Масленица

Александр Мишутин
    
   Масленица! Масленица!
   По России катится!
   Широкая, разгульная,
   По-российски буйная!
  По всей широкой и разнообразной Руси. По избам и хоромам, по улочкам и проспектам, от бедных до богатых, от щедрых до чреватых! Всюду! Хоть как-то. Но обязательно: блин и сани, обжорство и загул, сжигание чучела и «прощение».

  Масленица!
  С языческих времен, чуя и зная время весеннего равноденствия, радуясь и подталкивая уходящую зиму, предки устраивали встречу бесповоротному теплу и животворящему солнцу. А потому — и блин, символ солнца, и сжигание чучела Мары (Морены) — злого духа тьмы, холода и смерти, и потому — ликования.
  Не сумев сломать языческого корня в народном празднике, церковь приноровилась к нему, пополнив (обогатив?) его дополнитель¬ным содержанием.

  Масленица!
  Целую неделю. Неделя называлась мясопустной или сырной. Неделя без мяса — полупост. С маслом, сырами, блинами. Чтобы постепенно перейти к посту. Но, где там! Если вся неделя гостевая, а значит – изобильная. Крестьянская семья среднего достатка из 5-6 человек «тратила от 5 до 10 рублей на водку, рыбу, постное масло, гречневую муку и всякие сладости» (С.В.Максимов). Это просто громадные деньги для середины XIX века. А если учесть, что покупались ещё и обновки семье, то станет понятно, почему Масленица называлась «разорительницей».

  Ни одна неделя в году не была столь насыщена происшествиями и дебошами, как неделя Масленицы. Тоже штрих.
  Каждый день Масленицы имел своё название и сопровождался определёнными действиями людей.


  ПОНЕДЕЛЬНИК — «встреча».
  К этому дню устраивались общественные горы, качели, балаганы. Дети с утра выходили строить «свои» горы и снежные городки. С утра свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу с матерью, а вечером и сами являлись к сватам. В понедельник же богатые люди начинали печь блины. А бедные — с четверга или с пятницы. Первый блин всегда отдавался нищим на помин усопших.

 ВТОРНИК — «заигрыш».
 С утра из богатых домов посылались гонцы («позыватки») по родным и знакомым дочек и сынков: «У нас горы готовы и блины испечены — просим пожаловать». По прибытии гостей и после угощения катались с гор и высматривали себе невест и суженых.

  СРЕДА — «лакомка».
  Тёщи приглашали зятьёв на блины. Чаще всего зять с женой приезжал вместе с родителями. Попировав до позднего вечера, ложились спать, а утром, забрав с собою тёщу и тестя, отправлялись пировать к себе домой.
Но бывало и так, что зять считал себя обманутым (невесту ему «подсунули») и вел себя грубо и дерзко. А войдя в раж и гнев, мог поколотить молодуху и даже тёщу.

  ЧЕТВЕРГ — «разгул», «перелом».       
  Празднование Масленицы почти всюду начиналось с четверга. С утра катались с гор дети, их сменяла молодёжь, затем — молодожёны, бабы и даже мужики.
  На «корёжках», «катульках», «ледянках» «кожурах», санках и санях скатывались с гор все — от мала до велика. Бабы подвертывали сзади шубы, чтобы показать дорогой мех, и никогда не надевали варежек или перчаток: пусть все видят, сколько у них колец. Но это — чаще в городах.

  А деревенские запрягали лошадей, надевали лучшую сбрую и отправлялись на санях в ближайшую деревню, где назначался съезд саней. Там во второй половине дня устраивались катания-соревнования. Съезжались сотни саней. До 600-800 лошадей! Это — зрелище! Катали молодых девушек, угощались по поводу и без повода, подтрунивали над «новожёнами» — молодыми парами, у которых эта Масленица — первая. «Солили рыжики на пост», заставляя их целоваться по многу раз; молодые пары выстраивались вдоль улицы, и любой прохожий мог крикнуть: «Порох на губах!» — и молодые целовались. Песни, хороводы, гармошки!

  ПЯТНИЦА - «тёщины вечёрки».
  Зятья угощали своих тёщ блинами. Зять сам был обязан с вечера пригласить тёщу. Потом утром посылал гонцов. И чем большее их количество было, тем почетнее приглашение.
  На неделе же родители новорождённых детей ходили в гости к кумовьям с хлебом - «прощенником». Те, в свою очередь, отдавали визит крестнику, оделяя его подарками: чашкой с ложкой или ситцем, а более богатые — овцой и даже жеребёнком.

  СУББОТА - «золовкины посиделки».
  Молодая невестка приглашала своих родных к себе или подруг-девиц и на своём санном поезде развозила гостей по золовкам — сёстрам мужа. Невестка обязана была приезжать к золовкам с подарками.

  ВОСКРЕСЕНЬЕ - «проводы Масленицы» и «прощение».
  По-разному на Руси проходил этот день. Где-то во главе санного поезда сани с чучелом Масленицы-Морены и с девушкой-красавицей; где-то вместо девушки — ряженый мужик с водкой, а бывает на передних санях и ель, украшенная лентами, или колесо. Иногда Масленицу начинают возить с четверга до воскресенья, впрягая в сани вместо лошадей молодых парней. Но, что безусловно и повсеместно, так это сжигание Масленицы-Морены.

За околицей заранее готовился большой костёр из старых плетней, заборов, саней и бочек. К вечеру туда направляется печальная санная процессия. Девушки жалобно поют: «Сударыня Масленица, потянися!», т.е. — продлися. Устанавливают чучело, поют масленичные песни. Затем костёр поджигают. Туда летят остатки масленичного обжорства: блины, яйца, лепёшки.

  Но только раздастся с колокольни великопостный благовест к вечерне, загулявшие истово крестятся и во всю мочь мчатся по домам.
  Начинают ходить друг к другу родственники и соседи. «Прости, Христа ради, в чём я перед тобой согрешил» — «Прости и ты меня».
  Стихло праздничное веселье. Прекратились катанья, игры, драки.
  Начинается Великий пост.