Метро, фильм-катастрофа, или многабукав ни о чем

Алек Иванов
Надо отдать должное создателям фильма “Метро” - они практически не отклонились от сюжетной линии романа Дмитрия Сафонова. А сюжет таков: в одном поезде московского метро оказываются папаша-неудачник с маленькой дочерью, успешный и богатый любовник его жены, двое только что познакомившихся молодых людей, бездомная пьянчужка с добрым характером, неуклюжий толстяк-подкаблучник... и вся эта публика едет в компании других пассажиров от станции до станции метро. Внезапно происходит прорыв вод Москва-реки в тоннель. Большая часть пассажиров погибает, а упомянутые выше оказываются заперты в столичных подземельях. Они могли никогда не встретиться, но свела судьба. Недаром вся серия так называется: “Радио судьбы”.

О романе

Роман-катастрофа Сафонова – не совсем катастрофа в чистом виде. В нем, как и в других книгах серии “Радио судьбы” есть немало мистики, присутствует мелодрама. Значительная часть сюжета происходит не вокруг героев, а внутри них. В душах, если вы, конечно, верите в существование души. Поэтому книга довольно трудна для экранизации. Как показать, например, мысленный диалог парня и девушки?

Если сравнивать роман Сафонова с другой одноименной книгой - “Метро-2033” Дмитрия Глуховского, то это будут совершенно разные вещи, рассчитанные на разного читателя. “Метро-2033” - постъядерный панк-апокалипсис с его мутантами, бандами, бутербродами из крысятины и прочей атрибутикой. Впрочем, многие нелюбители такого жанра книгу оценили по достоинству и признавались, что входя в метро, с новой стороны смотрели на привычную подземку и искали те места, где происходит действие книги. “Метро” Сафонова – бытовая техногенная катастрофа, и по влиянию на людей этот роман, на мой взгляд, уступает. “Метро” - скорее, книжка для домохозяек “про любовь”, совмещенная с катастрофой.

Заштамповано до предела

Но перейдем непосредственно к самому фильму. Тысячи хвалебных отзывов в Интернете, посвященных “Метро”, не смогли переломить моего недоверия к российскому кинематографу и заставить сходить на него в кино. Мощная мускулистая жаба душит меня при одной мысли потратить деньги на отечественные киноподелки. Так что смотрел его в онлайн-кинотеатре. В связи с этим я не буду оценивать спецэффекты (хотя тут можно много чего сказать, но вдруг дети прочитают?) и не стану говорить о 3D. Мое мнение сложилось давно: хорошему фильму все это не повредит, а плохому – не поможет.

Поговорим о правдоподобности происходящего на экране. Хотя бы о моменте наступления прорыва. Возможность самой катастрофы как бы никто не отрицает. Но! Почему при банальном экстренном торможении поезда столько погибших? Почему оно такое долгое, это торможение? Это метропоезд или летящий со скоростью 300 км/ч японский экспресс “Синкансен”? А я объясню, почему. Сценарист, на услугах которого сэкономили, невнимательно прочитал роман. ТАМ обвал свода тоннеля произошел мгновенно, в считанных метрах от головного вагона, а машинист в это время отвлекся и сделать ничего не успел, вагоны ВРЕЗАЛИСЬ в преграду и сошли с рельс. При простом торможении ничего такого не бывает, это вам любой работник метрополитена скажет.

Почему волна периодически заливает контактный рельс под напряжением – и ничего, но стоит подняться общему уровню воды – и всех подряд убивает током? Почему уровень воды в тоннеле повышается не равномерно, а волнами? Почему нет технологических и аварийных выходов из тоннеля? Почему вода из дыры в той норе, куда забрались герои, то идет, то нет? Почему московские спасатели отправляются на поиск выживших втроем и куда, черт побери, девался этот третий в итоге? Таких безответных “почему” у меня еще много, а ведь я к работе в метро не имею отношения и многих реалий не знаю. Да, и куда в конце концов пропал тот вагон метропоезда, который пронесло мимо дыры с выжившими навстречу спасателям, и который они так и не встретили?! Растаял в воде?

Штампы в этом фильме просто зашкаливают. Например, зачем понадобилось вставлять “драматичную” сцену с нырянием под воду и “эффектным” выныриванием спустя невозможно длительное время? Она есть в каждом втором фильме-катастрофе – даже в “Послезавтра”, не говоря уже о “Титанике”, “Британнике”, “Посейдоне” и т.п. А вот в книге ее нет. Ну и злые недоверчивые полицейские, которые не верят предупреждениям о надвигающейся катастрофе – это тоже уже в зубах навязло. В каждой части “Крепкого орешка” они имеются. Толстяк пошел не в тот тоннель? Он умрет, гарантирую. Встретились муж и любовник? Они подерутся в тот момент, когда надо спасать свою шкуру. Именно к тому колодцу, из которого вылезут выжившие, прибежит мать девочки на пару с помощником машиниста.

