Белла Барвиш. Душа обязана трудиться

Игорь Краснов
Из личного архива Игоря Краснова

Общественно-политическая газета
«ПОД ЗНАМЕНЕМ ЛЕНИНА»
15 октября 1988 г.
г. Первоуральск
(стр. 3)

========================

Белла Барвиш

ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ 

========================

В СРЕДНЕ-УРАЛЬСКОМ КНИЖНОМ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ ГОТОВИТСЯ К ВЫПУСКУ НОВАЯ КНИГА В.Я. БАРВИШ. НАША ГАЗЕТА ПУБЛИКОВАЛА РАССКАЗЫ И ОТРЫВКИ ИЗ ПОВЕСТЕЙ, КОТОРЫЕ СОСТАВЯТ ЭТУ КНИГУ.


— Белла Яковлевна, сейчас самое «читаемое» время за многие десятилетия, в библиотеках огромные очереди за «толстыми» и «тонкими» журналами, многие публикации — открытие. Не страшновато ли в такое время выходить к читателю со своей книгой? А вдруг её просто не заметят?

— Лучше поздно, чем никогда. Это я могу сказать и о журнальных «открытиях», да и о своей книге тоже. Как можно относиться к тому, что печатаются очень интересные произведения, долгое время лежавшие в редакционных столах? Да только радоваться! Я ведь тоже прежде всего читатель. Сегодняшний день советской литературы не бывало интересен. «Снова нас читает Россия, а не просто питает нас», как сказал поэт Борис Слуцкий. Даже если предположить, что в потоке нынешних удивительных и в нравственном, и в художественном отношении открытий моя книга останется незамеченной, я бы всё равно не желала, чтобы вернулось время странного книжного ажиотажа, когда в книжные магазины занимались очереди с ночи, а в библиотеках новые журналы и книги покрывались пылью на полках.
По поводу своей книги могу сказать, что долго ждала её не только я, но и читатели. Когда моя повесть «Хроника одного поселения» была опубликована в московском журнале «Воспитание и правопорядок», редакция переслала мне много читательских откликов, в некоторых содержалось прямо-таки категоричное требование — срочно издать книгу. Поэтому у меня всё-таки есть надежда, что книга своего читателя найдет.

— А какого читателя вы считаете своим?

— По письмам, которые я получаю от читателей, мне трудно выделить какую-то особую группу «своих». Письма приходили и приходят от людей разного возраста и разных профессий. Были письма и от известных писателей, как, например, от шотландского поэта Генри Майра, у нас в стране переведены его поэтические сборники. Но больше дорожу откликами тех, кто редко берётся за перо. Как самую дорогую реликвию храню письмо пожилого первоуральца. Хотя оно всего в полстранички, зато искренность человека не оставляет сомнений. Такое письмо для автора — праздник.

— Белла Яковлевна, у вашей первой повести «Найти колокольчик» счастливая судьба. Её издавали не только у нас, но и во многих странах, вы получили немало откликов от зарубежных читателей. Но такая счастливая судьба — редкость. Она, мне кажется, вызвана необычностью темы — о работе в колонии, раскрытой с предельной писательской и человеческой искренностью. Надеетесь ли вы, что новая книга будет иметь такой же успех?

— Без надежды ничего не делается. Для меня главное, чтобы книга вышла. Это не такой уж простой путь от создания до опубликования, как некоторым кажется. Да и счастливой, как вы сказали, судьба «Найти колокольчик» стала уже после того, как дошла до читателя. Поначалу повесть напечатал журнал «Север», но книгу издавать не хотели, особенно после того, как политотдел МВД, куда направило издательство повесть для отзыва, поставил клеймо: «... автор пошла по стопам Солженицына». И уж поверьте, с таким клеймом книгу у нас близко не подпустили бы к читателю.
Мне же повезло. Покойный ныне писатели» Г.А. Медынский, автор знаменитой «Чести», прочел повесть в «Севере» и со свойственными ему энергией и мужеством взялся «пробивать» книгу. Он даже ходил на приём к министру, сумел убедить его. Только тогда повесть увидела свет, правда, немного сокращённая. Г. А. Медынский сделал всё, что мог, даже слишком много... С изданием второй книги о колонии-поселении Медынский уже не смог помочь мне — был в то время при смерти... Вот и растянулся её путь к читателю на десятилетие. В конце концов, повесть в сокращении напечатал журнал «Воспитание и правопорядок».

— В это трудное, как я поняла, для вас время, Белла Яковлевна, вы всё-таки не сидели сложа руки, а продолжали писать. Не приходило в голову сменить профессию?

— Писатель — не профессия. Как ни высокопарно это звучит, но писательство — это потребность души. Я никогда, за исключением короткого времени, да и то вынужденно, не жила только литературным трудом, всегда работала: в школе, воспитателем в общежитии, сейчас работаю воспитателем СВК на Динасе. И ничуть об этом не жалею, ибо всё написанное мною несёт в себе опыт увиденного не со стороны, а пережитого, прочувствованного.

— Белла Яковлевна, это всё трудности писательское работы, а должны же быть и радости...

— Конечно. И они есть. Большая радость — это письма читателей. И не только когда они — от клики на мои произведения. Есть письма, над которыми я плачу от бессилия, от невозможности помочь или восхищаюсь чьим-то мужеством, радуюсь удаче. Это письма-исповеди. Человек рассказывает о себе всё, не таясь и не стыдясь, уверенный, что писатель поймёт. Как  доктору рассказывают  о боли физической. И тут писатель не вправе оставить крик душ без ответа, хотя его собственная жизнь, может быт, в сто раз неудачливее. У меня давно зреет мечта собрать исповеди читателей в отдельную книгу. И, поверьте, уж эта книга никого не оставила бы равнодушным.
Приносят радость и встречи с читателями. Особенно со школьниками. Ребята прямы и бесхитростны. Они могут задать самый неожиданный вопрос, но никогда не спросят о гонорарах, для них такая встреча — праздник.
А ещё радость — это тёплые письма от сына из армии...

— Будем ждать вашу новую книгу, новые произведения. Надеюсь, впереди у вас ещё немало интересных встреч с первоуральскими читателями. Удачи вам!


Валентина ДЕМИДОВА
г. Первоуральск