Ленин тоже был в Париже

Николай Ник Ващилин
  Студёной зимой 1981 года, в аккурат на зимних каникулах выпала удача, приглашение  от классика советского кино Сергея Юткевича помочь ему в съёмке эпизода подавления Кронштадтского мятежа. Я собрал своих товарищей Гену Макоева, Осю Кринского, Вадима Андреева, Сашу Покрамовича, Колю Никитина и поехал с ними на пароме в Кронштадт, предварительно оформив у пограничников пропуска. Надо было с шестиметровыми лестницами бежать по льду и, приставив их к крепостной стене,  штурмовать мятежных  матросов и падать в снег от их  зловредных пуль.
       Колючий, холодный ветер пронизывал до костей всё тело и руки в перчатках цепенели на морозе. Вскарабкаться на пятиметровую, обледенелую лестницу было не легко, но ещё труднее было бы увернуться от революционной матросской пули. И за какие идеалы дрались наши деды в 1917 году. Мы дрались за двадцать пять рублей и плюс половина за репетицию.
       А в это время Великий Ленин  в Париже  на глазах у Наденьки Крупской крутил шашни с Инессой Арманд. Правда Юткевичу пришлось исправить все сцены, написанные Евгением Габриловичем в антисоветском вульгарном стиле. Сергей Иосифович рассказывал, как его вызвал в ЦК КПСС заведующий отделом культуры Василий Шауро и, покрутив пальцем у виска, приказал найти для Инессы любовника поскромнее, а Ленина оставить в покое наедине с Наденькой. Но экспедицию в Париж не отменили.
      Узнав от Юткевича о его пристрастии к эксцентрическому кино, о том, что он был соавтором манифеста «Эксцентрика» с Григорием Козинцевым, о том, что он получил специальный приз  на кинофестивале в Каннах в 1954 году за трюковые съёмки в своём фильме «Великий воин Албании Скандербек», я осмелился попросить Сергея Иосифовича помочь мне со стажировкой во Франции. Сергей Иосифович снимал в роли Инессы Арманд французскую актрису, много раз был членом жюри Каннского фестиваля и пользовался большим авторитетом у французской киношной элиты. Ему не составило особого труда разыскать в Париже Жана-Поля Бельмондо и уговорить его прислать мне вызов на стажировку. Точнее поросить об этом руководство Высшей национальной консерватории драматического искусства ,которую он закончил в своё студенческое время. Помог мне уговаривать Сергея Юткевича директор фильма и  мой друг Эрик Маркович Вайсберг. Жан –Поль ему долго объяснял, что в Национальной консерватории драматического искусства никто ничего про трюки толком не знает, но, взглянув в глаза мастеру, всё понял и подписал приглашение. Ни Юткевич , ни я тогда не догадывались, что такой счастливый случай сломают Путин и его друзья-каскадёры Ленфильма простым клеветническим письмом в ОК КПСС и КГБ СССР о том, что я якобы являюсь главарём банды Сергея Суслина, арестованной   летом 1981 года и осуждённой Военным трибуналом / самбисты и каскадёры опг Массарского окончили Военный институт физической культуры и грабили людей прямо в военной форме../ в 1982. Тогда я был ему безмерно благодарен и готов был ему целовать, как говорится, ноги и руки.
      Проблема поиска программы трюковой подготовки актёров в то время была для меня едва ли не самой главной, основой моей докторской диссертации по профессионально-прикладной физической подготовки студентов-актёров в Вузах. Сергей Иосифович рассказал мне не только о поисках Григория Козинцева, Льва Кулешова, Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина, но и  о своей работе с лучшими трюкачами СССР Алибеком Кантемировым, Петром Тимофеевым, Глебом Рождественским, Алексеем Лебедевым, Фирсом Земцевым, Аркадием Немеровским, Аркадием Харлампиевым во время съёмок исторического фильма «Великий воин Албании Скандербег».
      Владимир Маяковский  писал, что он русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин. А я Ленина / полное собрание сочинений в 53 томах/ выучил только за то, что через трюки и фильм  «Ленин в Париже» я провёл прекрасное время со своими друзьями Эриком Вайсбергом, Леонидом Эйдлиным, Леной Кореневой  и познакомился с таким мастером советского кино, как Сергей Иосифович Юткевич. 



