Дежавю - Москва

Виленский Юрий
Дежавю - (фр. d;j; vu - уже виденное) - психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем. Поскольку когда происходит дежавю, мы не вспоминаем все прошлое, нам кажется лишь повторение определенного момента.
"Википедия"

Москва - огромный, динамично развивающийся мегаполис, догоняющий, а по многим показателям уже догнавший и даже обошедший традиционные мировые столицы.
Современная Москва - это гигантская строительная площадка, поражающая своими масштабами.
Строительная отрасль - своего рода "лицо" столицы страны, вступившей в двадцать первый век в состоянии бурного развития, страны, резко отличающейся не только от бывшего Советского Союза, но и от России конца прошлого века.
В Москве, как и в любом другом современном городе, наряду с, так называеыым, "массовым" строительством параллельно идет другой процесс - процесс постоянного обновления исторического центра.
Считается, что сейчас российская столица фантастически похорошела.
А, скажите, когда - то Москва была некрасива?
Я, например, этот город начал ощущать примерно с середины шестидесятых годов прошлого века.
В то время, названное потом "оттепелью", Москва интенсивно застраивалась. Да, были и "Черемушки", районы однотипных пятиэтажек, тех, которые сейчас интенсивно сносят. Но тогда они решали и решили, хотя бы частично, жилищную проблему.
Первое в стране скоростное шоссе, подобие немецкого "автобанна" и американского "хайвэя" - Московская кольцевая автодорога ( протяженность 109 километров, по три полосы движения в каждую сторону, ни одного светофора ), определила на долгие годы границы столицы. Здесь, внутри эллипса диаметром примерно тридцать пять километров, образовалась особая элитная зона, определяемая московской пропиской, своеобразное государство в государстве.
Но Москва того времени - это не только "Черемушки".
Помпезные Ленинский, Комсомольский, Кутузовский и другие проспекты - это было лицо столицы огромной империи, закрытой от всего остального мира.
Москва с ее символами государственности - Кремль, Красная площадь, Мавзолей, с ее имперскими "сталинскими" домами, искренне воспринималась нами как самый красивый город планеты. Что, скажем прямо, было недалеко от истины.
А как выглядела столица на киноэкране. "Я шагаю по Москве","Зеленый огонек" - эти фильмы несли на всю огромную страну прекрасный, романтичный образ города. Песней "Москва моя красавица" на фоне телебашни, еще той, "шуховской" начинались трансляции телепередач из студии на Шаболовке.
Как замирало сердце, когда начальник поезда под эту мелодию торжественно объявлял по внутренней радиотрансляции о прибытии в столицу нашей Родины, город - герой Москву.
А как красив был город в семидесятые годы. Конечно архитектура значительно упростилась, стала более функциональной, но сохранила и в этом виде имперские символы. Самая большая в Европе гостиница "Россия", здание СЭВ.
Проведение в 1980 году в Москве, пусть и в урезанном виде из - за международного бойкота СССР против войны в Афганистане, Олимпиады добавило городу множество великолепных сооружений.
До сих пор в мире нет аналога тому размаху, с которым вся страна готовила свою столицу к Олимпиаде.
В каждый период времени Москва была красива по - своему, как был изящен для своей эпохи первый телефонный аппарат, радиоприемник, паровоз, граммофон.
Сейчас Москва не вдруг похорошела. Город просто великолепен, но для своего времени и своего "потребителя".
Часто, глядя на современную Москву, особенно на ее архитектурные "преобразования" и строительные "реконструкции", у меня возникает ощущение, что нечто подобное мы уже испытали в прошлом. Здесь я имею в виду не лично себя, а, скорее, общество, страну, город.
Своего рода "дежавю", но не в частном, а более глобальном масштабе.

