Эвакуация

Виктор Алёнкин
                Светлой памяти моей мамы
                Татьяны Григорьевны…

      Конец августа 1941 года.  Идут бои в пригородах Ленинграда.  Из города   эвакуируются музеи, театры, учебные заведения, в том числе, Ленинградское военно-инженерное училище. 
      
      В головной  части небольшого эшелона следовал вагон с семьями военнослужащих. За ним  платформы с техникой, а в конце состава -  теплушка с охраной.  Казалось бы, до Костромы совсем не далеко, а шли уже вторые сутки пути. Несколько раз  в небе появлялись немецкие самолёты. Опасаясь бомбёжки, машинист, то останавливал состав в перелесках, то без всяких сигналов срывался с места и нагонял упущенное время.

      Уже после полудня очередная стоянка случилась в лесу, перед мостом. В пассажирском вагоне, ветхом, ещё  дореволюционном, двери туалета и окна были наглухо заколочены. От духоты больше всех  страдала молодая женщина на сносях. Муж её, как зам начальника эшелона находился в будке паровоза, но во время стоянок успевал её проведать. На этот раз ей очень нужно было выйти, а его не было.
   
      Духота в вагоне становилась нестерпимой. Постеснявшись спросить помощи у соседей, она добралась до тамбура и  окликнула  стоящего невдалеке  часового, полагая, что тот подаст знак  мужу. Паровоз засипел паром, и солдат её не  услышал.  Отчаявшись, она решила, что сама  справится, благо ступеньки у  вагончика были низкими.
 
      Заросли леса начинались в нескольких шагах.  Ей не составило  особых усилий  их преодолеть. Возвращаясь, увидела, как  часовой отчаянно машет ей рукой. Поспешила к тамбуру и уже взялась за поручень, но  ей стало дурно. Перед глазами поплыли  ступеньки, заколоченные фанерой окна вагона, платформы с техникой…
 
      Муж бежал к ней и что-то кричал людям, стоящим в распахнутых дверях теплушки. Кто-то, как ей показалось большой и в тельняшке, подхватил её и потащил в вагон. Теряя сознание, успела  заметить  пролетающие мимо  железные перила моста. Когда пришла в себя, ей рассказали, как муж помог втолкнуть её в вагон, а сам успел вскочить на тормозную площадку.
 
      
               
                Виктор Хромов
               
                Ноябрь 2012 г.