Серафим Саровский и Николай II

Станислав Афонский
               
СЕРАФИМ   САРОВСКИЙ   И   НИКОЛАЙ  II:

 РОК  ИЛИ  СОВПАДЕНИЯ ?

         Начало XX века поставило Россию    на роковой для неё путь к Голгофе.  "Буржуазная" революция в феврале 1917-го, большевистский переворот в октябре, названный впоследствии большевиками Великой Октябрьской Социалистической революцией. 
       Начиная  с февраля 1917 года  в России стали происходить события, потрясшие,  в конце концов,  её саму  и мир даже больше и страшнее, чем I  Мировая  война. Уже свершилось то, что назвали февральской революцией, уже отрёкся от престола  Николай II, забрезжили  зловещие зарницы  октябрьского переворота и последующей кровавой братоубийственной  бойни.  Странным, мистическим,  образом  всё  это связано с Нижегородской  губернией...

         В  1896 году,  в Москве состоялась торжественная коронация Николая II.  В  день коронации  произошло два случая, воспринятые в российском обществе, как очень дурные, зловещие,  предзнаменования. Они стали как бы звеньями цепи странных и удивительных совпадений в судьбе династии Романовых. Начавшаяся 21 февраля 1613 года в Ипатьевском монастыре, где  Михаил Романов, с помощью Козьмы Минина – Сухорука и князя Дмитрия Пожарского, стал царём и положил начало своей династии, она через 300  ( и пять) лет окончилась в доме Ипатьева...  Сложилось ещё и так, что формально на престоле последним Романовым оказался тоже Михаил... На лестнице, ведущей в подвал Ипатьевского дома, где жестоко убили семью Николая II и его самого, насчитывалось 23 ступеньки – царствование  последнего российского императора оборвалось на 23-м году... Словно фатально было предопределена оказалась и женитьба Николая на  Алисе – Виктории – Елене – Бригитте – Луизе – Беатрис Гессенской, названной Александрой Федоровной после принятия ею православия. Она очень не понравилась Александру III и была им отвергнута, как невеста сына. Но любовь Николая победила, он настоял – она всё-таки стала его женой. Современники, лично знавшие императрицу, отмечали порой странное выражение её лица, словно проступало из его недр нечто очень печальное: «Что-то в нём говорило о грядущей трагедии» - вспоминал художник, писавший её портрет вскоре после замужества...
          Когда Николай в день коронации в Успенском соборе  (успенье – умирание) во время венчания на царство шёл к алтарю для принятия мирропомазания, от мантии, в которую он был облачён, вдруг оторвался орден Андрея Первозванного и упал к его ногам... В тот же день произошла жуткая трагедия на Ходынском поле. В страшной и дикой давке гигантской толпы погибло 1389 человек только на этом поле,  и ещё в округе Москвы во множестве находили тела бежавших оттуда обезумевших от ужаса людей... (Будто грозное и страшное  предвестие будущей гражданской войны).  Перед молодым царём встал сложнейший вопрос: изменить что-либо в намеченной праздничной программе в связи с небывалой трагедией  огромной массы народа, собравшейся в его честь, или провести её полностью без перемен? Будь он постарше – поступил бы мудрее, но Николай, мягкий, религиозный и от природы  человек умный, не смог на этот раз адекватно среагировать на изменение ситуации.  Ему никто не подсказал благоразумный ход, или посоветовали  иное с далеко намеченной  целью, - праздник продолжился, как ни в чём ни бывало. А трагедия на Ходынском поле приобрела символическое значение для последующих лет царствования Николая II   и для всей России после него.
            Молодой император, с помощью советников и помощников, приступил к исполнению обязанностей царя всея Руси, и супружеским, уже без посредников. Известно, что императрица, твёрдо знавшая одно из своих предназначений, долгое  время никак не могла произвести на свет Божий царевича. Рождались только царевны. И тут она прослышала о неком русском монахе Серафиме  – «Пламенном» - так переводилось его имя. Был он исповедником и наставником монахинь Дивеевского монастыря, жившем в конце XVIII – первой трети XIX века. Преподобный Серафим, кроме праведности своей и, возможно, благодаря ей, славился  тем, что проповедовал культ Богородицы, для русского православия XIX века не характерный.  В  России  преобладали мужские символы религии: Иисус Христос, благочестивые князья и подвижники. Знаменит был в своё время Серафим Саровский и способностью очень эффективно помогать женщинам, имевшим те или иные проблемы с рождением детей,  силами молитв своих и благостью. По настоянию императрицы в 1903 году в Саровской пустыни состоялась церемония обретения мощей Преподобного Серафима и его канонизация – первого среди причисленных к лику святых Божьих угодников в царствование Николая II.  Произошло это, однако, не без проблем...
