Как умирала моя мама? Моя мама умирала так...

Галина Алинина
         ПАМЯТИ МАМЫ МОЕЙ (27 ноября)   

Суровые нитки уже были, как струны, натянуты между колышками, обозначая грядки под озимый чеснок. Уже несколько раз бабушка, мама моя, успела мне выговорить, что руки у меня растут не из того места… У меня самой - внуки,а бабушка царит на своём огороде и держит меня « на подхвате». Я и впрямь, огородом мало занимаюсь, обычно организовывая десант из детей и внуков для посадки и уборки картошки, да необъятных заготовок консервов на зиму.  Вот цветник – моих рук дело.


Бабушка вдруг присела на скамеечку и как-то  безразлично махнула рукой:
- Устала я что-то,  сажай уж сама.
Может быть,  кому-то смешно, но  я-то знала, что,  ни при каких обстоятельствах, никому не позволялось делать,  святая - святых, подзимние посадки и посев.  Сердце моё дрогнуло от недоброго предчувствия.  И, когда  начала я сажать зубчики чеснока,   впервые не последовало ни  единого  укора за «нерадивость» мою.  Видя, как отрешённым взглядом  смотрела она на осенний,  наполовину  облетевший сад, на ещё яркие астры, чуть прихваченные первым ночным заморозком, на не убранные кочаны поздней капусты и, неуместно, ярко-зелёный сельдерей, я поняла, что скоро войдёт, в нашу жизнь нечто тревожное и зловещее.
 

 
В ночь поднялась температура до 40.  Утром вызванный врач поставил – «пневмония». Ухудшение нарастало с каждым часом.   Больница. Всегда общительная, лежала она в палате безучастная к разговорам и  историям женщин, которые часто случаются, словно специально припасёнными для больницы или соседки в купе поезда. Улучшения не было. Через неделю – злополучное УЗИ и приглашение меня в кабинет заведующей отделением:

- Диагностирован рак печени. У вашего  врача в поликлинике получите направление в Областной Диагностический Центр,  где вам должны подтвердить диагноз для  возможности получения  группы инвалидности и постановки на учёт, как онкологической больной.  Предупреждаю, боли начнутся очень быстро. А мы вас выписываем, ввиду бесперспективности нахождения в условиях нашего стационара.


Весть об этом в палате разлетелась немедленно,  женщины зашептались, лишь бедная моя мамочка была   мною успокоена, что нас выписывают с тенденцией к улучшению для домашнего ухода. Давняя привычка «форсить» победила и на пороге жизни. Попросила принести ей нарядное бельё и чёрное выходное платье с кружевом. Собрав последние силы, медленно одевалась, как ей казалось, под оценивающими взглядами пожилых соседок, а , на самом деле,  взглядами, полными сочувствия, и, тяжело передвигая  ноги, покинула она больницу. Сил хватило лишь доехать до дома. В ночь температура вновь поднялась до 40 и моя терпеливая, никогда не жалующаяся мама, начала сначала стонать, а потом метаться и кричать от боли.  Никогда я не слышала от неё такого  крика, полного муки и  безнадёжности.


Поймут меня читатели, пережившие долгий или, пусть, короткий срок ухода из жизни своего близкого, больного онкологией. Дрогнет сердце тех, кому предстоит испить эту чашу. Так уж, к сожалению, устроена наша здешняя жизнь, что, едва к   сорока годам нашим, вырастают, отходят от рук  дети и наступает благодатное время пожить «для себя»,  начинают болеть наши родители, которым за шестьдесят .  И детям нашим не уйти от этой доли…


Давно от рака умер мой отец и, как зеницу ока, хранила мама в аптечке своей две таблетки  п р о м е д о л а  , оставшихся с тех горьких лет.  Одна их них позволила нам дожить до утра, когда я бросилась назад в отделение, откуда мы были выписаны вчера.


Лечащий врач встретила холодно:
- Вы теперь не мои пациенты, будьте добры в поликлинику, запишитесь на приём к терапевту.

В регистратуре поликлиники мне сообщили, что терапевта до конца недели не будет, она в военкомате на призывной комиссии. Главный врач был на совещании в Администрации. Заместитель главного врача, роскошная женщина, которую я отыскала, открывая в панике двери всех кабинетов, пытаясь получить помощь, равнодушно сказала:"Попробуйте сначала принимать анальгин, а со временем вам пропишут   более сильные препараты". Мне захотелось её убить!


