Ожерелье мудрости. Часть 6. Глава 12

Искандер Когаргаш
                Глава 12. Когтистый зверь, скребущий сердце

   Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.
     А.С.Пушкин

   Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть.
     Эразм Роттердамский

   Беспощаднее инквизитора нет, как совесть.
     А.И.Герцен

   Вот он самый беспощадный суд на земле — суд собственной совести.
     Анатолий Елкин

   Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что он осуждён, и раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
   Говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
   И бросив сребренники в храме, он пошел и удавился.
     Евангелие от Матфея. Гл. 27:З–5

   В книге Шимона Визенталя «Подсолнух» (1956) есть автобиографический эпизод, повествующий об острой этической проблеме, вставшей перед этим разоблачителем нацистов. В конце войны, когда Визенталь был узником концлагеря, его отозвали с работы и привели к постели умирающего нацистского солдата. Солдат рассказал Визенталю о своей жизни и, о том, что хотя в детстве был служкой в костеле, потом вступил в СС. При вторжении в Польшу в одном городке он согнал евреев в дом и поджег. Теперь в ожидании смерти, он понял чудовищность своего поступка и хочет получить прощение евреев. Визенталь ушел из комнаты молча. Ведь единственно кто мог его простить — это его жертвы, и поэтому прощение здесь невозможно.
     Рабби Йозеф Телушкин

   Йом-Кипур (День искупления) искупает грехи против Б-га, но не против людей, кроме тех случаев, когда обиженная сторона уже простила.
     Йома. Гл. 8:9
   
    Из «Исповеди отрицания грехов перед 42 богами посмертного суда»
    Я не совершал грехов против людей.
    Я не творил зла.
    Я не думал ежедневно о работе, что должна быть сделана для меня.
    Я не выставлял свое имя для почестей.
    Я не пытался направлять служащих делать то, что свыше их сил.
    Я не лишал обманом бедного человека его имущества.
    Я не сделал того, что боги отвергают.
    Я не поносил раба перед его господином.
    Я не причинял боль.
    Я не оставил никого голодным.
    Я не вынудил ни одного человека заплакать.
    Я не совершал убийства.
    Я не отдавал приказа, чтобы совершилось убийство.
    Я не вызвал бедствий, которые пали на мужчин и женщин.
    Я не совержал прелюбодеяния.
    Я не уменьшал меры объема сыпучих веществ.
    Я не крал землю от усадьбы моего соседа и не добавлял её моему полю.
    Я не вторгался на поля других.
    Я не прибавлял груза весам.
    Я не отжимал указатель коромысла весов.
    Я не забирал молока из уст детей.
    Я не угонял скот прочь с пастбищ.
    Я не ловил рыбу на наживку, сделанную из того же вида рыб.
    Я не перекрывал воду, когда она должна течь.
    Я не делал отвода в канале текучей воды.
     Древнеегипетская Книга Мертвых. Заклинания при  вступлении в Зал  Двух Истин

   Кто сеет зло, пожинает раскаяние.
     Муслихаддин Саади

   И вот, по моему рассуждению, таково есть геенское мучение: оно есть раскаяние.
     Преподобный Исаак Сирин. - YI век.

   Теперь мы можем обрисовать то, что в народе называют адом или раем. Это – объективный взгляд души (не закрепощенной желаниями тела) на собственную жизнь. Попросту ад или рай – это «кинотеатр повторного фильма», где жизнь моя снова встает передо мной. Только здесь, приобретя (после избавления от уз тела) отстраненный взгляд мудрости на земную жизнь, выступает душа в роли собственного обвинителя, судьи и палача. Всепожирающий огонь стыда, от которого некуда деться (нет материи!), к которому нельзя привыкнуть (нет материи!), и есть то наказание, которое порождают наши плохие поступки. Наоборот, ощущение победы над животным внутри себя, понимание правильности принятых нами на земле решений и есть «плата», а точнее, следствие хороших поступков.
     Менахем-Михаэль Гитик

                И ничего не изменить,
                И ничего-то не исправить,
                И только горестная память
                До века будет нас винить.
     Владимир Богатырев

   Странная штука — совесть. Он знал человека, который в детстве вместе с ребятами забавлялся тем, что обливал кошек керосином и поджигал. И всю взрослую жизнь мучился чувством вины, совесть изнуряла его, доводя до умопомрачения здорового человека, ведущего специалиста по древнегреческой филологии. Он умер от голода в блокадном Ленинграде. Труп обнаружили в комнате, где обитали две кошки, вероятно, единственные кошки во всём городе, оставшиеся в живых, благодаря его пайковому довольствию.
     Илья Штемлер

   Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь.
     Л.Н.Толстой

   Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.
     В.А.Сухомлинский

   Камнем бросьте в меня! Ветку цветущей вишни я сейчас обломил.
     Эномото Кикаку

   Не верь человеку ни в чем, если он не проявляет совесть во всех случаях.
     Лоренс Стерн

   Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.
     Эжен Делакруа

   Совесть – чувство духа человеческого, тонкое светлое, различающее добро от зла.
   Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум.
   Труднее обольстить совесть, нежели ум.
   И с обольщенным умом, подкрепляемым грехолюбивою волею, долго борется совесть.
   Совесть – естественный закон.
     Святитель Игнатий (Брянчанинов)

   Мудрость — это ум, настоянный на совести.
     Фазиль Искандер

   Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем; в неё следует почаще заглядывать..
     Блез Паскаль

   Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
     Оноре де Бальзак

   Лучше уж совсем не жить, чем без совести.
     Федор Абрамов

   Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это важное правило и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
     Марк Аврелий

   Голос чистой совести приятнее ста голосов славы.
     Пьер Буаст

   Думай больше о совести, чем о репутации.
     Публилий Сир

   Лучше краска на лице, чем пятно на сердце.
     Мигель Сервантес де Сааведра

   Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.
     Артур Шопенгауэр

   Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. Для меня совесть значит больше, чем мнения всех.
     Марк Туллий Цицерон

   Чистая совесть есть постоянный праздник.
     Луций Анней Сенека

   Жить в ладу с собой, со своей совестью — не в этом ли самое большое счастье.
     Федор Абрамов

   Чистая совесть — самая лучшая подушка.
     Генрик Ибсен

   Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку; нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу боли, причинённой другому человеку по недоразумию, по оплошности или в силу страсти.
     Людвиг Фейербах

   Раны совести никогда не зарубцовываются.
     Публилий Сир

   Да жалок тот, в ком совесть не чиста.
     А.С.Пушкин

   Смотреть на людей со сломанной совестью — еще страшнее, чем на избитых.
     Юлиус Фучик

                Есть суд судей и суд людей,
                И суд есть совести своей.
                И счастлив тот, кто все пройдет,
                И третий суд его минет.
     Гилель Бутман

   Человек должен быть властелином своей воли и рабом своей совести.
     Мария фон Эбнер-Эшенбах

   Велико могущество совести: оно даёт одинаково чувствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания.
     Марк Туллий Цицерон

   Тот, кто испытал на себе зло, может забыть его, тот, кто его совершил, — никогда.
     Анри Маре

             О судьбе и о почве повесть
             Обрывается в беге лет,
             И в конце концов – только совесть,
             Только совесть оставит след.
     Лев Озеров

http://www.proza.ru/2013/03/25/1601 (Часть 6. Глава 13. Братья меньшие или старшие?)