Выстоять и победить!

Изборцев Игорь
(О книге А. Канавщиков «Александр Матросов: подвиг и судьба»)

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…
Ф. Тютчев

Или все-таки дано? Да или нет?  Федор Иванович Тютчев прекрасно знал ответ. Но осторожничал, обоснованно не доверяя людям:

Мечты людей, как сны больного, дики... (1)

Это похоже на диагноз. Но разве не прав поэт, призывая быть внимательным со словом, ведь оно действительно способно как животворить, так и разить наповал?  Тысячу раз прав!  Пророчески он чувствовал, что сотворят его последователи по перу с художественным словом. Куда обратят его, этого слова, преображающую мир творческую силу.
 
А мы, Леонтьева и Тютчева
Сумбурные ученики —
Мы никогда не знали лучшего
Чем праздной жизни пустяки.(2)

Георгию Иванову, яркому представителю Серебряного века, — певцу свободы духа и порока — легко даются самые чудовищные признания: "...Хорошо, что нет Царя. Хорошо, что нет России. Хорошо, что Бога нет...", — восклицает он.
Знал ли Георгий Владимирович, как отзовется его слово? Знал, не мог не знать! И бравировал своим цинизмом, отрицанием всего высокого, здорового, святого.  И этим были грешны большинство представителей Серебряного века.
«Необходимо дать себе отчет в том, — писал Иван  Александрович Ильин, — в какую духовную смуту, в какие религиозные соблазны вели нас русские предреволюционные поэты, начиная от Александра Блока, Андрея Белого и Вячеслава Иванова и кончая Маяковским и Шершеневичем, писавшим в Москве на стенах Страстного монастыря кощунственный вздор. «Бог отелися!»» (3)
Чудовищно, когда писатели,  удел которых по слову того же Ильина, служение и радость, выплескивают в мир ад своих падших душ. Чудовищно — пусть это даже не безмерно глубокий, подобный геенне огненной, ад «гениев» Серебряного века, а всего лишь бездарный, безвкусный, лживый, мелкий тартар  современных служителей пера. Грязь и гниль в любом количестве — и в большом и в малом — отвратительны.  И способны в достаточной мере испачкать всякого, касающегося их, человека.  А ведь лик человека должен быть чист! Человека, как носителя образа и подобия Божия!
Поэтому, — как антиномия в идее творчества, — звучащему голосу из бездны должен противостать глас, который «родится из любви, страдания и одоления; из души, прожженной и очищенной огнем духа».(4) Глас правды, созидания, несущий людям утешение, вселяющий смысл в их существование. И в этом, думается, и заключаются те самые  служение и радость по Ильину. И смысл творчества вообще.
В конце концов, должен ведь кто-то в этом мире, утопающем во зле, жестокости, безнравственности, безверии и пороке, дарить людям надежду, вселять веру, рассказывать о высокой спасительной любви? И кто как не писатель в первую очередь обязан делать это? Вот и великий  Уильям Катберт Фолкнер свидетельствует о том же:
«Я верю, что человек не только вытерпит, но и победит… Долг писателя, долг поэта — писать об этом. Почетная обязанность писателя — помогать человеку переносить все тяготы, возвышая его дух, напоминая ему о мужестве, и чести, и гордости, и сострадании, и жалости, и жертвах — обо всем, что было его славой в прошлом. Слово поэта не должно быть простой записью дел человеческих — оно должно быть прочной опорой, помогающей человеку выстоять и победить».(5)
Выстоять и победить… Замечательно! Я знаю, по крайней мере, одну книгу из изданных недавно, которая напоминает именно об этом — как нам выстоять и победить. Это книга о человеке подвига и подвиге вообще; о том, что прочность, неистребимость идеи самопожертвования во имя блага Отечества делают народ, страну непобедимыми. Даже тысячелетия, окутанные пеленой забвения, не в силах вычеркнуть из памяти человечества самые яркие примеры подвига: Гай Муций Сцевола, царь Леонид и триста спартанцев, Александр Пересвет… И еще один человек в этой череде героев, еще один Александр, почти что наш современник — Матросов. И именно о нем книга писателя Андрея Канавщикова «Александр Матросов: подвиг и судьба»
Итак, Александр Матвеевич Матросов, красноармеец, стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина 6-го Сталинского Сибирского добровольческого стрелкового корпуса 22-й армии Калининского фронта, член ВЛКСМ. 23 февраля 1943 года он сделал свой шаг в бессмертие — в бою под деревнями Плетень и Чернушка закрыл грудью амбразуру вражеского дота. Александр Матвеевич Матросов, человек, на чей подвиг равнялись миллионы, и он же — человек… которого сегодня пытаются лишить имени, биографии, подвига, исторической судьбы. (Не хочется говорить об этой грязи, клевете, где Матросов и не Матросов вовсе, а Шакирьян Мухамедьянов, и где не амбразуру закрывает он грудью, а трубу вентиляции; где подвиг его — всего лишь инсценировка с целью создания прецедента и т.д.). Следует ли бороться с ложью, как худшим воплощением зла? И как восстановить истину?
Обо всем этом и рассказывает талантливый русский писатель Андрей Борисович Канавщиков, рассказывает предельно искренне, достоверно, с тревогой и болью. Да и как иначе можно говорить о лучших, самых светлых моментах отечественной истории, если на них изливают чернила своего бездарного пера, яд своего личного мелкого тартара некоторые из так называемых писателей и журналистов, кажется и ныне готовых повторять: «Хорошо, что нет России. Хорошо, что Бога нет...»? Только так — бескомпромиссно и честно, талантливо и аргументировано. И, поверьте, читатель поймет и оценит таковой труд.
Большая судьба книги Андрея Канавщикова началась сразу после ее издания. Так, она была замечена Литературной газетой и в ее рубрике «Книжный ряд» появилась рецензия Александра Тимофеева. Информацию о книге разместили в интернет-журнале «Молоко». Книга вошла в пятёрку книг недели по версии «НГ — ExLibris». Рецензии критика Руслана Ляшева были напечатаны в журнале «Молоко», в молодёжном православном журнале «Наследник» и в «Учительской газете». Книга вошла в число лучших 300 изданий из 12488 поступивших в Российскую Национальную библиотеку (Санкт-Петербург) в 2012 году, Интервью у автора брали телеканал «Звезда», ГТРК «Псков», «Импульс-ТВ»  и т.д.
Но самое главное, книгу полюбил читатель. Об этом свидетельствуют многочисленные встречи автора с читателями в библиотеках, школах, музеях. О книге высказывались коллеги-писатели, литературные критики и работники учреждений культуры, краеведы и учителя, медицинские и научные работники, чиновники и представители различных общественных организаций. Говорили о ней в контексте патриотического воспитания, любви к родной истории,  возвращения к историческим и духовным корням – в общем, всего того, что волнует сегодня как каждого, живущего в России, здравомыслящего человека, так и всё общество в целом.
То есть, книга удалась! Состоялась! Прозвучала! Слово автора отозвалось — радостью, надеждой на лучшее, верой в победу правды и добра. 
И точно также должно отзываться слово каждого из нас. И нам дано это предугадать!

  Из стихотворения «Уж третий год беснуются языки...» (1850).
2 Г.В. Иванов «Свободен путь под Фермопилами», 1932
3И.А. Ильин. Основы художества. Кризис современного искусства. Рига. 1937.
4 Там же.
5 Из речи У. Фолкнера при вручении ему Нобелевской премии.