Пост скрип.

Радио Свобода. Редактор Дмитрий Волчек взял у  Николая Ващилина   16.11.2019 интервью ..Вот оно 

«ИЗ-ЗА ПУТИНА Я НЕ ПОПАЛ НА СТАЖИРОВКУ К БЕЛЬМОНДО»

Что связывает Владимира Путина и доцента Олега Соколова, убившего и расчленившего аспирантку?
Знаменитый каскадер Николай Ващилин рассказывает, что в 1970-х годах в Ленинграде сложились криминальные структуры, в которые входили как спортсмены, так и люди, причастные к кинематографу. На «Ленфильме» подрабатывали и будущий президент России, и историк-реконструктор, совершивший на днях жестокое убийство. И это далеко не первое преступление, с которым связаны люди, участвовавшие в советские времена в киносъемках…
Мастер спорта по самбо с 1966 года, вице-чемпион СССР  по самбо 1967 года, призер первенств Ленинграда по самбо дзюдо с 1965 по 1974 годы, Николай Ващилин был знаком с Владимиром Путиным, Аркадием Ротенбергом и другими молодыми самбистами, которые сегодня управляют политикой и финансами России. В секции, где занимались Путин и Ротенберг, преподавал Леонид Усвяцов, уголовник с двумя судимостями (групповое изнасилование и махинации с валютой). “Леня-спортсмен” почти 20 лет провел за решеткой. Именно он ходил с Путиным на юрфак ЛГУ и отбивал его от перехода в «Буревестник», а Ротенберга – устроил служить в спортивную роту в 1970 м при СКА ЛЕНВО  и в институт физкультуры на заочное отделение в 1974 . У Усвяцова были хорошие знакомства на «Ленфильме», и благодаря ему самбисты, в том числе Путин и Ротенберг, подрабатывали в спортивной массовке.
В 2017 году телеканал «Дождь» посвятил цикл «Питерские» малоизвестным страницам биографии Путина и его ныне высокопоставленных друзей. Участвовал в этом расследовании и Николай Ващилин. Он опубликовал автобиографические книги о профессии каскадера и дал несколько интервью о юности Владимира Путина и его окружения. Николай Ващилин говорит, что часто западные журналисты его слова искажают. «Я рассказал корреспонденту «Нью-йоркера», что Путин и его друзья были хулиганами и стреляли по воздушным шарикам из рогаток. А он не понял и написал, что они проволочками бросались в демонстрантов!».
В 2016 году Николай Ващилин  рассказывал о своем знакомстве с Путиным в интервью Радио Свобода, и теперь говорит, что у читателей могло создаться ложное впечатление. «На вопрос, был ли Путин связан с бандитами, я отвечаю «Нет, он же их ловил», но после этого я засмеялся. Вот тут нужно было в скобках написать:  «смеется». А то получилось, что я написал рассказ о его сотрудничестве с бандитами, а в интервью рассказываю, какой он хороший милиционер». 

– Николай Николаевич, когда вы видите Путина сегодня, в 2019 году, вы узнаете мальчика, которого знали 50 лет назад?

– У меня был шок от того, что я видел в те годы. Наблюдаю за ним, и шок становится только сильнее. В студенческие годы ходил в суконных ботах,при Собчаке распугивал честных граждан в малиновом пиджаке и вдруг...Я считаю его приход к власти чудом. Но это чудо не от Бога, а от какой другой силы...Может от Кашпировского или Чумака, модных у советского народа и колдовавших по центральному телевидению СССР.  Почитайте воспоминания его друзей – "Чёрный пояс" Демида Момота, например – да и его собственную книгу «От первого лица», и вы всё увидите.  У Путина, Ротенберга и его друзей была любимая шутка: испортить воздух в переполненном автобусе, когда мы возвращались с тренировок, и выскочить. А люди сидят и ищут глазами: «Кто же так навонял?» Путин всегда был наглым дворовым пацаном , дрался с остервенением и таким же остался, только несказанно вырос  от вседозволенности.  Я понимаю, почему он хотел стать разведчиком, работать в КГБ. Он сам пишет, что однажды за хамство ему дали в лоб так, что искры из глаз полетели. И он понял, что нужно искать какую-то силу, которая могла бы ему помочь. А такой силой в СССР был только КГБ.