Храм Христа Спасителя

Одна из наиболее известных "новых" московских достопримечательностей, к которой подходит выражение о том, что именно новое - это давно забытое старое. "Забытое" так хорошо, что последующие поколения, в том числе и мое, понятия не имели об этом сооружении и о том, что с ним произошло. А нашим родителям просто приказали "забыть".
Они и молчали, потому что привыкли выполнять приказы. Ведь у многих еще оставались в памяти сталинские времена и все то, что с ними связано.
Для нас, выросших в другом мире, тоже далеко не идеальном, но все - таки в другом, место, где возведена эта "забытая" "новая" достопримечательность, олицетворялось с тогда самым большим в стране открытым плавательным бассейном. "Москва".
То, что находилось здесь раньше нас не интересовало. Да мы и не могли себе представить что - то другое, кроме бассейна
Более любопытные довольствовались строго дозированной информацией, где слово "Храм" даже не упоминалось.
Храм Христа Спасителя был построен в память о победе России над Наполеоном в войне 1812 года и по замыслу своих создателей должен был перекликаться с Успенским и Архангельским соборами Московского Кремля, которые послужили его прототипами.
Средства для строительства собирались по всей стране, а само здание;;завершено в 1889 году.
Это грандиозное сооружение, высотой 103 метра, призввано было служить вторым кафедральным собором Русской Православной церкви, после Исаакиевского в Санкт - Петербурге.
К началу тридцатых годов прошлого века Советская власть уже окончательно укрепилась на всей огромной территории бывшей Российской Империи.
Потенциальные и фиктивные враги частично были уничтожены, частично нейтрализованы. Но ненадолго, всего на несколько лет, до их полной физической ликвидации.
Завершилось отделение церкви от государства. Старые идолы были разгромлены.
С невиданным доселе энтузиазмом разорялись церкви и монастыри, сжигались старинные иконы, взрывались построенные на века здания.
Конечно, большая часть этих погромов проходила по указаниям "сверху", но та ярость, с какой все это исполнялось, приводила в изумление, а потом и в ужас сам "верх".
Сталин и его окружение прекрасно понимали, что, если срочно не дать народу новых "идолов" вместо свергнутых, то может разразиться катастрофа, которая сметет и их самих.
И страна получила новую религию - коммунизм.
Основной задачей становится превращение Советского Союза в Великую державу, а Москва, как столица новой Империи, должна была соответствовать этому статусу.
Создаются новые святые и святыни.
Здесь коммунисты не придумали ничего нового - за основу были приняты принципы построения общества в соответствии с христианскими религиозными канонами, с добавлением сюда некоторых символов, взятых из религий древнего Египта, Греции и Рима.
Первым советским канонизированным святым стал сам великий вождь - Ульянов - Ленин.
Он захоронен по традициям Древнего Египта - мумифицирование и помещение в Мавзолей - уменьшенной копии пирамид.
На место следующего, и основного, святого претендовал сам Сталин.
Благодаря усиленной пропаганде, с каждым годом Великий Вождь становился для народа все более неземным.
Новая, коммунистическая религия требовала также и своих храмов, конечно отличающихся и от христианских и от всех других конфессий. Храмов, спроектированных на основе совершенно иной концепции.
Объектом первостепенной важности считалось возведение самого большого в стране здания - "Дворца Советов" - коммунистического кафедрального собора.
Победивший на конкурсе проект был выполнен архитекторами Щуко и Гейфлерхом и представлял собой круглый в плане небоскреб высотой 400 метров, увенчанный статуей Ленина.
"Дворец Советов" предполагалось возвести там, где находился храм Христа Спасителя.
Место, выбранное для строительства этого, фантастических размеров, сооружения было идеальным - в самом центре, рядом с Кремлем, прекрасно просматриваемое с разных точек города.
Но особенно оно было важно с политической точки зрения.
В 1931 году Храм Христа Спасителя был взорван, а на освободившейся территории развернулось строительство грандиозного здания "Дворца Советов".
К началу Второй Мировой войны, точнее перехода ее в 1941 году на территорию СССР, был готов лишь фундамент гигантского здания. Работы приостановили, часть готовых металлоконструкций пошла на изготовление противотанковых "ежей" для обороны Москвы. А по окончании войны строительство этого никому не нужного "циклопа" прекратилось.
Так в центре столицы образовался пустырь, превращенный позже в открытый плавательный бассейн "Москва".
Сейчас бассейна уже нет, а снова есть Храм Христа Спасителя, вернее его усовершенствованная, согласно требованиям времени, копия.
Здесь и музей, и подземные стоянки - в народе их называют "Спаситель" на гаражах".
Храм возводился круглосуточно, днем и ночью.
Пик строительства пришелся на самое тяжелое для новой России время - почти полный развал экономики, "дикая" приватизация и дефолт.
Однако работы не останавливалось ни на один день и в январе 2000 года состоялось освящение собора.
Сегодня Храм гордо возвышается рядом с Кремлем, возвратившись на свое "законное" место.
 