Вернуться домой с пустыми руками я не могла .  Аптека!  Там поймут!
Объясняю ситуацию,  достаю  выписку  из больничного отделения, на которую до сих пор никто не взглянул . Прошу  сильного обезболивающего.  Провизор мне сочувственно и толково внушает, что без рецепта мне ничего не дадут, но и с рецептом – тоже, потому что у их аптеки нет ЛИЦЕНЗИИ, (не помню, по какой причине), на продажу сильнодействующих  препаратов.


Что же делать!  Мне казалось, что я, такая уверенная и рассудительная,  оказавшись вдруг между нечеловеческой болью матери и  услугами медицины, начинаю сходить с ума.  Так!  Спокойно! Начну с  самого  начала! Рецепт! Нужен рецепт!


Еду в военкомат. Никогда в жизни не бывала в этом здании. Охрана не пропускает. Слёзы катятся  у меня от горя и бессилия. Вызывают начальника. Нехотя открывают дверь. Бегу по коридору, ищу врачебную комиссию. Коридор заполнен восемнадцатилетними пацанами – призывниками. Какие они все здоровые! Как они весело ржут! Неужели кому-то ещё весело в этом мире!

Кабинет врачебной комиссии. Прошу пригласить терапевта. Женщина лет сорока,  крайне  возмущена  – я отрываю её от работы. Время – одиннадцать. Боюсь даже подумать, чтО сейчас дома.  Мама оставлена с внучкой-школьницей. Дочка моя, на которую у меня вся надежда,  вернётся из  командировки только к вечеру. Объясняю ситуацию, прошу  помочь.

-  Это не моя прерогатива. Онкологическими  больными  на полставки у нас в поликлинике  занимается врач лор.  Моё дело  - направление к ней. Но, видите, я занята! 
Рыдая, готова  встать перед ней на колени.
- Ну, хорошо, - сжалилась она, - я напишу  записочку, она примет Вас .


Назад в поликлинику!   Третий этаж! Очередь! Господи, какая это большая и страшная очередь безнадёжных больных  со смертной печатью на челе!  Каково им было подняться на  третий этаж. И для них  -  врач всего лишь на полставки!

 У  двери старик – живые мощи, в расшлёпанных по грязи валенках,  в утлой шапке, вся грудь в орденах.  Вхожу вместе с ним. Он тяжело шагает, оставляя на полу кабинета мокрые следы, и валится на стул.   Пока он приходит в себя,  кладу на стол записку от терапевта и выписку из стационара.
 
Врач  пожилая, в круглых очках, устало, не удивляясь, поднимает на меня глаза.  Прошу выписать наркотики прежде, чем   у  больной, хотя бы, упадёт температура и , может быть, появится возможность  доставить  её в Областной  диагностический Центр, чтобы там получить  разрешение  на применение препаратов для обезболивания.

Она внимательно  читает выписку и вдруг  произносит  почти сакральное для меня  -   кроме наркотиков, существуют ненаркотические  сильнодействующие средства, к примеру,  т р а м а д о л,   и она сейчас выпишет  мне его по особому рецепту, который необходимо будет подписать у Главного врача, поставить печать ещё у кого-то, но приобрести лекарство можно только в аптеках  нашего Областного Центра, находящегося от нас на расстоянии около 70 км,  и   лишь в той  аптеке, что обслуживает наш район. Она  сообщит адрес и  надеется, что  лекарство  окажется в наличии.


Получаю заветный рецепт, бегу к Главному. Он только что вернулся с совещания, обменивается мнением со своим замом. Та вопросительно смотрит на меня:
- Я же объясняла  вам утром – начнём с анальгина!

Главврач  смотрит бумаги, поднимает глаза на меня, мой  замученный  вид, кажется, внушает сочувствие:
- Боли непереносимые?
- Да!!!
Подписывает, кнопкой вызывает администратора с печатью (мне не искать!) , та  прямо в кабинете ставит на рецепте печать.    Лечу  домой.


