Вал

Валентина Товпегина
               
Вал
Мы, Катя (моя подружка) и я,  ходили с утра к ее бабушке, которая жила за рекой, уносили ей масло и сахар. Бабушка была старенькая,горбатенькая, в магазин не могла ходить сама, потому что далеко  дом ее  находился от центра поселка, где были сосредоточены  магазины. Хлеб  она стряпала дома, да какой хлеб! Булки легкие, круглые и душистые, потому что она в тесто добавляла какие – то травы.                Однажды, когда мы сидели за чаем, я спросила у бабушки: «Почему у Вас,Мелентья Титовна, такой вкусный и душистый хлеб?» Она, улыбаясь, гордо  ответила: «Хлебы уметь надо печь, надо с доброй душой творить тесто, а эти хлебы еще и с тмином. Магазинные – то  не беру, пока еще  сама в силе стряпать».                Лето   58 года прошлого века стояло очень жаркое, речка обмелела, потому  мы ее и  перебрели без всяких проблем.  Правда, по радио передавали, что ожидаются сильные дожди, что, возможно, вода будет двигаться по рекам валом. Но у нас дождей не наблюдалось, и люди, в том числе и мы с Катей, не оберегаясь, беспечно  находились вблизи  речки.     Мы   часто играли в русле  почти высохшей реки.Нас манил "тонкий" песок,коряги,красивые камушки.Камушки у меня занимали много места в сенях, мама иногда строжилась выбросить мои коробки с камушками, но, видя, как я их перекладываю, оставляла все, как было.
После обеда небо стало хмуриться, бабушка велела нам возвращаться домой.  Домой идти не хотелось, и мы стали сначала выискивать красивые камушки  на  пологом  берегу реки, затем принялись брызгаться; мокрые, не торопясь, поднялись на свой крутой берег.  С высоты нам было видно, как  к  противоположному  (пологому) берегу  двигалось большое стадо коров.Видимо, пастухи спешили пораньше перегнать стадо через реку.Ничто не предвещало беды. Светило ласковое солнышко,лучи которого пробивались между облаками, постепенно занимающими  все небо. Было уже не сильно жарко.  Так как  домой не торопились, мы снова  разыгрались.  Бегая друг за другом, не поняли, что произошло: сначала услышали шум, двигающийся с той стороны, где было темное небо. Затем не шум, а какой – то гул раздался непонятный. Мы, обезумев от страха,  ринулись от реки. Бежим и понять не можем, что происходит, пока не встретились с людьми, бегущими, наоборот, к реке.  Кто – то  из бегущих крикнул : « Вал идет!» 
        Любопытные,потеряв страх, мы с Катей побежали вместе со всеми  опять к реке. Нас обгоняли мужчины, скачущие верхом на лошадях, велосипедисты, машины.
         Прибежав к реке, мы ее не узнали! Это была другая река, потому что она  очень сильно разлилась; грязная, бурлящая и пенистая вода ревела, шумела, тащила, крутила  какие – то кусты, доски, туловища животных.  Люди суетились с баграми, но ничего не могли сделать.  Часть стада погибла. Из туч, низко плывших над землей, полил долгожданный дождь, но никто не был рад ему.
          А мы с    Катей с ужасом вспоминали, как совсем недавно, может, час или два назад, резвясь, бегали по руслу  этой, теперь очень  грозной,опасной реки. С тех пор родители нам запретили одним ходить на речку, да мы и сами опасались там бывать.