"Реконструкция" исторических объектов

Храм Христа Спасителя был разрушен по причинам чисто политическим и восстановлен, пусть даже и с гаражами, в точном соответствии с оригиналом, включая часть элементов декора, которые удалось сохранить в течении стольких лет в подвалах Донского монастыря.
Однако подобный случай сегодня скорее исключение, нежели правило. 
Захлестнувшая столицу волна сноса зданий, расположенных в престижных районах, становится все сильнее. Когда, после завершения работ, сниимается ограждение, то перед глазами предстает "новодел", в лучшем случае сохранивший стиль оригинала. Такой процесс называется "реконструкцией".
Универмаг Военторг на Воздвиженке.
Старое крепкое здание, которое могло бы простоять еще не один десяток лет
Да вот незадача - несчастный случай. На продавщицу упал большой кусок штукатурки. А что вы хотите от сооружения, которое капитально не ремонтировалось с момента его постройки.
Так, мелкая "косметика", которая скрывала более серьезные проблемы.
Но место, где располагался Военторг,было слишком "лакомым куском" для всякого рода инвесторов.
Тут и повод как раз вовремя появился. Аварийное строение нужно срочно ликвидировать. Извините, реконструировать.
Снесенное здание входило в список памятников истории и, соответственно, находилось под охраной государства.
  Когда - то на этом месте располагалась усадьба Матюшкиных, перешедшая к середине XIX века к дворянскому роду Базилевских.
"Экономическое общество офицеров Московского военного округа" объявило конкурс на проект застройки, перешедшей к нему территории усадьбы, большим торговым зданием и доходными домами.
Победу одержал архитектор С. Б. Залесский, который был отмечен специальной архитектурной премией Московской думы.
  Проект Залесского предусматривал максимально возможное использование площадей в соответствии с требованиями того времени. Здание было возведено на улице Воздвиженка в 1912 - 1913 годах.
На нижних трёх этажах размещались магазины, на четвёртом - конторские помещения, на пятом - швейные, портняжные и обувные мастерские, подвал и мансарды были отданы под склады товаров.
Проект также предусматривал столовые для рабочих и служащих этого торгового сооружения.
Часть здания была жилой. В квартире номер 4 в течении пятнадцати лет жил известный венгерский и советский деятель коммунистического движения Бела Кун.
За свою историю Центральный военный универсальный магазин не менял своего назначения, всегда оставаясь главным военным универмагом страны.
В 1994 году универсальный магазин был закрыт в связи с его нерентабельностью.
Разборка Военторга и окружающих его зданий была начата в августе и завершена к началу октября 2003 года. При сносе также были разрушены, находившиеся на территории, сводчатые палаты начала XVIII века, а также ампирный флигель 1828 года.
Несмотря на заверения заказчика о сохранении в ходе реконструкции объемно-пространственного решения в соответствии с требованиями стандартов об охранных зонах Кремля, максимальном приближении внешнего облика "новодела" к историческому и восстановлении интерьера центрального зала, облик здания по сравнению со снесённым Военторгом претерпел существенные изменения. Объём торгово-офисного центра в шесть раз превосходит историческое здание, наземная часть стала выше на два этажа.
Все черты, делавшие это здание памятником так называемого "венского модерна" начала XX века, тщательно убраны.
В столице существует множество общественных организаций, которые могли бы защитить историческое наследие. Но повлиять на решения городских властей они практически не могут.
Поэтому она, эта власть, делает только то, что выгодно ей.
Вслед за Военторгом разобрали гостиницу "Минск" - довольно уродливое сооружение на главной улице столицы.
Здание отеля, построенное в начале семидесятых годов прошлого века, всегда было инородным телом среди "сталинской", "ампирной" застройки улицы Горького - бывшей и нынешней Тверской.
Чтобы как - то сгладить негативный эффект, призводимый этим "памятником архитектуры", его постарались, по - возможности, "спрятать" подальше, значительно отступив от "красной линии".
Это был относительно недорогой отель в самом центре города. Гостиниц такого типа в Москве почти уже не осталось.
Но ведь в столицу приезжают не только миллионеры.
Что же построили на этом баснословно дорогом участке земли?
Нетрудно догадаться.
Многофункциональный комплекс "Саммит", возведенный на Тверской улице, на месте снесенной гостиницы "Минск", открылся осенью 2010 года.
Сначала здесь планировалось построить гостиничный комплекс на более чем 200 номеров. Однако затем заказчик добавил в проект офисную и торговую составляющие.
"Саммит" представляет собой единое здание разной этажности (3-10-12 этажей). Его общая площадь составляет около 64 тысяч квадратных метров, из них площадь пятизвездочной гостиницы. "InterContinental Moscow Tverskaya" заняла 17 тысяч метров, торговые площади - более 6000 метров,18,5 тысячи квадратных метров занял бизнес-центр класса Инвестиции в проект составили 250 миллионов долларов. 
Процесс "реконструкции" Москвы Советской набирал силу. Волны его неслись вниз по Тверской в сторону Кремля, смывая по дороге все то, что мешало принести быструю прибыль.
Поток хоть и кажется стихийным, но на самом деле он управляется людьми точно знающими, чего они хотят.
Процесс разрушения выходил на более высокий уровень. Очередная его жертва находилась в самом сердце столицы. Это была не скромная гостиница "Минск" или безхозный Военторг.
Следующим обреченным стал "небоскреб" отеля "Интурист" - одно из самых культовых зданий Советской эпохи.
Возвышаясь над окружающей застройкой, нагло глядя в Кремлевские окна, он как - бы говорил - плевал я на вашу архитектуру, где хочу, там и стою.
Теперь дошла очередь и до него. Слишком жирный кусок земли он занимал.
Гостиница "Интурист", принадлежавшая некогда могущественному объединению Госкоминтурист - такой же символ советского шика, как магазины "Березка" или закрытые спец распределители.
Сегодня на фоне роскошных отелей, заполонивших Москву, "Интурист" выглядел памятником ушедшей эпохи.
Вот мнение последнего гостя.
Эндрю приехал из Канады, и остановился в "Интуристе", потому что это очень удобно - в двух шагах Кремль и номер стоит недорого.
"В Москве очень высокие цены на отели. На Западе выбор намного шире. Там не только отели типа "Sheraton" или "Hilton", которые подходят больше для бизнес - поездок, чем для зимних каникул. Цены этой гостиницы меня вполне устраивали", - говорит Эндрю.
Тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков как - то сказал, что "Интурист" торчит на Тверской улице, как гнилой зуб.
Это высказывание градоначальника и стало приговором. Судьба гостиницы была решена.
Проект нового отеля, который построили на месте "Интуриста", разрабатывался под стандарт известной американской гостиничной компании "Hilton".
В свое время "Интурист" олицетворял "красивую жизнь" с ее валютными барами, интердевочками и фарцовщиками.
Сегодня все золотые дни гостиницы остались в советском прошлом. В новой Москве на смену "Интуристу" пришли другие отели и символы.
Официальное сообщение городских властей
"Интурист", одна из центральных гостиниц Москвы, была построена в 1970 году и расположена на пересечении Тверской и Моховой улиц.
В гостинице было 20 этажей и 436 номеров, в том числе 70 люксов и 13 апартаментов.
Архитектурный облик "Интуриста" и сформировавшийся у него "специфический имидж" стали причинами решения о закрытии и демонтаже".
Первый раз слышу, что причиной сноса небоскреба стал его имидж. 
Что мы получили?
Отель "Ритц - Карлтон" почти не возвышается над окружающей застройкой и нагло не смотрит в кремлевские окна. Теперь уже оттуда смотрят на него.
"Гостиница "Ритц - Карлтон" занимает площадь более 1360 кв. м и имеет одиннадцать этажей.
Просторные гостинные, особое постельное белье со знаком "Ritz-Carlton", пуховые перины, изящные мраморные ванные, ЖК телевизоры, доступ к высокоскоростному интернету - все это удивит даже самого взыскательного гостя. Два изысканных ресторана, бар, расположенный на крыше здания с видом на Москву, Спа- салон и оздоровительный клуб - только часть первоклассных удобств, доступных гостям отеля "Ритц - Карлтон".
Рекламный текст с сайта - http://ritz-carlton.hotelhunters.ru/

