Основной вопрос цивилизации

Richard Bax
     Понятие цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный), в понимании данной работы, есть локализованное во времени и пространстве общество. Некая целостная система, представляющая собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающаяся по определённым законам.
     Правильно поставленный вопрос часто оказывается важнее ответа на него. Для философов задать правильный вопрос – проникнуть в суть вещей.
     Для понятия устройства человеческого общества, достаточно задать один вопрос, чтобы понять, чем отличаются различные, существующие цивилизации: европейская, советская, китайская, американская, японская.

     Основной вопрос цивилизации: «Кто выносит мусор?»
     -------------------------------------------------

                Возможно, равенство – это право,
                но никакая сила на земле
                не сделает его фактом.
                Оноре де Бальзак

     Не утрируя, основной вопрос цивилизации звучал бы следующим образом: «Как государственное устройство сегрегирует (Сегрегация (позднелат. segregatio   отделение)   политика принудительного отделения какой-либо группы населения) часть общества для выполнения необходимых, но низкооплачиваемых, непривлекательных, низкоквалифицированных работ, не требующих знаний?».

     Какие это работы? Прежде всего, работы связанные с физической нагрузкой (дворники, уборщицы, санитарки, колхозник), далее, работы связанные с механическим повторением операций (рабочие на конвейере, билетный кассир), все работы с максимальной загрузкой человека и минимальной оплатой труда.
Следует понимать, что таких работ в любом обществе не менее 80% от всех работ, то есть сегрегация людей в обществе неизбежна. И возникает вопрос, как добиться стабильности в обществе, заведомо зная, что людей необходимо делить на чистых и нечистых.

Рабовладельческие государства
-----------------------------

     Государства, построенные на принципах рабовладения, крепостничества, основывались на физическом насилии одной часть общества над другой.
     Естественно, это насилие поддерживалась нормами права и морали. С нормами права всё просто, они наделяли правами рабовладельцев, а рабам оставляли обязанности и ответственность. И обязанность «выносить мусор» досталось естественно рабам.
     Только нормами права (кнутом) такой строй не может долго держаться, поэтому подключалась и религия (пряник), которая определяла, что значит быть хорошим рабом и какое это счастье. Однако, это мало помогает, когда внутренний нравственный закон заложенный в людях постоянно напоминает им, что никто не имеет права отнимать у человека свободу.
     Отсюда и локальные бунты и убийства рабовладельцев. Но как показала история, такое общество может существовать бесконечно долго, и может быть разрушено только внешним вмешательством, либо добровольным отказом от него властью.
     Снизу такие общества не ликвидировались ни разу. Классические примеры – Спартак и Емельян Пугачёв. Как помним из истории, несмотря на массовый характер выступлений они закончились поражением рабов.

Феодальные общества
-------------------

     Феодальные общества также как и рабовладельческие использовали физическое насилие для определения той части общества, которой предстоит выполнять неквалифицированную работу обеспечения государства благами.
     Разница лишь в том, что эти блага изымались не 100%, а в размере налога.
     И если разумность налога можно было признать общечеловеческой логикой, то изъятие благ в пользу некоторой части населения по праву рождения вызывало и вызывает массу вопросов.
     И если рабовладельческое общество стабильно, в виду отсутствия гражданских свобод, то феодальное общество рушится изнутри, опять же, из-за наличия таких свобод у граждан.

Капиталистические общества
--------------------------

     Капиталистические общества закрыли (закамуфлировали) вопрос права рождения как права на изъятие части благ, так и как обязанность выполнять неквалифицированную, непривлекательную работу на основании рождения в том или ином общественном классе.
     И вот тут впервые на сцену выходят ЗНАНИЯ, которые позволили человеку с низов претендовать на место в верхах.
     Однако доступ к знаниям оказался ограниченным, ибо мест под солнцем также ограничено. Следует понимать, что Европа и Америка пошли разными путями в своём развитии, и способ ограничения знаний, как способ определения той части общества, что будет трудиться физически и выполнять механическую работу остался только в Америке.