– У вас есть личные основания его недолюбливать?

– В 1982 году я собирался поехать в Париж на стажировку к Бельмондо. Я работал тогда доцентом в театральном институте и вел курс «Трюковая подготовка актера». Чудом я пробил стажировку во Франции. Режиссер Сергей Юткевич снимал фильм «Ленин в Париже» и попросил Бельмондо сделать мне вызов. Но у второго секретаря ОК КПСС  Ленинградской области  В.Я.Ходырева  появилась кляуза, что я связан с бандой Сергея Суслина. В журнале Шпигель тогда написали о мафии в СССР, о суде над бандой Феоктистова в Ленинграде. В Москве гонялись за бандой Япончика. Всё это было на контроле в ЦК КПСС.  Я уверен, что эту кляузу написали не без ведома Путина. И стажировку во Франции они мне сорвали. Если бы я остался во Франции , то карьере Путина – кирдык.

– А чем занимался Суслин?

– Суслин был дружком Япончика, каскадером и самбистом, снимался в нескольких фильмах под руководством Александра Массарского. Еще с начала 70-х он был дружен с Аркашей Ротенбергом  и Путиным посредством тренировок в спортроте и соревнований. Он был выездной и выезжал на международные чемпионаты, а потом продолжил свою карьеру в кино, работая инструктором по спорту  в ГДР. Он убил свою жену в 1981 . Когда начали расследовать это дело, у него дома нашли массу дорогих вещей, музейных экспонатов, много денег. И раскрыли целую банду – более 20 человек. Они все были самбистами, многие работали инструкторами в Западной группе войск, приезжали в СССР и грабили в Ленинграде евреев, выезжающих в Израиль. Наводили их такие историки и знатоки антиквара, как Олег Соколов, которые тусовались с каскадёрами на Ленфильме. Суслину дали 9 лет, а Япончику 14.  А в наши дни проводят командный турнир по дзюдо «Мемориал памяти 5-х», в том числе в память об этом Суслине. Вы можете представить себе? Бандит, который убивал и грабил людей, и в его честь проводят мемориал под эгидой администрации Петербурга! «Дождь» пытался найти дело Суслина в архивах, но оно до сих пор засекречено.
 
– Вы считаете, что кляузу на вас, что вы имеете отношение к Суслину, написали Путин и его друзья?

– Да, это письмо появилось уже после суда над Суслиным. Они просто хотели мне нагадить и добились своего: сорвали стажировку. Я пришел в райком партии, где мне подписали характеристику, и там говорят: «Поездка отменяется». А у меня уже билет был. Устроили у меня обыск. Люди, которые работают в этой системе, подсказали: «Если ты не напишешь жалобу Андропову, будешь сидеть в тюрьме. Только он может поставить следствие под контроль». Представляете, что такое было в 1982 году написать жалобу главе КГБ! Все равно что повеситься. Но я рискнул и написал.

– Как вы думаете, зачем вас оклеветали?

– Да им просто завидно было, что я еду в Париж! Дело разбиралось на самом верху, и в результате Путина послали не в ФРГ и не в Австрию, а в ГДР.

– Вы считаете, что это произошло из-за вашей жалобы?

– Да, из-за того, что он фигурировал в моей жалобе. Это дело разбирал в Ленинграде генерал Олег Калугин, заместитель начальника УКГБ. Думаю , именно поэтому Путин его ненавидит. Но, если бы я не написал эту жалобу, меня бы посадили в тюрьму. Путин всю жизнь на своей работе мешал людям жить и сейчас мешает. Мой пример – доказательство. Он сам был связан с бандитским миром через своего старшего тренера ЛОС ДСО ТРУД  по самбо и дзюдо  Леонида Ионовича Усвяцова , а теперь на Госсовете удивляется, что народ на фене разговаривает и забыл русский язык. Когда он работал в КГБ, он курировал спорт, искусство и церковь и на Ленфильм устроил своего наставника по ЛГУ заведующего кафедрой спорта Михаила Боброва.

– Путин серьезно относился к работе на «Ленфильме»?