Такие никакие актеры

Актеры, актеры... Не знаю, может быть, они и неплохи для телесериалов и слезоточивых мелодрам, но в жанре “экшн” сработали ровным счетом никак. Лишь Катерина Шпица, игравшая в картине девушку Алису, страдающую астмой, более-менее вошла в роль (читайте книгу!), ну и ее друг подыграл. Их немного жаль, еще жаль собачку, ну и толстячка-подкаблучника, которого в итоге расплющило вагоном. Остальных – ни капли, даже испорченного капризного ребенка, настолько они ненатуральные. Да и наружность их... Если попавших в аварию хоть немного “подпортили внешне”, испачкали одежду (Хотя – вот Елена Панова, женщина-пьянчужка, которая в книге ночует под мостом и пьет водку не морщась – на экране просто женщина средних лет без следа бродячей жизни, прилично одетая.). Жена-стерва, разрывающаяся между мужем и любовником, пробегав полдня в панике по Москве среди автомобилей, застрявших в пробке (выхлопные газы!), несколько раз пустив слезу во весь экран, в финале выглядит как модель для фотосессии, и с макияжем у нее все отлично, и одежда как из бутика.

Кстати, о сериалах. В этот фильм без всяких изменений влип как муха в варенье центровой персонаж сериала “Огнеборцы”. Актер Владимир Стержаков играл там начальника всех московских пожарных Бугрова, а здесь – начальника всего московского метро Бурова. Форма другая, разница в фамилии в одну букву, а персонаж – один в один тот же самый. Даже мимика и жесты все те же. Ну нельзя же так наплевательски относиться к своей работе и зрителям!

Из сериала “Дальнобойщики” (некоторые серии первого сезона) плавно перетекло фальшивое и бравурное описание работы героических спасателей МЧС. Они здесь, как и менты, выглядят полными идиотами и лентяями, что-то для вида бестолково делающими, а в итоге у них ничего не получается. И если бы не простой парень(Зарегистрированная Торговая Марка), помощник машиниста (он же бывший диггер) – его на 100% бездарно играет сын Андрея Макаревича Иван – никто бы не спасся. Правда-правда. С другой стороны, фильм – настоящая агитка работы московских спецслужб, действующих с невероятной оперативностью. В жизни так не бывает. А ведь можно было показать, как спасатели под землей поднимают домкратами вагоны, разбирают завалы… все было жизненно и правдиво.

Дневной свет в московском метро

Для кого это кино? На первый взгляд, для москвичей. Слишком характерные для столицы проблемы добавлены в сюжет: пробки на ТТК (третье транспортное кольцо, кто не знает), хаотичная застройка высотками центра города, засилье «понаехавших». Но тогда почему москвичи в фильме показаны такими уродами? И почему так бестолково показана работа метро, от которого тысячи горожан зависят более чем полностью? Диспетчер здесь будет тупить сорок минут, пока подаст сигнал тревоги. Даже я знаю, что в случае остановки поезда тревогу объявят моментально, а через 15 минут в тоннель со всех ног помчатся ремонтники. Так уж устроено метро. Его работу, как ритм сердца, нельзя прерывать ни на секунду.

Все время просмотра не оставляла мысль: где-то я такое уже видел. А, ну точно же: фильм 1996 года “Дневной свет” с Сильвестром Сталлоне в главной роли. Тот, кстати, тоже не идеал жанра, но кроет творение российского режиссера как бульдозер “Комацу” автомобиль “Ока”. И главное – он о том же самом. Но более фальшиво. Вспомните американский фильм – сколько там интересных подробностей о городе, его подземельях! А что нового узнает москвич или житель другого города о Москве и о метро? Да ничего!

Фильму дали мощный пиар везде, где только можно. Я не уверен, случайность ли это, но прошел слух, что картина-то по произведению Глуховского, многие знакомые даже уверяли, что там есть ядерный взрыв над Москвой. И судя по отзывам, миллионы мух повелись на рекламу. На самом деле, фильму “Метро” не удалось достичь даже уровня средненьких американских фильмов-катастроф. Да что там, советские фильмы “Экипаж” и “Тревожное воскресенье” намного лучше и правдивее сняты. А главное – их героям сопереживаешь. Лучшее, что мог бы сделать режиссер “Метро” со своими персонажами – убить их всех. Было бы хоть не так банально. Ну а хэппи-энд – еще одним штампом больше…