       Одним  из главнейших признаков святости является нетленность мощей усопшего. Однако при эксгумации останков Преподобного Серафима это чудесное явление не было подтверждено ни Саровским епископом, ни Петербургским митрополитом. Обер-прокурор Синода Победоносцев, и другие иерархи, усомнились, достоин ли Серафим Саровский возведения в лик святого и яро протестовали против его канонизации....  И всё-таки она состоялась – авторитет царицы оказался сильнее формальностей и возражений. Ей, царице Александре Федоровне, и обязана  земля нижегородская наличием в ней знаменитого святого. Ей  и – Николаю II. Императрица, плохо себя чувствовавшая, отстояла всю службу церковную на ногах, а император лично нёс гроб со святыми мощами старца, не дозволяя себя сменить. Мощи Серафима трижды обнесли вокруг монастырского соборного храма. «Вокруг святых останков Преподобного ныне собралась, можно сказать, вся земля Русская, - писали «Московские ведомости». - Это такое представительство, перед внушительностью которого блекнут  все  возможные  народные  голосования».
           Император же в Сарове, кроме благостных чувств, получил очередное потрясение... Почти вся семья царская участвовала в церемониях и торжествах открытия мощей старца. Но для самого царя посещение святых мест имело ещё и другой смысл. Он знал, что Преподобный Серафим, по откровению Божию, ниспосланному ему, собственноручно написал  письмо, обращённое к «четвёртому государю, который приедет в Саров «особо обо мне молиться». Таким государем, после Николая I, Александра II и Александра III, оказался Николай II. Письмо Серафима через 70 лет после написания и вручили ему. Доподлинный текст письма не известен до сих пор – не осталось ни его самого, ни копий. Известно лишь, что император, прочтя написанное, горько и безутешно заплакал. Напрасно старались утешить его придворные: мол, преподобный Серафим, хоть и святой, но и он может ошибаться.
          Но пророчества старца подтвердила и знаменитая  на всю Россию Христа ради юродивая блаженная Паша Саровская. Письмо предупреждало Николая о тяжких и страшных испытаниях, уготованных России и ему, и духовно подготавливало его к ним... Граф Олсуфьев, уничтоженный чекистами в Соловецком лагере в 1939 году, читал письмо Серафима  «служке» святого Мотовилову, где содержались предсказания о великих бедствиях и ужасах, которые постигнут Россию, но и о последующем, через годы, помиловании и спасении её. Семье императора, видимо, предстояло погибнуть, но не погубить страну.
           Дословный текст письма не известен. Но, очевидно, он противоречит тому, что возвещал Священный Синод Российский благочестивым сынам православной церкви, извещая их о предстоящем торжестве открытия мощей святого: «Да примут сие явление нового заступника и чудотворца, яко новое небесное благословение на царствование августейшего Монарха нашего на подъемлющего неусыпные труды ко благу православного народа русского».
              Увы, не благо народу и не благословение небесное пророчил Николаю Серафим. Было от чего зарыдать императору: «Произойдёт великая продолжительная война и страшная революция, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее. Бунты Разина, Пугачева, Французская революция – ничто по сравнению с тем, что будет в России. Произойдёт гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних, уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются...» Так писал  преподобный Серафим в другом своём письме.
         Посетил царь и Пашу Саровскую в её келье... Из неё вынесли все стулья, оставив только кровать блаженной,  обычно служившую ей сидением, - слишком тесна была келья для посещения её царём и его свитой. Но когда император пришёл со всеми, сопровождавшими его,   Праскева Ивановна попросила остаться только царя с царицей. Свита удалилась. И вдруг игуменья, стоявшая возле двери, услышала обращение блаженной к царствующим особам: «Садитесь!»  Сесть то оказалось не на что и тогда Паша сказала: «Садитесь на пол»: пол был дном кельи... Царь и царица опустились на пол – они не устояли бы на ногах, услышав то, что предсказала им пророчица. Ужас привёл императрицу к обморочному состоянию  и она сказала: «Я не верю вам! Этого не может быть!»  Случай  этот произошёл после того, как Александра Федоровна с молитвой окунулась в святой источник Серафима Саровского – она очень хотела иметь наследника. Праскева Ивановна взяла  кусок красной материи, подала его императрице: «Это тебе сынишке на штанишки и когда он родится, ты поверишь тому, о чём я вам говорила». Через год родился сын...С этого времени Николай   считал себя обречённым на крестные муки. Он и Столыпину говорил: «Я обречён на страшные испытания».  Николая II  арестовали на станции Дно...
