На плоту. Авантюра

Рыскин Борис
За год до путешествия на плоту.

Вид на поселок НЕПА с берега реки Нижняя Тунгуска удивляет отсутствием леса.
Именно в этом поселке работала всю жизнь врачом моя тетя – Каргина Тамара Георгиевна.
Как врач, она была известна на огромной территории
Иркутской области размером с Францию и особенно в Катангском районе.

Даже ее детей, к некоторому огорчению мужа – дяди Семена, называли
по фамилии жены - КАРГИНЫ.

Помнится в 1972, мы возвращались в Питер из Владивостока в составе сводного студенческого стройотряда.
Перелет оплачивал ЦК ВЛКСМ как приз победителям в соцсоревновании между ССО.
Наш спецрейс сделал посадку в Иркутске.

Я из любопытства пошел в кассы поинтересоваться стоимостью билета на НЕПУ.
Казалось, моя тетя ТАМАРА живет строго на север и относительно близко – в пяти банках
китового мяса туда и обратно, которые были у меня в качестве денег.
Такая шальная мелькнула мысль.

В аэропорту было душно, потно и особенно тесно у касс.
Первого сентября все стремились быть дома.
Кассовое окошко на НЕПУ выглядело неприступным.
Продавали 12 мест на старенький боевой «кукурузник».
Провожающих и желающих лететь было не менее сотни.
Казалось, все сто громко обсуждали, кому лететь, кому - можно посидеть.

Я в парадной студенческой форме, весь в значках и эмблемах, как чемодан с международных авиалиний,
чудом попавший в российский терминал, стал спрашивать о билетах на НЕПУ.

Дородная женщина, вся в котомках, из тех, которые могут такое наговорить в лицо – забудешь куда шел,
обернулась на меня и на остатках воздуха в легких, ласково спросила:
- А ТЫ – фантик конфетный, чей будешь?
- В НЕПЕ врачом моя тетя – начал я.
- А в банках что? – прервала меня женщина.
- Китовое мясо – ответил я.
ВСЕ. Больше я ничего сказать не успел, ни фамилии, ни имени тети.

Женщина на вдохе раздулась, как дирижабль. Айсберг двинулся на кассу.

НАРОД! ОТПРЯНЬ - ПЛЕМЯШ К КАРГИНОЙ ЛЕТИТ! ВЫ ЧТО НЕ ЗНАЕТЕ? КИТОВОЕ МЯСО ДОКТОРШЕ ВЕЗЕТ.

Народ, который бился, как под Москвой, за место у кассы, с восхищением стал расступаться.
ПОКАЖ органы – выкрикнул запоздало кто-то.
Я вздернул руку с авоськой.

Люди с любопытством разглядывал мою форму, значки, эмблемы и банки.
У банок с китовым мясом даже не было этикеток.

В 1961 году 12 апреля, мы – народ СССР – запустили Юрия Гагарина в космос.
В 1967 году была сделана первая успешная пересадка сердца человеку в ЮАР.
Об этом много писали в прессе. Едва ли кто у касс полагал, что моя тетя-врач сможет
пересадить сердце, но подлечить недуг КИТОВЫМ МЯСОМ - верилось легко.

Меня обещали посадить за креслом пилота в качестве багажа. Билет был не нужен.
Я пошел продавать свое место в самолете на Питер. Счастливец нашелся быстро.
Контроль аэропорта не заметил потери бойца – считали по головам.

Если у тебя блеснет дерзкая мысль – держи ее, как Жар-птицу.
Не слушай скептиков. Будь предельно внимательным и терпеливым, ищи.
Очень скоро Бог даст человека, за спиной которого можно продвинуться к кассе.
- Простите, к цели – поправил меня внутренний голос.

А пока мой рейс на НЕПУ заправляют топливом, я расскажу Вам немного о китовом мясе.
Эти банки я купил в Находке. Мы там работали. Внезапно в продаже появилось много банок с китовым мясом.
Китов промышляли у берегов Антарктиды наши китобазы.

Китобаза – это корабль-завод в пять палуб.
Коротко – «матка» с экипажем несколько сотен человек.
К «матке» придавалась флотилия в два десятка малых судов – «китобойцев»
с дерзкими экипажами по 30 человек.

Китобойных флотилий было несколько: «Слава», «Сов.Украина», «Сов.Россия».
Самая современная и быстроходная китобаза, от которой ни один кит не мог улизнуть - «Юрий Долгорукий».

Ясно, что с питанием у нас в стране было скудно, а с «глубокой экологией» в головах люди не рождаются вовсе – требуется масштабное просвещение народов.

Пока международная китовая комиссия (МКК) спала – наши кормильцы наперегонки со всеми китобазами мира,
добыли сотни тысяч китов, уступая конкурентам со счетом 2:3.
Китовую бойню пора было остановить - киты стремительно исчезали как вид, промысел падал.

А вот научно-техническую и гонку вооружений остановить, пока не удавалось.
Таким чудовищным орудиям лова, как «Юрий Долгорукий», нашли другое применение.

- Вот – мой руководитель практики, молодой аспирант Политехнического института
вручил мне генераторный блин от японской торпеды, со словами – китобойная флотилия выловила для нас
после «американо-японских учений» в океане у наших берегов.
Надо разобраться с задающим транзистором, и его коэффициентом усиления - K.