Пустырь номер два

"Реконструированные", то есть снесенные здания, о которых рассказано выше. скажем прямо, действительно не украшали Москву. Кроме. пожалуй. Военторга.
Но "маховик" разрушения был раскручен настолько. что для него уже не существовало никаких границ.
Когда после долгих лет скитаний по миру, я оказался в моем любимом городе, то первой экскурсией стало посещение Красной площади.
Нет, не мавзолея, который и нашелся то с трудом, "замаскированный" очередной концертной площадкой.
"Сердце" Москвы пленяет своей красотой, но не строгостью европейских площадей, а красотой иного рода - балаганной. яркой. сказочной.
Красная площадь осталась такой же прекрасной, как и была. Но ее "предбанник" - Манежная, изменилась до неузнаваемости.
Манеж - творение архитектора Бове оказалось на том же месте, где я его оставил.
Правда после пожара, который несколько лет назад вспыхнул здесь, в Центральном выставочном зале, от здания остались только фасады. Чудо инженерной мысли восемнадцатого, да и, пожалуй, нашего, двадцать первого века - большепролетные деревянные фермы сгорели.
Теперь Манеж, который дал название площади, превратился в обыкновенный "новодел" с реставрированными фасадами.
Когда - то от него до гостиницы "Москва" простиралось огромное асфальтированное поле, которое образовалось после сноса Охотного ряда - мясного базара прямо под стенами Кремля.
Лавки и склады этого "ароматного" заведения тянулись почти до Большого театра.
Часть, освободившейся после сноса, территории заняло огромное здание гостиницы "Москва".
Отсюда должна была начинаться главная улица столицы Империи - проспект Коммунизма, ось, соединявшая два символа - Дворец Советов и первый отель, построенный при новой власти.
Возвести успели только гостиницу, а вместо всех остальных проектов Москва получила огромное асфальтированное поле, где не было даже движения транспорта.
В шестидесятые годы площадь "украсил" небольшой камень, надпись на котором обещала, что здесь в 1967 году будет сооружен памятник пятидесятилетнему юбилею Советской власти.
Прошли семидесятые, восьмидесятые, девяностые, а камень так и стоял посреди поля, и увидеть его, тем более прочитать надпись можно было только при помощи бинокля.
На окружающих площадь улицах кипела жизнь, а здесь, совсем рядом, было пусто.
Наступивший, вслед за "развитым социализмом", "капитализм Советского разлива", не смог обойти вниманием такое "поле деятельности". Здесь появился подземный торговый центр, а сама площадь превратилась в оригинальный променад с каналами, скульптурами сказочных персонажей и просто местами для отдыха.
Но на площади чего - то не хватало.
Пропал один из главных символов Советской эпохи - гостиница "Москва".
Волна "реконструкции" дошла до Кремля.
Гостиница "Москва" была не просто местом временного проживания гостей столицы Памятник советской архитектуры, возведенный в самом сердце Москвы, в нескольких сотнях метров от стен Кремля, гостиница "Москва" много лет считалась главной гостиницей страны.
Она задумывалась как величественный символ победы социалистического строя.
Здание первоначально проектировалось в стиле конструктивизма - официального стиля того времени. Авторами проекта были молодые архитекторы Л. Савельев и О. Стапран.
Строительство гостиницы "Москва" началось в 1930 году и ознаменовалось стартом генеральной реконструкции исторического центра Москвы, которая продолжалась до семидесятых годов прошлого века.
Строительные работы уже велись, когда архитектурная политика Советского государства совершила резкий поворот - на смену аскетическому конструктивизму пришел величественный неоклассицизм, в советском варианте - так называемый "Сталинский Ампир".
Для переделки проекта был привлечен крупный советский архитектор, академик А. Щусев, прославившийся в частности созданием Мавзолея Ленина.
Будучи знатоком и конструктивизма, и классического стиля, Щусев удачно переработал декор будущей гостиницы, украсил строгие фасады капителями и виньетками, живописью Герасимова и Серова.
Здание стало более величественным, фасад со стороны Манежной площади украсили портик и две внушительные башни - правда, асимметричные, что послужило источником для слухов и легенд.
По слухам, проект гостиницы "Москва" был подан на утверждение лично Сталину. На рисунке фасад здания был разделен вертикальной чертой, и Сталин должен был выбрать, какая часть ему нравится больше - левая или правая.
Вождь, однако, написал одобрительную резолюцию ровно посередине рисунка, а уточнять, что он имел в виду, никто не решился. Так у гостиницы "Москва" появились знаменитые асимметричные башни.
На самом деле все было намного проще. Привлечение к проектированию архитектора Щусева практически сводило на нет работу Л. Савельева и О. Стапрана. Прежде всего в плане организационном.
Академик А. В. Щусев в то время был одним из ведущих архитекторов. Свое звание он получил еще до революции, которую встретил в разгар строительства здания Казанского вокзала в Москва.
Несмотря на, открыто декларированное, неприятие новой власти, коммунисты относились к нему очень благосклонно. Настолько, что поручили строительствосвоей главной "святыни".
По проекту А. В. Щусева на Красной площади было построено три мавзолея - два временных, деревянных и постоянный. Тот, который мы видим сегодня.
Между академиком А. В. Щусевым и молодыми архитекторами сразу возникли напряженные отношения.
Поэтому проектирование разных частей здания производилось двумя раздельными группами.
Так на главном фасаде появились две ассиметричные башни = левая Л. Савельева и О. Стапрана, правая - А. В. Щусева.
Гостиница "Москва" приняла первых посетителей в 1935 году.
Много лет оставаясь самой крупной гостиницей СССР, "Москва" пользовалась репутацией престижного отеля международного класса. Восхищение приезжих иностранцев вызывали не только комфортабельность и уют гостиницы, но и отделка номеров, в которой использовались ценные породы дерева, лепнина, мрамор и бронза, произведения живописи и скульптуры. Для мягкой мебели специально создали новую ткань - "полушелк".
В номерах и ресторанах гостиницы снималось кино, в стенах "Москвы" разворачивалось действие многих литературных произведений. Среди знаменитых постояльцев отеля - Валерий Чкалов, Алексей Стаханов, Илья Эренбург, Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Аркадий Райкин, Юрий Гагарин, Фредерик Жолио-Кюри, Пабло Неруда.
  В 2000 году здание было объявлено аварийным.
20 июля 2003 года гостиница "Москва" была закрыта на реконструкцию, а с 15 сентября того же года начался демонтаж здания.