– Нет. Он и его друзья отлынивали от съемок, могли даже в кустах спрятаться. А я им постоянно делал замечания, так что отношения у нас были напряженные.

– Серьезных ролей ни у кого из них не было?

– Это просто была спортивная массовка. Путин свою деятельность в кино сейчас не афиширует. Он почему-то говорит, что он дзюдо занимался. А это полу-ложь, потому что до 1972 года дзюдо занимались только в сборной СССР. Я был в сборной СССР два года , и мне выдали кимоно. А он был второразрядником в 1970 , поэтому, когда он произносит слово «дзюдо», он искажает правду.

–  А чем же он занимался?

– Самбо! Но он говорит «дзюдо», потому что хочет повысить свою значимость до международного уровня.

– Доцент Олег Соколов, который убил и расчленил свою аспирантку, тоже причастен к кинематографу?

– Да, он консультировал постановщиков трюков Александра Массарского и Дмитрия Шулькина на фильме "Ермак", Анатолия Ходюшина на сериале "Мушкетёры Екатерины", даже погубил человека ,утопив исторический парусник на сериале «Россия Молодая» и получив два году условно, участвовал в театрализованных представлениях о военной истории и даже исполнял роль Наполеона Бонапарта верхом на белом жеребце! Лекции доцента Олега Соколова в костюмах разных эпох и с боевым оружием сопровождались выступлением каскадёров.  Он уверовал в полную безнаказанность, как и многие из тех, кто входил в ленинградскую каскадёрскую ложу, а она была просто филиалом преступной группировки.

– Знаменитый авторитет Вячеслав  Иваньков-Япончик тоже ведь снимался в кино…

– Да, он окончил цирковое училище, работал акробатом, снимался в «Неуловимых мстителях» и «Директоре». Люди кино тогда были  богаты, и бандиты искали своих жертв через эти круги. Андрея Кончаловского ограбили прямо на съемках в Ленинграде, украли из гостиничного номера «Советская» фамильные драгоценности. Кстати, Япончик хотел сниматься у Кончаловского в «Сибириаде», а я оказался его конкурентом. Япончик мне сказал: «Отвали, а то мы тебе голову отрежем». А я тогда даже не понимал, насколько это опасно. Кончаловский выбрал меня, мы с ним подружились и сейчас иногда общаемся. В свое время он выпустил фильм «Ближний круг» о культе Сталина, о его пагубном воздействии на  душу  человека и всего общества. Я организовывал показ этого фильма в петербургском Доме Ученых для мэра Анатолия Собчака. И вот сейчас Кончаловский сам создает культ Путина, показывает ему фрагменты своего нового фильма «Грех» в Кремле. Разве он не понимает, как это унизительно – показывать три секунды фильма этим вельможам? Я ему прямо сказал: «Как же так получается, Андрюша, что теперь ты за этот культ?» А он отвечает: «Ну, обстоятельства меняются, и я меняюсь под них». Я и его брата, Михалкова, водил на приём в Смольный, тоже при Анатолие Собчаке. А Путин тогда ходил по коридору, он мне помог сделать эту встречу.  У меня даже осталась книжечка, подписанная Михалковым для Путина. Путин был тогда таким скромняжкой, но на самом деле всегда был дворовым пацаном. А вот когда летом 1996  Анатолий Собчак проиграл выборы, а у главы его избирательного штаба Владимира Путина сгорела новенькая дача, о которой они с женой Людмилой  мечтали всю жизнь – я подумал, что Путину конец.  Даже думать про него забыл. И вдруг на фестивале боевых искусств на Зимнем стадионе в 1998 смотрю и глазам не верю – подходит  к нам с Витей Минаковым  сам Владимир Путин в модном плаще, итальянских шузах и руки жмёт, как звезда глянцевых журналов. Я рот открыл и ...забыл, что хотел его спросить. Так и не спросил. Теперь вот даже на прямую линию к нему не могу дозвониться 14 лет, пожаловаться на дружков его Момота, Ротенберга и Полтавченко, которые зажали мне зарплату директора «Спортивная Россия» за 2005 год. А книжка с автографом Никиты Михалкова ему теперь не нужна, Михалков ему сам  подпишет , что угодно.