Попрошу у Господа отсрочку

Виктор Некрасов
 На фото: Коровина Лидия Григорьевна.


               Удивительная женщина - Лидия Григорьевна Коровина - жила в селе Верхняя Матренка Добринского района Липецкой области. Я ее хорошо знал и считаю своим долгом рассказать о ней. Её  жизнь может служить  примером  человеческого мужества, материнства и самопожертвования. Биография Лидии Коровиной во многом схожа с жизнью ровесниц, переживших в детстве ужасы войны, послевоенный голод и разруху, и, наконец, познавших относительно ровные и обеспеченные времена. Она воспитала с мужем четверых детей и, казалось, заслужила спокойную старость. Но судьба распорядилась иначе: послала такие трагические испытания, каких  не пожелаешь и врагу.

  -К вам можно, Виктор Иванович?
  -Да, конечно, входите, Лидия Григорьевна. Присаживайтесь поближе.

      Неторопливо, осторожно ступая по полу, как входят опоздавшие в зрительный зал во время спектакля, в кабинет директора школы вошла пожилая женщина. На вид ей было лет под семьдесят. На самом же деле Лидии Григорьевне исполнилось всего пятьдесят три года. Но горе и болезни не прошли бесследно и изрядно состарили женщину. Последний раз она была в школе на выпускном вечере младшего сына, Юрия, в 1979 году. Как на киноэкране, в моей голове чётко отобразились лица её детей: Зои, Виктора, Славы и Юры. Все мальчишки выше среднего роста, стройные, с правильными и приятными чертами лица, физически крепкие, да еще и дружные. А единственная дочь, Зоя, была просто красавица.


          -Я к вам вот по какому вопросу пришла посоветоваться, - развёртывая ситцевый платок с документами, негромко и явно волнуясь, произнесла Лидия Григорьевна.

     - Решили мы с мужем усыновить внучат, Лену и Славу. Наверное, знаете, какое горе нас постигло, - прерывистым голосом, вытирая хлынувшие слёзы, произнесла она.

           -Конечно, знаем и всем коллективом приносим вам соболезнование. Виктор – наш выпускник, а Ирина некоторое время работала в школьном интернате. Мы помним их красивыми и счастливыми супругами. Все были просто в шоке, когда услышали об их смерти. Понимаю, что вам больно говорить об этом, но как всё произошло?

          -Легли они спать, а на газовой плите стоял чайник. Забыли, видимо, о нём. Он закипел и погасил огонь, а газ – то шёл. Утром соседи обнаружили их мёртвыми. Дети были в круглосуточном детском саду, это их и спасло, - утирая слёзы, с трудом, прерывающимся голосом закончила Лидия Григорьевна.

        Сыну, Виктору, исполнилось тогда всего 28 лет, а его жене, Ирине, 24 года. Жили они в Харьковской области Украины, в селе. Он работал в совхозе сварщиком, а она нянечкой в детсаде, в котором и были в ту роковую ночь их дети - пятилетняя Лена и трехгодовалый Славик. Детей после гибели родителей временно приютила сестра Ирины, жившая неподалёку. Она хотела похоронить родственников в Украине, но Лидия Григорьевна настояла на том, чтобы предать земле сына и сноху у себя, в России. Бывший в то время председателем местного колхоза имени Фрунзе Александр Николаевич Никонов выделил  бесплатно автомобиль «Камаз», и средний сын, Вячеслав, привез два гроба.


            Сёстры Ирины (их было двое) вначале хотели  воспитать  по одному ребёнку, но Лидия Григорьевна была категорически против разобщения детей. Они решили с мужем взять обоих и заменить им родителей. Украинские органы опеки дали согласие на переезд с последующим уведомлением об усыновлении или опекунстве.

        Председатель колхоза вновь помог с транспортом (такая поддержка, надо заметить, тогда дорогого стоила) и Вячеслав Коровин привез племянников в Верхнюю Матренку.
Справившись с волнением, Лидия Григорьевна продолжила:
             - В сельском Совете сказали, что на детей надо оформлять усыновление или опекунство, а я и не знаю, с чего начать.
          -Не переживайте, пожалуйста,- успокаивал я и, зная, что Лидия Григорьевна страдает стенокардией, а после трагического известия у неё был сердечный приступ, наверное, несколько бестактно и неосмотрительно спросил:
          -А успеете ли вы поднять на ноги детей? Возраст всё же, да и здоровье у вас подорвано.

                Ничуть не смутившись, сделав вид, что не обиделась, она с какой – то убеждённостью и озарением в засветившихся глазах сказала:
          -А я попрошу у Господа отсрочку. Не для себя лично, для того, чтобы поставить внуков на ноги.   А если не успею, то Слава с женой не бросят детей и в детдом их не отдадут!

         Я почувствовал в этих словах необыкновенно сильную материнскую волю и мужество этой женщины и понял, что она непременно справится с воспитанием детей.

      - Сейчас мы узнаем в РОНО, что нужно делать, - сказал я и позвонил инспектору.

         Процедура оформления опекунства (так посоветовали в отделе образования) прошла без проволочек, и дети стали расти у дедушки с бабушкой. Поначалу они даже называли их папой и мамой, но Лидия Григорьевна, приводя детей на кладбище, говорила, что их папа и мама лежат здесь, что они заболели, и Господь забрал их…


          Еще не утихла боль от одной утраты, как пришла другая беда в семью Коровиных. Спустя всего один год, в возрасте тридцати трёх лет, скоропостижно умирает их единственная дочь Зоя, работавшая в одном из Воронежских НИИ инженером. У неё остался десятилетний сын  Игорь. Муж хотел похоронить Зою в Воронеже, но Лидия Григорьевна уговорила зятя, и лежит она теперь  рядом с братом Виктором и Ириной. Решение было мудрое хотя бы потому, что зять и внук, приезжая на её могилу, проведывали бабушку, дедушку и других родственников.


         Казалось бы, сколько же может испытывать на прочность судьба и без того убитых горем родителей. Однако через год произошла трагедия с младшим сыном  Юрием, который жил и работал в Липецке. Его сбил грузовик, когда он возвращался с работы поздним вечером. Он выжил, но стал инвалидом. Бремя воспитания двух малолетних детей и ухода за Юрием легли на жену. О произошедшем сообщили брату Вячеславу, и он, как мог долго, скрывал от матери очередное горе. А когда Лидия Григорьевна об этом  узнала, то можно только догадываться, что она в тот момент испытала.


           Страдания матери не соизмерить ни с чьими другими.
Конечно, тяжело всё это было пережить и отцу, Леониду Васильевичу Коровину, но  он крепился изо всех сил.


              …Лена и Слава успешно окончили Верхнематрёнскую среднюю школу. На всём протяжении их обучения школа помогала семье материально из фонда всеобуча. Лидия Григорьевна и Леонид Васильевич постоянно держали корову, несколько бычков и тёлочек. Никаких проблем в материальном плане семья и, соответственно, дети не испытывали. Лене к свадьбе собрали хорошее приданое и приличную сумму денег. Сегодня она живет с мужем в Липецке и воспитывает сына. Вячеслав, отслужив армию, также получил от бабушки и дедушки солидную  помощь. Обустроился в посёлке Матырский, что под Липецком.  Работает монтажником, растит с женой двух детей.


            Отсрочка для Лидии Григорьевны закончилась в 2006 году. Прожила она всего семьдесят два года. Умерла тихо, сидя на скамеечке в летней кухне. Свой материнский долг она выполнила сполна. Через четыре года не стало и Леонида Васильевича. Своё постоянное место они нашли рядом с детьми.