Работы шли медленно: несмотря на объявленную аварийность, старые стены гостиницы "Москва" ломались с трудом. Несколько раз в демонтируемом здании возникали пожары, которые, к счастью, обошлись без человеческих жертв.
В ноябре 2003 года, когда торжественно отмечалось 130-летие со дня рождения А. Щусева, снос гостиницы "Москва" уже шел полным ходом, и к августу 2004 года гостиница была практически снесена.
Сообщение агентства "Интерфакс".
"Гостиница находится в плачевном состоянии, представляет физическую опасность для горожан: балконы обтянуты сеткой, от фасадов отваливается лепнина.
Кроме того, она не отвечает современным требованиям ни по надежности, ни по комфорности.
Разборка гостиницы займет не меньше года.
На ее месте появится современный отель, построенный по первоначальным чертежам архитекторов Щусева, Стапрана и Савельева. Новая "Москва" класса пять звезд примерно в два раза будет превышать по площади нынешнюю гостиницу и будет включать в себя апартаменты, торговый и развлекательный центры, офисные помещения, систему подземных автостоянок. Внутренний двор перекроют прозрачной крышей.
Городские власти намерены провести инвентаризацию, обследование и фиксацию ценных в историко-культурном отношении элементов здания и разработать план мероприятий по их сохранению, реставрации и повторному использованию в новом отеле.
Правительство столицы убеждено, что у него есть все основания демонтировать гостиницу "Москва".
Как заявил заместитель мэра в правительстве города Иосиф Орджоникидзе - "Москва" никогда не являлась памятником, у нее нет регистрационного номера, она не поставлена на учет". Заместитель мэра отметил, что речь идет не о ликвидации, а о воссоздании гостиницы по первоначальному замыслу архитекторов".
  Так и получилось, только в точпости до наоборот. Здание ликвидировали, оставив в самом центре Москвы голое поле с кучами мусора.
Что - то не получалось с инвестораии. Так пустырь и простоял несколько лет.
Чтобы прикрыть этот срам, городские власти стали уже поговаривать о продолжении променада от Манежной площади до Большого театра, тем самым используя место снесенного отеля для парка.
Но тут нашелся богатый инвестор и начался процесс "воссоздания гостиницы по первоначальному замыслу архитекторов".
Чт же получилось? Отель или "элитное жилье" на фоне Кремля?
  Перед вами примерное описание "обновленной", а, точнее, вновь построенного комплекса, не имеющего ничего общего с оригиналом. Давайте совершим небольшую экскурсию.
Гостиничная часть занимает этажи с 1-го по 10-й включительно.
Этажи 1-3 представляют собой зоны общественного пользования - рестораны, банкетные залы, бизнес-центр, залы совещаний, служебные зоны, администрация, менеджмент гостиницы.
На втором этаже находится бизнес-центр, предназначенный для проведения деловых встреч гостиницы.
На третьем этаже располагается банкетный зал гостиницы и многофункциональный зал, которые предполагаются для проведения торжественных мероприятий. Многофункциональный зал может трансформироваться в два.
На пятом этаже располагается SPA-комплекс и гостиничные номера. SPA занимает площадь 2 700 квадратных метров. В его состав входят процедурные кабинеты (массаж, ароматерапия, косметология), салон красоты, парикмахерский салон, тренажерные залы, бассейн, финская и турецкая сауны, VIP - кабинеты.
Зона резиденций располагается на этажах с 3-го по 15-й включительно. Резиденции находятся под управлением "Four Seasons", компании, которая сотрудничает с лучшими отелями мира.
Многофункциональный комплекс "Москва" - так это теперь называется - располагает апартаментами класса "Super-premium", чьими владельцами станут активные потребители товаров класса "люкс", а также обладает редкими для центра Москвы, и крайне востребованными наземными и подземными парковками для гостей, арендаторов, владельцев апартаментов. То есть собственных квартир.
52 апартамента различной площади (от студий 87 кв.м до 427 кв.м) расположены с 3 по 12 этаж, имеют различные видовые характеристики - на Большой театр, Красную площадь, площадь Революции и Государственную думу. 
Дополнительная опция для владельцев апартаментов - пользование сервисом "Four seasons" - room service SPA и другие услуги, предназначенные для гостей отеля.
Все апартаменты имеют индивидуальные планировки, выполнены известной английской дизайн - студией "Richmond". Многие апартаменты имеют балкон, панорамные окна. Апартаменты 12 этажа - выход на эксплуатируемую кровлю.
  Офисная часть комплекса занимает с 5-го по 10-й этаж включительно. Общая площадь зоны офисов составляет 11 133 кв.м. Парковочные места для посетителей офисов располагаются на - третьем этаже комплекса. 
Офисы класса "А" - самые престижные помещения.характеризуются высоким качеством отделки и инженерии,оптимальными планировочными решениями, автоматизированными системами жизнеобеспечения, наличием подземного паркинга, высоким уровне. 
Торговая Галерея находится в исторической зоне Кремля, в непосредственной близости к другим отелям высокого уровня, офисам, государственным учреждениям, объектам культуры и досуга. В этой связи целевая группа потребителей товаров и услуг относится к высокодоходной категории.
Этот факт является определяющим для выбора формата торгового центра.
Торговая Галерея "Москва" - объект формата "Life-style".
Торговые центры данного формата выполнены в изысканном архитектурном стиле, с дорогой отделкой, в них присутствуют торговые марки класса люкс и известные мировые бренды. 
На 1-м этаже представлены марки класса люкс производящие следующие товары: одежда, обувь, ювелирные изделия, часы, также предполагается наличие банка, ресторан авторской кухни, а также кафе. 
На 2 этаже -магазины премиальных марок, ресторан, универмаг. 
  На 3-м этаже представлены товары для детей, товары для дома, бытовая техника, книжный магазин, спортивные товары, аптека, салон красоты. Помимо торговых помещений, также имеется ресторан.
Торговая галерея "Москва" станет местом шопинга также для тех, кто остановился в 5 расположенных в шаговой доступности отелях - "Метрополь", "Ritz-Carlton", "Националь", "Арарат парк Хайатт", "Four Seasons".
Среди постояльцев этих отелей - ведущие политики и бизнесмены, звезды шоу-бизнеса, известные спортсмены.
Только давайте на этот раз не будем говорить про цены. 
Так, самый известный в стране, "пустырь номер один" превратился в прекрасного лебедя.
Но через некоторое время это высокое звание пришлось передать, оставив себе лишь порядковый номер = "пустырь номер два".

