Г. Карева и М. Кристалинская - подруги

Тамара Дворянская
Они встретились в МАИ (московский авиационный институт), вернее - в клубе, где обе участвовали в самодеятельности, в одной агитбригаде. В неё входили: одна - народная артистка, другая - заслуженная....правда, в будущем. Это были Галина Карева и Майя Кристалинская. И первыми их зрителями и слушателями были простые жильцы с соседних домов, ребята, которым некуда было деться, и пенсионеры - куда же без них.
Первая в концертах выступала Майя, она пела песни советских композиторов того времени: из к/ф "Цирк", песни И.Дунаевского "Журчат ручьи".....и особенно зрители горячо принимали песни Лолиты Торрес из к/ф "Возраст любви", которые Майя Кристалинская пела в оригинале, на испанском языке. Благодарные простые зрители тепло принимали начинающую певицу,скромную девушку с красивым голосом.
А вот вторая певица......Она выходила вскоре после Майи. "Статная,с правильными чертами лица, с красивыми карими глазами, от которых веяло теплом, как только она начинала петь. Она пела романсы.  Это была Галина Карева, такая изысканная, с чувством собственного достоинства. Она пела низким грудным голосом....потом она запела "Хабанеру". Это была Кармен! Она стояла, подбоченясь,как настоящая Кармен, игриво стреляя глазами - перед случайными зрителями: песионерами и мальчишками, которые с удовольствием рассматривали Галину"  Она уже пела,почти как профессиональная певица.
 "Да... агитпункт для неё как будто насмешка" - так размышляла Майя, слушая с восторгом свою подругу. Но с чего-то надо было начинать. Галя была немного старше Майи. Она была поопытнее в пении и была для Майи авторитетом. Майя удивлялась: :зачем с таким голосом выступать в клубе? Ей бы учиться в консерватории".Всё это правильно. Но тогда Майя не понимала, что настоящее искусство должно быть доступно всем, и что неискушённый зритель всегда более сердечен и благодарен. После концерта две подруги шли пешком по вечерней Москве до троллейбусной остановки и ехали вместе до метро. Галя и Майя садились рядом и болтали. Однажды Карева серьёзно сказала:"Слушай, Майка, а тебе ведь надо учиться. - Ну, а я что делаю?- удивилась Майя. - Я не про институт, я - про вокал. - А что, я плохо пою? Ты честно скажи..... - Нет, ты хорошо поёшь....и голос есть....редкий у тебя голос.....мне кажется, из тебя хорошая певица получится....будешь петь на эстраде...только бы тебе твою природу не испортили....ведь твой голос - не ширпотреб......"(это немного сокращённый отрывок из книги "Майя Кристалинская")

Прошли годы. Карева стала ведущей солисткой оперы в Кировском театре г.Ленинграда, исполнявшая все главные партии своим неповторимым меццо-сопрано!!!  Пела старинные романсы, наперекор запретам.....стала народной артисткой России и очень любимой публикой. И Кристалинская была любимой эстрадной певицей, с необыкновенно-тёплым, добрым голосом, с мягким бархатным тембром, с неподдельной трагедийностью (по словам А.Пахмутовой). И тоже получила звание, но - заслуженной артистки....  К сожалению, из-за  страшной болезни, которая схватила Майю за горло в самом начале её творческого пути, Майя недолго прожила и на эстраде и в жизни.
Потом, конечно, пути Каревой и Кристалинской разошлись по разным сценам и городам. Они очень редко встречались.
Мне повезло в жизни. Я познакомилась сначала с Майей Кристалинской.....потом позже - с Галиной Каревой. О своих встречах с Галиной Алексеевной я уже писала здесь, на Прозе.ру......о Майе Владимировне обязательно ещё напишу.....
В прошлом году, в своём блоге в Моём мире, я писала о Майе Кристалинской .. ..выложила некоторые фотографии.... и вдруг среди Майиных - появилась фотография Галины Каревой...... Это мистика...Они, подруги,(обе рано ушедшие), встретились, соединились.....тут, на моей странице, в интернете..............

