В гостях

Галя Елохина
   Родственники постепенно подходили на Люсин день рождения.
– Дима! Где ты так загорел? – спросил кто-то у тридцатилетнего Люсиного сына.
– В лесу.
– Он в лесу работает, – пояснила Люся.
– Лосем, – пошутила ее сестра.
– Дима! У тебя борода, как у викинга, – не унимались за столом…
   В дверь позвонили. Вошел Димин брат – Максим, невысокий, хрупкого сложения юноша. «Вот посмотри моих молодых», – Люся протянула мне фотографию: Максим держал под руку невесту. Люся меняла порядок на праздничном столе, переставляя посуду по известному только ей плану. На её лице время от времени появлялась самодовольная улыбка. Я невольно подумала о себе, о маме...
   В дверь опять позвонили. «Это мои родственники», – сообщила Люся и еще более засуетилась.
   У тестя была совершенно белая голова и лицо, будто высеченное из прочного материала без затей.
– Моя школьная подруга, – представила меня Люся, усаживая его рядом.
– С одной парты, – неожиданно для себя брякнула я.
– О! Такое редко встречается, – заметил родственник.
   И я пригодилась. Разговор за столом не клеился; все чего-то ждали от нового главы, а он, казалось, не хотел брать на себя инициативу.

   «Почему все так получилось?» – спрашивала я себя снова и снова, вернувшись в свою полупустую, полужилую комнату. В эту ночь я спала плохо: всё решала сложную математическую задачу. Но так и не решила. Задача была не ясна – ни во сне, ни наяву. А потом вспомнила – ведь Люся всегда говорила:
   - Я хочу, чтобы все было, как у людей!
   - У каких людей?
 
   Прошло двадцать лет. Младший сын Максим сделал свой бизнес и вот уже шесть лет, как пропал бесследно после вечеринки по поводу дня рождения одного из своих друзей. Полгода назад Люся устроилась в «Паб» в раздевалку: будто всплыла из глубины отчаяния и безысходности. Я жду ее в гости, закупая то одно, то другое, помня, как каждый раз к ее приходу я или шла в магазин или у меня не было денег. В последний раз, придя ко мне, она чуть ли не с порога проговорила, что Дима просил ее: «Мама! Я уже взрослый, оставь меня в покое!». Бизнес брата теперь в руках Димы.
 
   Я звоню Люсе то утром, то вечером – то на домашний телефон, то на мобильный. Неодушевленные твари орут в ответ: один – на низкой частоте, другой – на высокой. Нет уже сил терпеть их! Набираю номер телефона Люсиной сестры. Трубку берет ее муж.
– Я подруга Люси. Не могу к ней пробиться. У нее все нормально?
– Как вас зовут?
Называюсь.
– Мы похоронили ее.
– Что случилось?
– Я не знаю. Спросите у Димы.
Я молчу. Он тоже.
– Когда она умерла?
– Девятнадцатого было девять дней. Похоронили ее на Восточном кладбище рядом с мужем… Вы не переживайте.
– Нас всех не будет...
– Вот именно.

   Я иду долго-долго. Тает снег, летят редкие снежинки. Выбираю в магазине: чем помянуть её, когда кто-нибудь ко мне придёт. Люсе теперь ничего не надо. Сдуло, как пылинку.

   Вот так теряем мы друзей.
   Уходят, не простясь, откуда нет возврата.
   И только в памяти своей
   Благодарим за всё, чем были мы богаты

23 марта 2013