1. Региональные издания в системе периодической пе

Олеся Практика
1.Региональные издания в системе периодической печати. Типология региональных печатных изданий. Укрепление позиций региональной прессы на информационном рынке, усиление ее влияния на общественные отношения обусловлено целым рядом причин:
1. Экономическое и политическое укрепление самостоятельности регионов упрочило позиции местной прессы.
2. Снизилась покупательная способ;ность населения: потенциальный читатель вынужден делать выбор в пользу лишь одного издания, причем сравнительно недорогого, из выписываемого ранее набора. Таким изданием оказывается чаще всего местная газета (районная, городская, областная, краевая, республиканская).
3. Монополизм связистов, взвинтивших стоимость услуг по доставке прессы, сделал невыгодным распространение больших тиражей на большой территории.
4. Активность региональных властных и деловых элит привела к появлению и укреплению местной прессы, которая способна обеспечить информационную поддержку в реализации как политичес¬ких, так и коммерческих проектов; местная пресса воспринимает¬ся региональными элитами как канал влияния на аудиторию.
5. Крушение идеалов сильного централизованного государства повлекло за собой переключение интересов аудитории с общефедеральных на региональные. Усиливается идеология возрождения России через провинцию.Все очевиднее становятся различия между системами СМИ регионов, где есть мегаполисы, и регионами с сельскохозяйственным профилем. Пресса мегаполисов, перенасыщена.  В сельскохозяйственных районах, напротив, спектр местных изданий значительно уже. Благоприятными условиями для устойчивого развития местной печати являются высокий экономический потенциал; самобытность региона и высокая степень исторически оправданных претензий на лидирующие позиции в рамках своего района; близость к границам и гео¬графическая удаленность от центра. Разумеется, основные факторы — социально-экономические, политические, географические, культурно-исторические действуют в комплексе даже в рамках одного региона.
Типологическое  расширение  региональных  СМИ.Районная газета, например, пользуется большой популярностью у сельского читателя. Она подчас бывает единственным изданием у подписчиков с невысоким уровнем благосостояния, культуры, духовных потребностей, навыков чтения. Ее информационный характер, общедоступность, простота  изложения  удовлетворяют  запросы  населения. Не  будет  преувеличе-нием сказать, что районная и городская газеты — подлинно массовые и популярные,  наиболее  близко  стоящие  к  читателям,  которые  принимают  активное участие  в  качестве  авторов  в  этих  изданиях.  Такие  газеты  сочетают  в  себе  и официальный  источник  местных  новостей,  и  оперативный  информационный канал, позволяющий хорошо ориентироваться в местных делах.  С  развитием  коммерческой,  неполитизированной  журналистики  сужается диапазон общественно-политических изданий. Во многих газетах редакции пы-таются сочетать элементы общеполитических и информационно-коммерческих газет,  качественной и массовой печати. Областные и  краевые издания  диффе-ренцируются  на  такие  аудиторные  группы,  которые  были  свойственны  ранее лишь центральной и республиканской прессе. Изменились и источники финансирования, основным из них служит теперь реклама — явная и скрытая (интервью с предпринимателями, зарисовки о фирмах, деловых людях, ими же и оплачиваемые). В связи с этим усилилась внутренняясамоцензура журналистов, учитывающих интересы рекламодателей. В результате — сокращение на страницах  газет  проблемных,  аналитических,  критических  публикаций,  снижение стремления удовлетворить разноплановые интересы читателей.                Главную роль в региональной журналистике тем не менее продолжают играть  общественно-политические  издания. Под  влиянием  экономического фактора,  конкурентной  борьбы  с  другими  газетами  региона  они  значительно  расширили местную оперативную оригинальную информацию. В их тематике появились новые направления — политическая борьба, межнациональные отношения, преступность,  социальные проблемы. Ярким примером новой общеполитической  региональной  прессы  является  казачья  печать  Дона  и  Кубани. Она  отражает  политическую  и  социально-экономическую  жизнь  казачества, возрождение  культуры и  ремесел,  казачьего  самоуправления,  символики,  православной  религии,  взаимоотношения  с  властными  структурами  региона,  различными партиями и движениями. Второе  место  прочно  удерживают  информационно-коммерческие  издания. Появление  их  на  региональном  рынке  информации  связано  с  возросшей  по-требностью аудитории СМИ в деловой информации, с формированием информационной  инфрастуктуры,  обеспечивающей  интересы  предпринимателей,  с получением коммерческого дохода от рекламы, массовых, наполненных легкой разнообразной  информацией  газет.  В  отличие  от  столичной  прессы,  в  региональных  СМИ  практически  отсутствуют  качественные  деловые  газеты. Здесь выпускаются в основном популярные   еженедельники,  развлекательно-информационные  и  рекламно-справочные  издания,  создание  которых  напрямую  зависит  от  интересов  потенциальных  рекламодателей. Трудно  выпускать рекламно-справочную  газету, если у нее не будет достаточно источников рекламы  и  объявлений. Поэтому  в  регионах  разворачивается нешуточная  конкурентная борьба между газетами за рекламу при относительно небольшом количестве рекламодателей. Наблюдается  конкуренция  также между ИКИ и общеполитическими газетами, которые более притягательны для рекламодателей изза  их  более  высоких  тиражей. Многие  общеполитические  издания  публикуют рекламные специальные выпуски, приложения, бизнес-подборки и т.д. Типология региональной прессы. К типологии региональных изданий сегодня вполне подходит трехрядная модель, применяемая обычно к всероссийским изданиям: 1.  печатные СМИ, адресуемые "всем" (в пределах своего ареала распространения) и повествующие "обо всем". К ним можно отнести традиционные общественно-политические газеты, переживающую бум информационно-рекламную увеличивающую тиражи "прессу массовой культуры". 2.  СМИ, адресуемые определенному социальному слою и поэтому имеющие более узкую область информационного внимания: деловая, новая партийная, культурно-просветительная, пресса национально-этнической консолидации, пресса социальной защиты, молодежная, спортивная и т.д. 3.  СМИ узкоспециализированные и по социальному адресу, и по области информационного внимания: аннотированные телепрограммы, женская, детская, аграрная пресса, а также пресса для садоводов и огородников, эротическая, пресса здоровья, любительских увлечений и т.д.