Соединённые Штаты Америки
-------------------------

     Ограниченный доступ к знаниям – основной способ сегрегации населения в современной Америке. Именно этот способ задаёт уровень населения должного выполнять невысоко оплачиваемую, низкоквалифицированную работу.
     Все кто сталкивался с американской и советской системой среднего общего образования, поражались масштабу, кругозору, интенсивности знаний которые получал человек в Советском Союзе. Американская система образования бесплатно даёт только необходимый минимум знаний, хотя и он вызывает массу вопросов. Ибо что это за минимум, если взрослый человек не знает, что чашкой горячего чая можно обжечь себя, и успешно отсуживает у сети горячего питания немалые деньги.
     А дальше, за порогом школы образование только платное и при этом многоступенчатое. И чем выше ступень, тем дороже она обходится человеку.
Часть общества, обладающая деньгами по праву рождения, автоматически становится обладателями знаний.
     Та масса людей, не преодолевших барьер платности знаний, остаётся для выполнения рутинных работ. Однако, эти люди не испытывают морального дискомфорта, так как отсутствует физиологический дискомфорт для граждан находящихся в этой страте.
     И всегда, в отсутствии денег у гражданина Америки имеется возможность получить необходимые знания, для этого требуется физическое, моральное, психологическая нацеленность и какие-либо выдающиеся способности.
     Ограничение доступа к знаниям путём повышения его стоимости - достаточно устойчивая система сегрегации людей, ну а вопрос справедливости – это другой вопрос.

Современная Европа
------------------

     Вот с Европой беда. Они там все за справедливость. Они отказались от принципа ограничения доступа к знаниям. Знания стали доступны всем членам общества. Человек, обладающий знаниями, никогда без принуждения не согласится выполнять низкооплачиваемую, нетворческую работу. И таких людей становится всё больше и больше.
     И как следствие, отказавшись от принципа ограничения знаний, европейские государства оказались в такой ситуации, что выполнять неквалифицированную работу собственные граждане, испорченные образованием, отказываются.
     А так как собственных людей без образования, готовых выполнять любую работу стремится к нулю, а объём требуемых работ остаётся прежним, нет иного выхода, как привлекать в свою страну гастарбайтеров.
     Но толерантность и политкорректность европейских обществ не закрывают возможность детям гастарбайтеров получать гражданство, а вместе с ним и знания, что автоматически делает их непригодными для выполнения так необходимых государству неквалифицированных работ. И всё новая и новая волна гастарбайтеров накрывает тихие европейские государства, ещё больше усугубляя проблему.
     Вывод: такой вид сегрегации несёт угрозу всему государству.

Советский Союз
--------------

     «Будешь плохо учится, пойдёшь работать дворником!» - эту фразу я помню с детства.
     Советское государство оказалось в иной ситуации, уничтожив в начале становления своего строя интеллигенцию, инженеров, профессоров, оно осталось с той частью населения, которое было способно выполнять лишь неквалифицированные работы.
     Именно эта проблема трансформировала принцип сегрегации в принцип селекции.
     Быть рабочим, крестьянином может каждый гражданин, а чтобы быть врачом, учителем, руководителем требуются знания и умения.
     И вопрос «Кто выносит мусор?» трансформировался в вопрос «Кто готов к интеллектуальному труду?».
     Селекция руководителей начиналась с октябрятских «звёздочек», дети младшего школьного возраста объединялись в группы по пять человек и выбирали лидера, далее юноши формировались в пионерские отряды с выбором председателя отряда, и председателем совета дружины, потом следовали комсорги, парторги. Наверх, по социальной лестнице вытягивались из общей массы инициативные, целеустремлённые личности, формируя руководящий состав хозяйственных и партийных органов.
     Система массового спорта выбирала из огромного числа учеников спорт-школ лучших, и выбор был огромен. Тренер работал 5 дней в неделю по 8 часов, занятие секцией у ребёнка составлял один час, три раза в неделю, группы состояли из 15-20 человек. Из такого материала не трудно было выбрать 5-10 одарённых спортсменов.
     По такому же принципу были построены и музыкальные и художественные школы.
Высшая школа, с творческими экзаменами и системой сессионных экзаменов, аспирантурой формировала научный потенциал государства.
     Огромный объем информации, различных отраслей знаний, высокая планка требуемых специальных знаний, приводил к тому, что большая часть населения переставала справляться усваивать и перерабатывать полученные данные, и как следствие добровольно отказывалась от дальнейшего получения образования.
     Советская система среднего и высшего образования – это продуманная система сегрегации людей, основанная на принципе сложности и большом объёме преподаваемых знаний.
Однако, доступ к знаниям по праву рождения искоренить не удалось.

