Великая балерина

Алексей Богословский
Великая балерина

Великая балерина Роза Мялкина и по сей день на устах всех знающих историю советского балета. Феноменально, восхитительно, виртуозно, неподражаемо – нет тех эпитетов, которые нельзя применить к ней во времена блеска её славы. Сам Григорович ценил её и даже побаивался последствий её славы. Всё-таки начинающая балерина это прежде всего достояние театра, а балерина во блеске славы в те времена уже становилась достоянием партии и правительства. Теперь балерины тоже становятся достоянием, но куда более приватным и поэтому более скандальным. Наверно, поэтому российский балет никак не может достичь советского уровня. К счастью для Розы Мялкиной лучшие её годы пришлись на советский период, поэтому она могла сочетать любовь начальства с любовью народа. А нынешние как-то растерялись.

Конечно, все мы помним Розу Мялкину за её феноменальную гибкость, подвижность, координацию и энергию. Никто не мог и по сей день не может с такой скоростью махать руками, изображая крылья лебедя, и одновременно попадать в такт музыке. Сама Роза Мялкина только недавно в мемуарах открыла свой секрет мастерства. Оказывается, она умела попадать в такт сразу в несколько целей. Сказывалось умение на уровне подсознания уловить и попасть одновременно в такт музыке и в такт дыхания зрительного зала, в такт дирижеру и режиссеру, в такт партнеру и в так журналистам. Поэтому рецензии на неё всегда были одновременно тактичные и восторженные. Восхождение Мялкиной из кардебалета в солистки началось с Жизели, когда она успешно попала не только в такт музыки, но и в такт настроению самого Леонида Ильича Брежнева. Леонид Ильич чуть не прослезился от умиления и попал в такт настроению остальным членам Политбюро, сидевшим рядом с ним. После этого не дать Мялкиной заглавные роли стало просто невозможно. Говорят сам великий Нуриев, глядя на выступления Мялкиной, горевал и приговаривал – она может, а мне нельзя? В итоге Нуриев заразился диссидентством и сбежал из страны. Вылечил его только успех в Париже, да и то не сразу.

Желающих овладеть секретом Мялкина было много. Великая Максимова любила стоять за кулисами, пока Роза исполняла свои сольные роли и задавалась вопросом – для кого она танцует? Как только получила ответ, началось её восхождение и соперничество с Мялкиной. Таков балет как искусство – индивидуальность начинается с подражательности. Отсюда пошла знаменитая фраза критиков относительно массы деятелей искусств и культуры – такая-то и такая-то звезда весьма индивидуальна в своем подражании звездам прошлого. Но эта фраза по сей день остается тайной для широких масс любителей искусства из-за мелкого скандала. Критик Багрянский решил один раз её употребить относительно творчества Глазунова. Рассерженный Глазунов отправился жаловаться в ЦК КПСС в отдел по культуре. Багрянского не уволили, но фразу стали произносить втихомолочку и только среди своих. А зря! Ведь этой фразой не только можно описать многое в балете. Вся наша попса от Киркорова и Пугачевой до группы На-На именно индивидуальна в своей подражательности. Что уж говорить о великом творчестве Шилова, Никоса Сафронова или Церетели, о современных поэтах и писателях, о наших славных композиторах, мастерах игры на пианино и балалайках! Везде метод Розы Мялкиной находит своё применение, если, конечно, уровень мастерства позволяет.

Сама Роза Мялкина честно признается, что мастерство балерины во многом зависит от искусства режиссеров, композиторов, работников сцены и даже работников буфета. Недаром она всю жизнь сидела на диете и боролась за соответствующие её амплуа роли. Как-то раз она в усмерть переругалась с Григоровичем, отказываясь танцевать в партии крановщицы в балете Перекроем Енисей! Оказывается, она в этой роли не могла попасть в такт никому, хотя балет считался современным и актуальным. В итоге Григоровичу пришлось отказаться от постановки. Балет попробовали сыграть в Мариинке, но только убедились в правоте Мялкиной. Вот тут Роза Мялкина произнесла свою гениальную фразу, которая стала лозунгов всех режиссеров театров, балетных трупп и даже пиармейкеров. Она сказала – сперва напишите произведение, попадающее нам в такт, а уж мы сами разберемся, зачем и как это нужно зрителю.

Действительно, по этому принципу по сей день работает всё российское искусство. Произведения пишутся под режиссеров и актеров, а они уже решают, как и какому зрителю нужно попасть в такт. К сожалению, годы берут своё, Роза Мялкина давно не выступает, а имя её теперь известно только любителям истории балета. Что-то не то происходит с искусством. Всё меньше появляется звезд, способных к индивидуальности в своей подражательности великим именам прошлого. Да и зритель дышит как-то неровно. Спонсоры на свой лад, галерка иначе. Время имеет иное дыхание и иной ритм. Даже мудрые фразы теперь перестали пользоваться прежним успехом. Вон, и Григорович попытался после перестройки промямлить, мол, вечное отнюдь не обязано попадать в такт современности. Переиначил Мялкину на свой лад, а никто его фразу не подхватил и не обессмертил. Ну, что ж, будем ждать иных времен, способных подарить нам новые таланты.

(Решил чуток написать на женскую тему по случаю Восьмого марта. С наступающим праздником, мои дорогие читательницы!)