Наши лучшие транзисторы того времени имели K=200. А тут японский блин, нашпигован мощными транзисторами.
Питает многокиловатный магнитостриктор, а задающего транзистора не видно на плате вооруженным глазом.
С детства я любил ломать игрушки. Так что для меня это было не задание, а халва.

Японский транзистор я выковырял из многослойной платы и определил его усиление.
Получалось К=800 000. Не верилось. Но это был необычный транзистор,
но не он поразил меня в те годы, а сам аспирант - мой руководитель практики.

Обсуждалось на НТС (научно-технический совет) правительственное задание, наш ответ империалистам.
Давали миллионы на создание «ракеты-торпеды».

Сидели маститые начальники, украшенные орденами и золотыми звездами героев труда.
Их детища участвовали в войне и стояли еще на вооружении военных флотов.

И вот новая идея у ВПК, новый виток гонки в морском вооружении и пустой растраты ресурсов человечества.
Они нам японскую высокотехнологичную, а мы им старую испытанную торпеду
верхом на ракете из подводного положения в любой океан «бульк» и в погоню за шумом моторов.

Начались прения.
Сможем.
Должны сделать.
Реально можно, на ура.
Народ разденут, но деньги институту найдут на годы.
Мы сделаем.
А что наш аспирант молчит? – лучше бы его не трогали тогда – меньше греха.

Аспирант отрешенно рисовал каких-то червячков в блокноте.
- Я в таком проекте участвовать не буду. Тихо, но твердо сказал молодой аспирант.
- Почему? – блистая золотой звездой, спросил председатель.

Тут мой руководитель практики вышел к доске, изрисовал ее страшными уравнениями.
Потом долго упрощал, наконец, произнес роковое - вот видите - ИНТЕГРАЛ РАСХОДИТСЯ.
У лодки есть маневр, который позволит уйти от нашей старой торпеды на РАДИОЛАМПАХ.

Похоже, такой математики от аспиранта никто не ждал.
Случилась театральная тишина.

А когда никто не знает, как выглядит слон ( см. мудрую индийскую сказку о 4 слепцах),
у нас была такая дурь – писать протокол и голосовать, а не слушать и ценить математиков.

Спустя много лет тот аспирант уехал в Израиль, а я сменил девиз.
У меня по жизни одно время был девиз – «Инженеры могут все!»
А теперь я, думаю, с компьютером «Все могут математики!» Вся надежда на них.
И квоту вылова китов по уму рассчитать и сложные политические решения найти.
А пока, как говорится - дурная голова - не дает МЧС покоя.

Вот объявили посадку на НЕПУ.
Взлетели.
Ошарашил своим появлением родную тетю Тамару и дядю Семена.
Съели кита.
Мясо оказалось так себе, типичный ТУНЕЦ, пельмени лучше.
Осмотрел бегло красоты.

Дядя Семен взялся показать местную рыбалку, на крупную рыбу.

Вышли на двух моторках в вечер.
Только отъехали от села, рыбаки вдруг оживились.
Забыли про меня. Сетку так резво стали выбрасывать.
Всем молчать! – рыба, идет!
Как они ее в сумерках заметили – не знаю. Вроде, зыбь мелкую увидели.

Стали сети извлекать.
Я сразу понял – сорвалась моя рыбалка на крупную рыбу – сплошное серебро.
Буквально в каждой ячейке застряла мелкая противная рыбешка вида уклейки.
Это только от нее сети чистить до полуночи.

А рыбаки смеются и говорят, что я счастливый – золото реки зацепили.
Думал меня разыгрывают.
Уже по два мешка взяли, а сеть еще трепещется. Крупной рыбы - не видно.
Обе лодки сверкают, словно горы мелкой монеты набрали. Все в рыбе.
До часа ночи не вычистить сети – какое тут счастье? Какое золото?!
Мне в Питер завтра вылетать, а крупной рыбы не видел. Досадно, однако.

Оказалось ТУГУН прямой родич благородного ласося.
Царская рыба. Поставляли на стол царям.
После того, как ею угостили Черчилля и Рузвельта во время Ялтинской конференции, "Тугунок" появился в меню английских дипломатов.
Солили "Тугунка" в кедровых бочонках и отправляли в Великобританию.

Зацепить косяк - большая редкость.
Чистить не надо. Жарится быстро, окунанием за хвостик в горячее масло.
Получается нежная жирная рыбка. Во рту таит. Вкус изумительный.
Напоминает шпроты. Ну, совсем не мое китовое мясо.

Вылетаю на Питер, обещаю в душе вернуться в изумительный по красоте край,
вновь обнять родных, походить там, где не ступала нога человека.

Продолжение   http://www.proza.ru/2015/03/04/921

Сайт ПРОЗА.РУ слаб технически, не позволяет публиковать больше одной фотографии.
Между тем фотография дает много информации, готовит библиотеку образов для
точного понимания текста. Позволяет сжать текст, облегчить работу понимания
при чтении с экрана. Все дети предпочитают книжки с картинками   
Поэтому главы (0-8) с картинками публикуются на http://www.risk.ru/users/rsk/