Пустырь номер один

"Пост номер один".
Так во времена Советского Союза называли караул около самого святого места страны - Мавзолея Ленина на Красной площади.
Сегодня эту, созданную архитектором Щусевым, усыпальницу лишили ее круглосуточного "шоу" - смену караула.
"Шоу", которое должен был увидеть каждый гражданин СССР, приезжающий в столицу. Нет, никто никого не заставял.
Люди добровольно выстаивали огромную очередь, а, вернувшись домой. еще долго вспоминали об этом событии.
После заката Коммунистической империи "Пост номер один" был ликвидирован, а название, ставшее своего рода "брендом", немного изменившись, перешло к другому объекту - огромному пустырю, который образовался на месте гостиницы "Россия".
Трудно себе представить, что в самом сердце страны, напротив Кремля появится такая "достопримечательность" - самый настоящий пустырь, окруженный высоким забором, используемым для размещения рекламы.
Так продолжается уже много времени.
Скоро уже подрастет новое поколение, для которого это поле станет объективной реальностью, существующей здесь вечно.
Как когда - то для нас - бассейн "Москва".
"Пустырь номер один". Так москвичи называют это место по аналогии с бывшим соседом - постом номер один около главной коммунистической святыни.   
Гостиница "Россия" - один из самых известных отелей мира. Почти сразу после окончания строительства она была включена в книгу рекордов Гиннеса, как самый масштабный отель в Европе.
Строительство гостиницы "Россия" началось в 1964 году в историческом центре Москвы, в Зарядье, на улице Варварка ( бывшая Разина ), одной из старейших и красивейших улиц столицы.
Зарядье - летопись Москвы.
В начале шестидесятых годов прошлого века на страницах советской прессы развернулась бурная полемика о судьбе Зарядья. Вот аргументы противников строительства.
"Строительство города-гостиницы в Зарядье разрушит исторически сложившийся центр столицы, создав рядом с ним подавляющий размерами и многолюдством второй центр.
Зарядье - древнейшая часть Москвы. Близость его к Кремлю и Красной площади, архитектурная связь с ними и ансамблем улицы Разина, не позволяют возводить здесь никакого большого здания.
Любому строительству в Зарядье необходимо предпослать тщательные археологические раскопки.
Потоки транспорта, которые неизбежно возникнут со строительством гостиницы?
Современная мировая практика и теория градостроительства требуют = транспорт должен быть выведен из центра.
Проектируемая в Зарядье гостиница ломает всю эту, казалось бы, бесспорную концепцию реконструкции центра. В случае осуществления этого проекта центр станет еще более населенным районом столицы, сделается местом транспортных "пробок".
Гостиницу со всеми ее ресторанами и зрелищными предприятиями нужно строить не в центре, уже перегруженном театрами, а, например, на Юго-Западе.
Безоговорочно сходясь на том, что многоэтажное здание, привлекающее к тому же большие массы народа, в Зарядье немыслимо, художники, архитекторы, историки защищали разные проекты парков и зданий музейного типа, по-разному видя и самые парки и содержание музеев, которые бы там разместились.
Несмотря на многочисленные выступления видных архитекторов и художников, москвичей, прессы, единодушно возражающих против строительства гостиницы рядом с Кремлем, гостиница была построена в таком виде, в котором предложил Н. С. Хрущев.
Первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза был инициатором возведения здания Кремлевского Дворца Съездов, который был построен в 1961 году прямо на территории Московского Кремля.
Здание проектировалось как площадка для проведения общественно-политических мероприятий. Так, в 1960 - 80-х годах его стены принимали делегатов XXII - XXVII съездов КПСС.
Зрительный зал дворца рассчитывался на 4000 мест. В то же время Председатель Мао построил в Пекине подобное здание на 6000 мест.
Такого неравенства Никита Сергеевич стерпеть не смог и дал указание об измменении проекта.
Постройка модернового здания в центре Кремля сопровождалось уничтожением нескольких исторических построек. Правда, чтобы сохранить единый уровень высоты кремлевского комплекса, дворец съездов наполовину углублен в землю.
Центральной частью сооружения является зал, рассчитанный на 6000 мест и оборудованный как для проведения зрелищных мероприятий, так и общественных собраний и съездов. Здание на 17 м заглублено в землю, общее число помещений достигает восьмисот.
Для делегатов съездов и различных конференций Н. С. Хрущев предложил построить отель. Здесь же, на Красной площади. Чтоб было близко до работы.
Так родилась идея о возведении огромной гостиницы на Варварке, а Зарядье.
Улица Варварка пестрит золотыми куполами старинных соборов и церквей, и свое название она получила от расположенной здесь церкви святой Варвары.
Среди всего этого великолепия возвышалась гостиница "Россия". В течении многих лет она была самой грандиозной гостиницей Москвы.
Корпуса "России" были ориентированы по сторонам света, благодаря чему из окон открывался замечательный вид на Красную площадь, Кремль, Храм Василия Блаженного, набережную Москва-реки. В состав комплекса входили также знаменитый киноконцертный зал "Россия" и двухзальный кинотеатр "Зарядье".
Общее количество номеров гостиничного комплекса - порядка 2700, благодаря чему отель одновременно вмещал свыше 5000 посетителей.
Описание гостиницы "Россия" было бы неполным без краткой характеристики инфраструктуры отеля, о которой можно было сказать "город в городе". Помимо стандартного набора услуг, представляемых в любом отеле высшей категории (паркинг, конференц-зал, бары, кафе, прачечная-химчистка, бильярд, ресторан), гостиница "Россия" располагала собственной библиотекой, почтой, аптекой, отделением банка, медицинским центром с сауной, массажным кабинетом и солярием, бутиками, ночными клубами. К услугам гостей предлагались также туристические агентства, пункты обмена валют, игровые автоматы, сувенирные магазины, салон красоты.
За все время своего существования, гостиница "Россия" приняла свыше 11 млн. гостей.
В истории этого соооружения были и трагические моменты.
Зимой 1977 года в отеле неожиданно вспыхнул пожар, гостиница "Россия" горела в течении нескольких часов. В пожаре погибли более 40 человек, но все же, большую часть гостей и служащих (более 1000) успели эвакуировать.
Расследование причин, по которым возник пожар, заняло немало времени - спецслужбы прорабатывали все возможные версии, в том числе политическую диверсию или терракт.
Тайнами и легендами окутаны истинные причины, по которым загорелась гостиница "Россия".
 