    Вспомню случай....Как-то я принесла домой Галине Алексеевне , записанный на маленький магнитофон, концерт Майи Кристалинской, недавно гастролировавшей у нас в Питере. И дала послушать две-три песни....я тогда ещё не знала, что они были в юности подругами. Галина Алексеевна слушала и улыбалась....но ничего не сказала....только улыбалась. Я тогда поняла, что это ей неинтересно, т.е. не её уровень(это я так подумала).
На следующий год М.Кристалинская опять приехала с концертами в Питер, на два дня. Как всегда, зал - полный, обстановка - тёплая! После концерта Майя Владимировна уезжает ночным поездом в Москву. До отъезда ещё есть время. Мы разговариваем в гостинице "Европейская". И я стала рассказывать ей о Каревой....о том, что завтра у неё концерт....и мне так хочется, чтобы Майя Владимировна осталась ещё на один день - на концерт Г.Каревой..... и опять и опять....рассказываю о Каревой, как о певице,о красивом голосе, о невероятных, восторженных её концертах.....уговариваю, прошу.... а Майя Владимировна говорит, что не может остаться, гастроли.....и улыбается такой же улыбкой, как улыбалась Галина Алексеевна, когда я говорила о Кристалинской. Такая тайная обаятельная улыбка - у обеих, с ямочками на щеках!! И тогда я тоже ещё не знала об их дружбе во времена самодеятельности в МАИ.
 Позже,через какое-то время, мы ехали в поезде вместе, в одном купе, я и Карева.  Я была в Москве... а перед Новым годом билетов не было... и я узнала, что Галина Алексеевна тоже возвращается в Питер.... я попросила взять и на меня билет.......Вот тут Карева мне и рассказала, как однажды она также в поезде встретилась с Майей...они разговорились.... и вспомнили меня.....о том,как я хотела невольно, неосознанно, каким-то шестым чувством соединить двух бывших подруг, дороги которых разошлись по нашей необъятной Земле...
Это тоже из разряда мистики. Что-то было в них, обеих, такое одинаковое для меня, что-то завораживающее....возможно, это одинаковая обаятельная улыбка и мягкая душевная простота. Я,обычная девчонка,а потом и повзрослевшая, была счастлива такому знакомству, близкому, доброму знакомству! Я ПОМНЮ!!!!!
 И каждый, кто был знаком с личностью или хотя бы - с творчеством КРИСТАЛИНСКОЙ и КАРЕВОЙ, ЛЮБИТ ИХ! УВАЖАЕТ!! и ПОМНИТ!!!

Однажды я была в театре на творческом вечере Аллы Осипенко. В антракте я увидела необыкновенного, интеллигентного Виталия Вульфа. Он был очень узнаваем и одет так же, как мы видим его по телевизору. Я давно мечтала о том, чтобы именно он рассказал о жизни и судьбе двух, любимых народом, певиц - М.Кристалинской и Г. Каревой. Так я мечтала. И вдруг - такая неожиданная встреча!......
 В.Вульф в фойе разговаривал с двумя интересными женщинами. Сначала я долго думала, как бы к нему подойти.....но он был окружён и занят, наверно, интересной беседой. Я кружилась вокруг, боясь показаться неприличной, не смела подойти. Потом подруга подсказала мне:"Напиши записку". И я на программке написала:"Уважаемый Виталий Вульф, мне очень нравится, как Вы ведёте свою программу "Серебрянный шар"- достойно, культурно и очень интересно...Хочу попросить Вас сделать передачу о Галине Каревой"...(не помню точно, но что-то вроде этого).. Так быстренько написала и опять стала кружить вокруг В.Вульфа, держа в руке эту записку....Но интеллигентные люди - чуткие люди....и эти две женщины,уловив мои взгляды,  почувствовали моё желание - подойти к их собеседнику...и они, молодцы - отошли. И тут я вступила "в свои права". Но только я подошла к В.Вульфу, как прозвенел звонок на второе отделение. И я, торопясь,но с удовольствием поведала ему свою просьбу: сделать передачу о такой непростой жизни и творчестве Галины Каревой. Он ответил, что, к сожалению, не делает программы о певицах, только об актёрах. "А о Майе Кристалинской?" - уже безнадежно попросила я. Но ответ подтвердился ещё раз. Я успела ещё сказать, как мне нравятся его передачи, и тут прозвенел уже третий звонок. И мы, взаимно раскланявшись,  пошли в зал на второе отделение творческого вечера Аллы Осипенко. У меня осталось некоторое сожаление о том, что Виталий Вульф не сделает программы о таких интересных и нелёгких судьбах великих(я так считаю),замечательных,любимых певиц - Г.Каревой и М.Кристалинской. Но зато я имела честь разговаривать с необыкновенным Виталием Вульфом! И он остался у меня в памяти - такой не очень простой, но такой высоко-интеллигентный, обаятельный и чуткий.
Сейчас, только что, по "Культуре" прошёл вечер памяти Виталия Вульфа. Вот я и вспомнила об этой нашей короткой встрече, после которой я всё-таки ждала: "а вдруг ему самому захочется рассказать...."  Но....не получилось.

МАЙЯ КРИСТАЛИНСКАЯ и ГАЛИНА КАРЕВА.... уже на небе.....давно.... и высоко.....
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ЛЮБИМЫМ ПЕВИЦАМ.
ЛЮБИМ!!!ПОМНИМ!!! И СЛУШАЕМ!!!! НЕВЕРОЯТНО КРАСИВЫЕ ГОЛОСА !!!! В ПЕСНЯХ, РОМАНСАХ И АРИЯХ.....

Благодарю судьбу за встречу с двумя бриллиантами нашей советской культуры!

           БЛАГОДАРЮ ПЕЧАЛЬНО....
           БЛАГОДАРЮ ЛЮБЯ........
           И,ВЕРНО, НЕ СЛУЧАЙНО
           СВЕЛА НАС МАТЬ-СУДЬБА...

У меня были аудиозаписи - свои, живые, с концертов, этих двух великих, замечательных певиц...и записи с личных встреч с ними. Но.... Это было лето....я ушла гулять с маленьким сыном.....и, когда мы вернулись домой, то я в ужасе увидела, что в квартире было всё перевёрнуто.....меня охватило чувство омерзительности....Самое ценное, что унесли ворюги, это были, конечно,- личные аудиозаписи с М.Кристалинской и Г. Каревой - неповторимые записи, невосполнимые.