        Но пока судьба  хранила последнего царя России.  Он  чудом уцелел, когда во время залпа праздничного салюта возле Зимнего дворца пушка внезапно ударила зарядом картечи по беседке, где находился император и высшее духовенство. Ранений, однако, никто не получил, кроме одного городового, по фамилии... Романов. Николай  командира батареи, чьё орудие выпалило заряд по царю, великодушно простил, а на вопрос об его отношении к происшедшему ответил внешне спокойно: «До восемнадцатого года – ничего не боюсь». Вероятно, указан был год сей в письме Серафима...
         И вот он грянул, «боевой восемнадцатый». Не в бою, а в подвале, подло, изуверски жестоко была организована Яковым Свердловым кровавая бойня:  убили и растерзали последнего русского императора и его семью, в большинстве состоявшей из женщин.  Не помогло, да и не могло помочь, заступничество Серафима Саровского, провозглашённое Синодом Российским – судьбу императора предопределила Высшая Сила. Но   до последних дней своих семья Николая свято чтила Преподобного Серафима.  После убийства членов царской семьи белая сибирская армия, захватила Екатеринбург. Немедленно  начали расследование  преступления красных. Был организован поиск  личных вещей царской семьи, сохранившихся в доме Ипатьева и растащенных охраной и  жителями города. Среди них нашли выброшенный в помойную яму образ святого Серафима Саровского и с ней икону Ангела хранителя, принадлежавшую императрице. В доме Ипатьева  обнаружили ещё два образа Серафима. Среди десятка книг, принадлежавших царице, - книга Сергея Нилуса «Великое в малом» - о Серафиме Саровском. (За одно только хранение этой книги большевики потом расстреливали без суда)... Книга «Житие Преподобного Серафима Саровского» имелась в вещах Великой Княжны Татьяны Николаевны.  Во время войн Николай II лично благословлял иконой преподобного Серафима солдат, отправляющихся на фронт –  фотографий с другими иконами в его руках нет.
        В сложном и страшном ядовитом клубке истории России судьба последней царской семьи занимает особое место и не только потому, что она – последняя. Здесь раскрыли свои характеры,  принципы и мировоззрения обе стороны: представители русского дворянства, русской императорской фамилии и большевиков – «интернационалистов». В  комнате подвала дома Ипатьева  на стенах, обрызганных кровью женщин и ребёнка, остались рисунки магических знаков, сделанных убийцами... Здесь учинили не просто расправу над российским императором - здесь совершили ритуальное убийство России, последствия  которого преследуют нас и сегодня.
        Так судьба семьи Романовых оказалась тесно  связанной духовными нитями с  краем Нижегородским. Помнить о судьбоносных для России событиях мы, русские люди, должны  всегда, а не только по поводу знаменательных дат день в день и час в час. Не лишне,    хотя бы иногда, вспоминать и предсмертные  стихи Великой русской княжны Ольги Николаевны.

               
                М О Л И Т В А
               
Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о, Боже правый,
Злодейство ближнего прощать
И крест тяжёлый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья.
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и оскорбленья,
Христос Спаситель, помоги.

И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.




Март  2013 г.                Станислав Козлов 
            
         
  В работе над очерком использованы  документальные книги: «Последний российский император», М. Ирошников, Л. Процай, Ю.Шелаев, С.Петербург, 1992;  «Императоръ Николай и его семья» П.Жильяр, изд-во «Русь», Вена, 1921 г. (Жильяр – воспитатель царевича Алексея); «Россия перед вторым пришествием. Пророчества русских святых.»,  изд. Свято-Троицкой Сергиевской Лавры, 1993 г.;  «Великое в малом», С.Нилус, 1911 г.;  «Убийство Царской  Семьи», Н.А.Соколов, 1925 г.  (Н.А.Соколов – судебный следователь по особо важным делам Омского окружного суда, лично расследовавший  дело об убийстве царской семьи в 1919 году).