Российское государство
----------------------

     Российское государство отказалась от советского принципа селекции. Отказавшись от идеологии коммунизма в пользу капитализма, Россия пошла по американскому пути деления общества.
     Как бы государственные чиновники не кричали о самобытности российского пути, увы, чем всё закончится вы знаете.
     Не знаете?
     Тогда перечтите главу «Соединённые Штаты Америки».

Китайское государство
---------------------

     А китайское государство развивает своё общество по принципу, сформированному в Советском Союзе – селекция знаний.

Японская цивилизация
--------------------

     Внимательный читатель обратит внимание, что я впервые в работе употребил слово цивилизация в отношении какого-то государства или общества.
     Это не случайно.
     Япония уникальная и удивительная страна. Сегрегационное деление они не прокладывают внутри своей нации, они выделяют себя среди иных наций.
     Они верят в уникальность своей нации в целом, при этом умудряются не впасть в шовинизм “избранности” и “сверхчеловечности”.
     Конечно же, у них также как у всех государств и стран дворники и мусорщики следят за чистотой, рабочие также стоят у конвейера, есть водители и официантки, но есть одно большое отличие.
     Это не гастарбайтеры!
     Для неквалифицированной рабочей силы Япония закрыта. Обладателем рабочей визы может стать только очень высококвалифицированный специалист. Поэтому официальных гастарбайтеров в Японии очень и очень мало.
     Если на 2013 год в России на 143 миллиона человек трудилось около 10 миллионов гастарбайтеров (7%), то в Японии на примерно такое же количество граждан – 130 миллионов, приходилось лишь 100 тысяч нелегальных мигрантов (0,07%).
     Иностранцы, оставшиеся в Японии по окончании туристической, студенческой визы, как и везде, обречены на неквалифицированный труд “три К” – китанай, кикэн, кицуй (грязный, опасный, тяжёлый).
     Нелегалом в Японии быть не то что бы сложно, правильнее сказать, что невозможно. Полиция постоянно останавливает на улице иностранцев и проверяет их документы, в том числе визы и разрешения на работу.
     Да, тяжёлую и грязную работу выполняют сами граждане Японии, но развитие их цивилизации направлено на избавление всех японцев от необходимости выполнять грязную, нетворческую, примитивную, нудную работу.
     Кто в Японии будет выносить мусор?
     Роботы!

Еврейская община
----------------

     Японцы не первые кто додумался об уникальности своей нации, до них был СССР со своим советским человеком, я уже не говорю о фашисткой Германии. Но, первыми всё же были евреи.
     Еврейская община обособляет свою нацию от других, и их национализм достиг больших успехов. Вспомните расхожий анекдот «Еврей – дворник», и вы поймёте, что эта нация для себя вопрос «Кто выносит мусор?» уже давно решила, и с большим успехом его реализовывает.

Заключение
----------

     Какой из всего вывод?
     Да всё тот же!
     Правильно поставленный вопрос часто оказывается важнее ответа на него!