообщил, что из всех работодателей, состоящих на учете в областном отделении ПФР, платежи осуществляют только 40,2%. В индивидуальном предпринимательстве цифра еще ниже – около 26%. (Михаил Скуридин, «Аргументы и факты – Челябинск»)
Думаете, что-то за 10 лет изменилось? Ничуть. Всё так же чиновники не могут сообразить. Что делать – не то повышать пенсионный ценз, не то давать дорогу молодым неумехам. Всё так же на всех заводах цветет и пахнет зарплата в конвертах, о строительстве и не говорю, об офисах – не более…

О черных откатах и не говорю, но как бы нам так составить закон, чтобы уйти серых зарплат?
26 марта 2013 г. министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил, что законопроект с новой пенсионной формулой внесен на рассмотрение правительства. Авторы документа обещают, что к 2020 году реформа повысит среднюю пенсию в стране до 23 тысяч рублей в месяц. Но только тем, кто проработает дополнительно еще 5 лет.
Предполагается, что новая формула начнет работать с 1 января 2015 года.
Базовая часть будет уплачиваться из федерального бюджета, а страховая – из бюджета Пенсионного фонда.
Если законопроект будет принят, то на протяжении десяти лет постепенно будет поднят минимальный трудовой стаж с нынешних 5 до 15 лет. Граждане, не выполнившие это условие, при выходе на пенсию будут получать лишь базовую часть пособия. Кроме того, для участия в страховой системе необходимо ежегодно перечислять в пенсионную систему не менее 22% страхового тарифа от двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). В итоге размер страховой части будет зависеть от стажа и размера зарплаты, но измеряться она будет не в рублях, а в пенсионных коэффициентах.
Не будет выплачиваться пособие продолжающим работать пенсионерам. Но если работник проработал 5 лет сверх установленного пенсионного ценза, авторы реформы обещают, что впоследствии пенсия будет заметно выше, до 40% от заработной платы.
«Получается, что документ повышает стоимость вхождения в пенсионную систему. Ведь если граждане не получали официально заработную плату в размере двух МРОТ и выше (около 9,5 тыс. рублей), то рассчитывать они смогут лишь на базовую часть, - отмечает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Пенухина. - Однако это неправильно, поскольку таким образом правительство хочет заставить работников влиять на работодателя, чтобы им платили официально большую заработную плату. Но это бессмысленно, поскольку у работников по найму таких рычагов влияния нет, особенно в провинциальных городках. В результате их пенсионные права не формируются. Это отсекает от участия в страховой системе значительную часть населения из неблагополучных регионов, а именно там пенсионеры частенько кормят всю семью, поскольку найти другой постоянный доход бывает весьма непросто. Таким образом, это предложение создает высокие социальные риски.»
Теперь посчитаем, чему равнялась бы пения к 2020 году без данной реформы. Средний размер назначенной ежемесячной пенсии в России в феврале 2013 года увеличился на 10,2% по сравнению с февралем 2012 года и составил 9 тысяч 711 рублей. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики (Росстат). На встрече с Путиным глава ПФР Антон Дроздов заявил, что,  исходя из бюджета на ближайшие 3 года, до 2014 года в среднем пенсии в России увеличатся на 30%. Т.е. грубо на 2,9 тыс. р. Посчитаем, исходя из среднего (10% + 30%)/2 = 20% в год. Тогда уже к 2019 году пенсия должна была бы достичь примерно 26,4 тыс. р. Тогда на кой черт ваша реформа. Которая снижает пенсию и вдобавок круто осложняет жизнь пожилых работников?
На самом же деле всё еще хуже.
Согласно распоряжению правительства, к 2030 году пенсионная реформа должна обеспечить замещение трудовой пенсией по старости 35,4% утраченного заработка. Ранее этот целевой показатель был зафиксирован на уровне «до 40%».
Сравним: в СССР пенсия замешала от среднего утраченного заработка минимальной пенсией от 41% плюс надбавки и максимальной пенсией – от 82% плюс надбавки. Средняя пенсия – порядка 12 тыс. р., при нынешних-то ценах …
На фоне такого счастья чиновники получат пенсии почти такие же, как и их баснословные заработки, в том числе судьи с окладами по Перми в 100 тыс. р. Недаром молодые люди идут учиться не на физиков, химиков, биологов, математиков, врачей, учителей и т.д. – а на госслужащих. Но вернемся к закону.

Предупреждали: нельзя вводить накопительную пенсию – нет, ввели. В 2012 году возник дефицит, расходы ПФР превысили доходы на 1 трлн. 33 млрд. рублей, а расходная часть в целом превысила 5 триллионов. И тут в своем послании Путин объявляет, что средства ПРФ будут направлены на инвестиции…
Действительно, почему только сотрудники ПФР могут пилить доходную часть бюджета.