Мама мечется. Температура под сорок и возобновляется боль. Внучка- семиклассница пытается дать воды, поправить одеяло, надеясь,  что пришло спасение, если вернулась я.
Но  я сосредоточенно  достаю,  с величайшими предосторожностями, опасаясь выронить, последнюю крохотную таблетку  п р о м е д о л а,  даю принять маме,  ожидаю несколько минут, пока придёт успокоение и уезжаю в город.

Моросит дождь,  похолодало,  и замерзающая дорога превращается в каток. Рано смеркается. Ох, что это была за дорога!  С трудом  находим нужную аптеку. Пятый час вечера.

Протягиваю рецепт – да, есть!  Нужное лекарство есть! Девушка  уходит с рецептом  куда-то за дверь и вдруг возвращается озабоченная:
- Мы не можем Вам отпустить лекарство. Неправильно оформлен рецепт.   А  если проверка  и  это будет выявлено?  Мы потеряем ЛИЦЕНЗИЮ!  У меня подкосились ноги.  Не в переносном, а   буквальном смысле. Опять  это страшное и магическое слово  -  ЛИЦЕНЗИЯ.   Я опустилась на кушетку. Что делать!   Что же, делать!


На улице  было уже  совершенно темно. Мне казалось, я потеряла дорогу. Я не знала – куда идти. Слёзы застилали глаза. Приостановилась  у освещённого крыльца  хорошо одетая женщина. 
-  Что случилось,  Вам помочь?
-  У матери рак, кричит, здесь в лекарстве отказали.
- Там  за углом,   пройдите  один квартал -  коммерческая аптека есть.  Там помогут! Да,  скорее, они, по-моему, до шести работают.
                Не возвращаясь к машине, бегу, рискуя сломать ногу.  Открыто! Протягиваю рецепт, и мне  продают (!) лекарство, упаковку – 5 ампул. И предлагают ещё два   препарата.  С благодарностью, покупаю и это. Иду к выходу, клянусь, как выстрела в спину, боюсь, что окликнут, обнаружив  ошибку в рецепте, и  отберут лекарство.  Но – пронесло!


Возвращаюсь  домой в 9 вечера.  Около мамы хлопочет  приехавшая моя дочка. Ждут меня из последних сил. Укол  и наша бабушка засыпает. Я перевожу дух, совершенно измученная. В запасе у меня два дня, пока  хватит   драгоценного лекарства.


Состояние больной моей  мамы было таким ужасающим, что  о  доставке её в  Диагностический Центр и думать было невозможно. Но и без наркотиков на долгий срок – не обойтись. Как быть?!  Нахожу по справочнику межгорода  телефон этого учреждения.
 
Приёмное отделение. Меня выслушивают и на просьбу сделать  заключение заочно, по документам, которые я готова им сама завтра же привезти, отвечают категорическим отказом.

- Неужели всё-таки везти?  Она же у нас умрёт дорогой.

- А Вы думаете, нам нужно, чтобы  ваша бабушка умерла  здесь  на столе под рентгеном?

И, услышав, как повисла  отчаянная пауза,  «утешили»:
- Ваша мама долго не протянет. Вы же зачитали мне выписку и  82 года… Думаю, обойдётесь  т р а м а д о л о м.  Договаривайтесь со своим онкологом…

Утром у двери   онколога  нашего я была первой.  И всё повторилось снова.  Три  раза ещё  добывали мы  бабушке своей  возможность  не жизни - ДОСТОЙНОЙ  СМЕРТИ.  Спасибо этой аптеке. Только теперь этим занималась моя  дочь.


Умерла мама через 15 дней.  В тот последний  день, сразу  после очередного укола, она попросила достать ей, неверующей, никогда не молившейся, из сумочки с документами  образок Богородицы, крохотный, неведомо,  где и когда  ею купленный.  Зажала его в руке и  уже не выпускала больше.

- Присядь, - попросила  она.   Не плачь!  Я поднимусь, я крепкая!  Отца  нашего во сне сегодня видела. Молодого. Помнишь рубашка голубая у него была.  Вот, в рубашке  этой,  весёлый, без пиджака, жарко, лето, куда-то быстро идём с ним.  Я, будто бы, отстаю, а он обернётся и рукой  машет – «быстрее,  догоняй!» .  Хороший сон, дочка!  На поправку пойду!
Так,   с  образочком в руке и задремала.  Уснула.     И ... не проснулась  больше.





Фото из интернета