38. Наш дорогой Никита Сергеевич

Михаил Самуилович Качан
На фото Н.С. Хрущёв в гневе кого-то "разносит"


Прошло уже 11 лет после смерти Сталина. Несмотря на ряд неудачных решений, беспрерывные реформы управления, непредсказуемость политических и экономических шагов, снижение жизненного уровня населения, постепенно складывался новый культ личности – культ Хрущева. Его стали славословить. Может быть, не так, как Сталина, – Хрущева пока еще не называли великим и мудрым, но все к тому шло. Вот и фильм сняли о достижениях в прошедшее «великое и славное десятилетие». Наконец, 16 апреля 1964.был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Н. С. Хрущеву звания Героя Советского Союза в связи с 70-летием со дня рождения.

На следующий день, который и был днем его рождения, телевидение показало документальный фильм «Наш Никита Сергеевич».

А в Президиуме ЦК рядом с ним сидели люди, которым все больше и больше не нравились беспрерывные реформы, импульсивность Хрущева в принятии решений и... боязнь за свое кресло. Они выступали за консервативное развитие народного хозяйства, за более эффективный контроль над обществом во всех сферах идеологии и культуры. И Хрущев в некоторых вопросах, особенно в идеологических шел им навстречу, показывая, что он относится непримиримо к проявлениям инакомыслия, даже самым незаметным.

Хрущев: “...сложилось и такое понятие о какой-то оттепели. Это ловко этот жулик подбросил, Эренбург”

Просматривая опубликованные архивные материалы заседаний Президиума ЦК КПСС, я наткнулся на выступление Н.С. Хрущева 25 апреля 1963 г., т.е. ещё за год до событий, которые я сейчас описываю.

Сначала Хрущев поразмышлял о кинофильмах:

Н. С. Хрущев:
- Теперь по идеологическому вопросу. Я хотел бы высказать такое соображение.
Нам надо как-то организовать работу по идеологическим вопросам в более широком плане. Сейчас у нас этот участок неуправляем. Аппарат, который существует, занимается этим вопросом символически и он ничем не управляет.
Вот мы критикуем кино1. Так, в аппарате ЦК людей, которые занимаются вопросами кино, двое. Мы выпустили 150 картин. Так?
Голос: 106 за год.

Н. С. Хрущев:
-106 это художественных, а сколько технических журналов, хроники — это чистая политика.

Вот, спрашивается, могут ли эти люди обеспечить? Они же физически не имеют возможности прочесть сценарий. Следовательно, здесь полная анархия и неуправляемое начало заложено. Это невозможно.

- В Министерстве культуры аппарат, видимо, большой, но тоже не способен, не может - управлять. Видимо, это так?

Е. А. Фурцева: Справку можно дать?
Н. С. Хрущев: Пожалуйста.

Е. А. Фурцева: Когда было Министерство кинематографии, было 970 человек, делали 9 картин в год. А сейчас вот мы передаем т. Романову — и художественные, и прокат — 112 человек, весь аппарат, который занимался в союзном министерстве.

Потом Хрущев вспомнил об Илье Эренбурге и оттепели:

Н. С. Хрущев:
- Поэтому, помимо этого, сложилось и такое понятие о какой-то оттепели — это ловко этот «жулик» подбросил, Эренбург, поэтому люди при «оттепели» стали не вникать в это дело и вот поэтому получилось так.

Последняя фраза Хрущева какая-то корявая, Но, наверное, члены Президиума к этой корявости уже привыкли, и смысл ее, как и предыдущего бреда о кино, был им ясен. Он заключается в том, что верхи не хотели никакой «оттепели», а тут «этот жулик» Эренбург ловко подбросил такое вдохновляющее низы и усыпляющее верхи понятие, и руководители партии и правительства (те, кто должен был строго контролировать мысли, возникающие в мозгах людей) расслабились, сократили количество цензоров, и в настоящее время идеологическая работа партии ослабла:

– Подумать только, все сценарии новых кинофильмов не удается предварительно прочитать. И тот минимальный аппарат цензоров, который сохранился, уже ничем не управляет. Подумать только, важнейший участок идеологической работы стал «неуправляем»: «полная анархия и неуправляемое начало заложено. Это невозможно [больше терпеть]». Караул!


Продолжение следует: [http://proza.ru/2013/03/27/31]