Боевой конь, символ цвета

Наталья Лось
 Лекция из цикла "Читаем икону вместе"

 Георгия Победоносца изображают  чаще всего на белом коне.

   Настоящий  белый конь может пробежать не глядя, добрую сотню миль
 и ни разу не остановиться для отдыха. За это качество его ценили у
кочевых народов.

 Кстати о кочевых народах.

 Скифские и монгольские лошадки были очень маленькими, маловесными и
были хороши для погони и быстрого отступления. Их нельзя было назвать
боевыми конями. Питаться зимой они могли ,только  раскапывая под снегом
прошлогоднюю траву. Они быстро уставали, и каждый всадник должен был
иметь два коня.

Арабские лошади выглядели гигантами по сравнении со степными лошадками.
Их выращивали для скачек, кормили с рук в семье. Такая лошадь была очень
преданна хозяину и очень настороженно относилась к чужаку.
Арабские лошадки были выносливы, хорошо терпели жажду и  несли на себе
сразу двоих седоков с оружием.

      Но специально выведенные породы боевых лошадей должны были обладать 
и другими качествами. Конь выступал в виде оружия. В лобовых атаках широкая 
грудь лошади  выполняла роль мощного тарана. Лошади были специально обучены
идти напролом, не бояться шума, крови,  они давили, топтали противника .
 
     В описаниях битв рассказывается, что многие тяжелораненые лошади не
покидали поля боя, несмотря на раны. А после восстановления после ранения
такая лошадь была ещё ценнее.
 
      В древних  фолиантах рассказывается случай, когда противник тяжело ранил
лошадь под боевым командиром, внутренности выпали.  Воин подвязал их  ремнём,
 чтобы лошадь не наступала на них, и продолжал  участие и бою. Лошадь пала
после боя.
 
     Вспомним, что только после  того, как в Азии придумали стремя и седло, а
это было в 4 веке н. э, (в Европе – 6 век)   - у всадника появилась особая
маневренность, возможность стрелять с лошади, драться не спешиваясь.

 На иконе  «Георгий Победоносец повергает змея»  конь в полной боевой амуниции
и на нём воин. Конь тяжеловесный, с широкой грудью, высокий и большой,
настоящая военная машина.  Каким он должен был быть-  белым или черным?

   В церкви имени Равноапостольной Марии Магдалины появилась заказная
икона Победоносца на  черном коне.

   Черный , глухой цвет, в иконе  используется очень редко.
 
     В иконе «Рождество» это пещера, в которой над яслями младенца Христа
склонились Бык и Вол, в иконе «Воскресенье», где Христос сходит в
преисподнюю, чтобы вытащить оттуда души смертных.  В иконе Георгия
Победоносца пещера, из которой выползает змей, которого повергает
Победоносец. Символ черного цвета – неверие, преисподняя, общий мрак ,зло.
 
     Но тем не менее в некоторых регионах Георгия Победоносца  иконописцы
 неизменно рисовали на вороном коне, вкладывая в его образ силу генной
инженерии – выносливость, быстроту и боевитость.
Любой воинский начальник  был бы рад оказаться на вороном во время боя.
Всадник и конь должны быть  незаметны для врага. Вороной в ночи – не виден.
Белый же  в нашей полосе – будет бельмом.
Но чем ближе к светлым пескам пустыни, выжженным каменистым тропкам –
желание всадников-воинов насчет масти коня будут меняться.

 Для ММ церкви был нарисован вороной конь под Победоносцем. Иконописец не
использовал локальный черный цвет, были выделен свет, подчеркнуты блики, это 
было совсем другое свойство черного цвета. А Георгий Победоносец стал
смахивать на  одного из удалых казаков, которые особенно ценили вороных.
     Но… Прихожане были возмущены. К иконе не подходили, не прикладывались,
не молились и даже старались стоять на службе подальше от неё, дабы не
оскверниться ненароком. Хотя икона была освещена.
 
     И настоятель  попросил перекрасить коня. Икона была переделана.