НОВОСТИ ПУСТЫРЯ НОМЕР ОДИН
В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ
08.09.2011 Застройка бывшей гостиницы "Россия" под вопросом = проект планируют пересмотреть
Расширение Москвы привело к необходимости пересмотра ряда вопросов относительно проекта застройки бывшей гостиницы "Россия" - именно такое заявление сделал Сергей Собянин. Ранее было известно о том, что на месте снесенного отеля должны были построить парламентский центр.
27.07.2011 Здание на месте гостиницы Россия в Москве будет не таким грандиозным
Заместитель мэра Москвы Владимир Ресин сообщил, что на месте снесенной в 2006 году гостиницы "Россия" будет выстроено также высотное, но не такое "грандиозное" здание. По словам вице-мэра, сейчас идет работа над проектом. Предварительно известно, что будет построено два здания "приемлемых" размеров.
16.04.2010 Текущий год - начало строительства новой гостиницы на территории отеля "Россия"
Согласно утвержденным планам, к строительству новой столичной гостиницы "Россия" должны преступить уже в текущем году. Первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин в своем выступлении особо отметил, что в 2012 году первая очередь отеля должна быть сдана в эксплуатацию. Демонтаж главного здания и прочих строений на территории гостиницы "России" завершится в 2010 году, и незамедлительно должны начаться строительные работы, все проекты прошли процедуру согласования и утверждения.

Ностальгия по шестидесятым и семидесятым

Москва - огромный мегаполис. По официальным данным сегодня здесь проживают примерно десять миллионов человек. Фактически - в полтора раза больше.
Россия - страна с централизованной системой управления. Это значит, что здесь, в этом огромном городе сосредоточены все системы управления государством, лучшие силы литературы и искусства а, главное, основной капитал наиболее крупных российских фирм.
Таким образом Москва была и есть - центр притяжения наиболее амбициозной части населения страны. Сюда едут за карьерой, которая в будущем может принести неплохие дивиденты. Кому - то повезет, а кому - то нет.
Такая судьба у больших городов - давать надежды и развеивать иллюзии.
Кроме того современная Москва плотно заселена всякого рода "нелегалами", гастербайтерами и беженцамии из бывших республик Советского Союза, да и не только оттуда. Все это превращает столицу в "большой балаган".
Пусть меня простят коренные и некоренные москвичи, но мне больше по душе Москва шестидесятых - семидесятых годов прошлого века.
Столица и тогда была шумная и суматошная. Конечно не такая, как сейчас. Может даже немного побольше.
Но в ней присутствовала какая - то особая аура, которой так не хватает нам сегодня..
Сегодня, после многих лет, прожитых в Москве, с ежедневными двухчасовыми поездками на метро. утрамбованный до состояния почти полной неподвижности в переполненных, но принимающих все новых людей, вагонах, у меня не утратилось то первое детское ощущение от иного, необычного мира, от столичпой ауры и чувства причастности к ней. Это, наверное, своего рода болезнь или любовь, или, если хотите, все вместе.
А может быть просто затянувшаяся ностальгия по далекому детству, где, как принято считать, и люди были другие, и дома другие.
Может я ошибаюсь.
Кстати, и в те годы в Москве полным ходом шел процесс "реконструкции", куда более масштабный, чем сегодня.
Тогда стыдливо не закрывали строительные площадки огромными ограждениями и, даже наоборот, оставляли в заборах специаьные отверстия.
Власти нечего было скрывать от народа. Сломали, снесли, построили - значит так надо.
На сегодняшний день в российской столице сохранилось совсем немного мест, которым совершенно удивительным образом удалось остаться практически нетронутыми в процессе бурной перестройки города.
Ярким примером тому может служить Новый Арбат, в прошлом Калининский проспект.
Создание новой улицы было еще предусмотрено Генпланом Москвы 1935 года, и с легкой руки московского руководства в один миг была решена судьба старых кварталов. Безвозвратно исчезли бывшие Кречетниковский переулок, частично Большая Молчановка и Малая Молчановка, Собачья площадка.
Снос половины "страны Арбат" ради прокладки нового проспекта, нарушение городской планировки, уничтожение памятников архитектуры XVII-XIX вв., стали притчей во языцех.
Несмотря на это, в 1966 году авторы были удостоены Гран-при Парижского центра архитектурных исследований.
Новая магистраль связала Кремль с загородными резиденциями коммунистических правителей, став не просто столичной правительственной трассой, а скорее знаковым символом Москвы. Эта, в общем-то, новая улица создавалась одним махом и застраивалась сообразно вкусам Н.С. Хрущева, который после своего визита на Кубу был восхищен тамошними небоскрёбами, возведенными американцами.
По возвращении он замыслил соорудить в столице нечто подобное.
Таким образом, в Москве появился своеобразный симбиоз модернового Берлина конца 50-х годов и Гаваны времен диктатора Батисты, где красовались супермаркеты, казино и круглосуточная иллюминация.
Новый Арбат стал таким, каким он стал. Как только не называли московские острословы Новый Арбат за прошедшие годы: 'Проспект Никиты', 'Вставная челюсть Москвы', 'Тупик Политбюро'.
Да и кто только не ругал новоарбатовскую 'хрущобную' архитектуру'. На неё обрушился шквал едких замечаний и ядовитой критики.
Талантливые юмористы изгалялись в остроумии, а карикатуристы шлифовали мастерство, находя вдохновение в новоарбатских архитектурных изысках. Справедливости ради, следует отметить, что в последнее время эта тема явно несколько поостыла, вероятно, потому что появились новые, более достойные объекты для насмешек.
Да и боль от утраты старых арбатских улочек все же стихла. А тогда москвичи с энтузиазмом восприняли появление шикарной улицы, считая её символом новой эпохи, провинциалы же вообще приезжали специально, чтобы воочию увидеть необычное чудо.
Огромная проезжая часть, вдоль которой красовались стеклобетонные монстры, а на выезде дом - книжка распахивал свои гигантские страницы.
Новоарбатские дома-книжки, назойливо мозолящие глаз, вошли в историю отечественной архитектуры, став классическим примером негуманного и некорректного обращения с историческим центром столицы.
Трудно представить себе более чужеродных объектов, бестактно расположившихся на фоне замысловатых переулков и старинных особняков.
Едва ли не на всю длину у подножия "книжек" вытянулся многофункциональный комплекс, включающий магазины, кафе, рестораны ит.д.
Фешенебельная в прошлом улица, от которой веяло каким-то западным флером, стала для советского человека началом в неведомые ранее маняще-запретные заведения. А когда пришли новые времена, то ведший в коммунистическое светлое будущее Калининский проспект стал Новым Арбатом, который всех нас ведет в Капиталистический рай.
Внешний облик Нового Арбата уже не единожды ставал предметом горячих дебатов и споров.

"Начинается Земля, как известно, от Кремля"

Кремль. Сердце Москвы.
Незабываемая красота. Особенно если смотреть на это чудо с Боровицкого моста.
Московский Кремль прекрасен в любом ракурсе.
Например с противоположной стороны Москва - реки. Перед глазами разворачивается великолепная панорама.
Белоснежные соборы, дворцы, золотые купола. Сказка.
С левой стороны - восстановленный Храм Христа Спасителя, фасад которого, по замыслу архитектора, "привязан" к Кремлю, к его древним соборам - Архангельскому и Успенскому.
Справа - гостиница "Россия", тоже в одной "связке" с Кремлем, с Дворцом Съездов. Пусть это, построенное в 1961 году,сооружение визуально не связано со, сложившимся веками, архитектурным ансамблем Московского Кремля, но спустя столько лет со времени его возведения, он заслужил право считаться полноправной частью ансамбля.
Больше тридцати лет на месте уничтоженного Храма был пустырь. Не один год пустует площадка на месте снесенной гостиницы "Россия".
В конце концов время все расставит на свои места.
Спустя годы Храм вернулся туда, где ему положено быть.
Вырван "зуб" - здание "Интуриста", разобрана уродливая и уродующая все вокруг гостиница "Минск". Удачная реставрация превратила остатки того, что мы называем "страной Арбат", в красивые дома, которые великолепно сочетаются с "модерном" бывшего Калининского проспекта.
Дойдет очередь и до "Пустыря номер один". Может быть его уже нет, этого пустыря?
Скорее всего. Надеюсь, что великолепная московская архитектурная школа подарит нам сооружение, достойное Великого Города.