Умственное бесплодие

Валентин Спицин
«Пытаясь построить в своем воображении образ будущей России – образ, возникающий из дня сегодняшнего в соответствии с видимыми и понятными закономерностями, я не нахожу никаких рациональных оснований для оптимизма.

Если все будет происходить «по действующим правилам», то Россия, как мне думается, превратится в задворки мировой истории, в некие колониальные территории, в которых кому-то будет жить очень хорошо, по крайней мере – выгодно, кому-то очень плохо, а кто-то просто не выживет.

Картина сводится к тому, что участь колониальных неразвивающихся территорий уготована России потому, что есть силы, стремящиеся к этому, и нет сил, этому в должной мере препятствующих.

В мире сегодня нет места, страны, способа жизнеустройства, которые можно считать образцами, достойными подражания. Это не значит, что в мире нет более благоприятных в материальном отношении среды и правил обитания. Такие места и такие способы жить имеются.

Говоря об отсутствии образцов для подражания, я имею в виду способ жизнеустройства, лишенный недостатков, присущих действующей парадигме бытия. Такая действующая парадигма содержит в себе множество угроз и мерзостей – от невыносимого социального неравенства и несправедливости как нормы общественного существования до губительного разрушения природы и самого источника жизни на земле. Эта парадигма обусловила безумный алгоритм действий для всех мировых игроков: «Умри ты сегодня, а я – завтра». Так оно и будет, если не родится новый способ жить и развиваться.

Самое слабое звено в «живой системе Россия» – это, конечно, смыслы. Россия, когда еще была Советским Союзом, совершила фатальную ошибку в выборе стратегии развития. Та «органелла», которая исполняла смысловую функцию общества (Политбюро ЦК КПСС и связанные с ним мозговые центры), оказалась по своей интеллектуальной и нравственной силе неадекватной возникшим проблемам, утратила ориентиры собственного развития. Результат – гибель «живой системы СССР».

Остаток этой системы – современная Российская Федерация – за два десятка лет не смогла создать систему выработки стратегий развития. Поразительные по своему невежеству личности упорно толкают страну на те пути, которые ведут к гибели, но по обочинам которых можно по дороге насобирать для себя лично немалый урожай.

Сейчас страна и народ переживают период утраты смыслов и ориентиров, состояние хаоса, на смену которым может прийти либо новый порядок, либо окончательный распад системы на различные компоненты, которые пойдут в дело в других – более жизнеспособных – системах».

Там у него 7 страниц, я вам привел самое основное. Очень умное сочинение. Но, к сожалению, философов у нас никогда не слушали, философы имели право только трактовать обывателю бесконечно мудрые словеса вождя, а если они осмеливались возражать, то их сажали на ржавый пароход и отправляли в открытое море.

Сейчас с «философскими пароходами» проблемы нет, садись на любой и катись на все четыре стороны. Кто помоложе, так и делают. Свобода выбора места жительства – пожалуй, единственное завоевание наше в результате конфуза «развитого социализма».

Жалко только, что с бегством умных растет концентрация глупых. И все труднее становится искать «пути, смыслы и ориентиры». В итоге их за нас ищут «поразительные по своему невежеству личности» из криминальной элиты. И чувствуется, что они, вышедшие из «шубы» покойного коммунизма, уже ничего и не ищут, а просто все более и более скатывают страну в «светлое прошлое».

Вот с утра до ночи показывают «стихийную» манифестацию в Москве состоявшуюся 2 марта, «Марш в защиту детей». Ничего не скажу. Только одна мысль: Если бы каждый из так самозабвенно протестующих против усыновления наших сирот иностранцами, взял по одному сироте, то на ближайшие 20 лет мы забыли бы о беспризорности напрочь. А то желающих попиариться на «любви к детям» миллионы, а беспризорных детей в стране больше чем было после войны.

Ладно, вернемся к путям и ориентирам. Если я не прав, то пусть кинут в меня камень, но главное, я считаю, экономика. Политика только надстройка. Будет нормальная экономика – не будет и «маршей» в защиту чиновничьей хитрозадости.

А в экономике у нас не все так просто, как некоторым хотелось бы считать. Это китайцам легко было совершить кульбит из «маоиндустрии» с горшками для выплавки стали на каждом крестьянском дворе в нормальную индустрию. У них климат необременительный, а у нас затраты на борьбу с нашим мерзкоконтинентальным приполярным климатом превосходят затраты на собственно производство.

В России конкурентоспособно только сырьевое производство, что в просторечьи именуется «трубой». Ну еще частично пищевая промышленность для собственных нужд. А все остальное выгоднее импортировать. Потому у нас практически всё китайское, от компьютеров до гвоздей и кошельков. Вот главная проблема, не дающая нам создать индустрию, обрести свою нишу в экономике глобальной.

А путиномика, сиречь экономика «трубы», может существовать только пока есть что по той трубе качать. А оно не вечно, нефть уже вот-вот кончится, и мы пересядем с авто на телеги. И китайцы нам перестанут присылать кошельки, да и в кошельки скоро складывать будет нечего.

Истошные крики про «мудернизации-инновации» это не больше, чем попытка скроить веселую рожу при никудышной игре. Даже если мы настроим таких же сверхсовременных фабрик, как в «Азиатских тиграх», производство все равно будет выгоднее там, а не здесь.

Конечно, имеются так называемые эндемические производства, работающие на местном сырье, которое возить на переработку за бугор, как это делают с нашей сталью, из которой китайцы делают для нас метизы, не выгодно. Например, производство пищевой продукции типа иргового вина. Но таких эндемиков немного, и для прокормления 140 миллионов человек их не хватит.

Я в свое время ратовал за то, чтобы делать упор на производство электричества из возобновляемых ресурсов. Это могло бы создать благоприятные условия для нашего выживания. Но в России для этого за 10 лет так ничего и не сделано.

«И вянет, как цветок, решимость наша в бесплодье умственного тупика.
И гибнут замыслы с размахом, вначале обещавшие успех
От долгих отлагательств», как говорил принц Гамлет.

Все делают вид, что ничего не происходит, перекладывая решение этой ключевой проблемы на плечи потомков. Даже дискуссии на тему о том, что же все-таки развивать в России, - нет. Сейчас пробовал поискать хотя бы что-нибудь подобное, - ничего.

Власть вообще радуется как ребенок каждому автосборочному предприятию, построенному у нас настрадавшимися от кризиса европейскими автогигантами. А ведь эти производства есть ни что иное, как оптимизация на ввозных пошлинах и еще один способ выкачивания из страны нефтегазовой валюты, только и всего. Не индустрия это, хотя и очень похожа! Эти предприятия закроются как только иссякнет «труба» и у русских не будет денег на покупку всех этих «ситроенов» и «шевроле».

Когда я впервые писал об этом лет 12 назад, я рассчитывал на широкую дискуссию, появление новых идей. Ведь это действительно вопрос жизни и смерти страны, в безумной любви к которой клянется едва ли не каждый! Но нет, тишина как в танке.

Я ничего кроме упомянутого выше не могу предложить. Тут мозгами одного человека не обойтись, нужна обстоятельная дискуссия возможно более неограниченного круга.

А проблема в странах с приполярным климатом возникает не впервые. Шведы вот научились производить особо высококачественную сталь, и на нее сбазировали высокотехнологичное машиностроение, и их экономика стала конкурентоспособной. Норвежцы, хотя у них и "труба" есть, но живут рыболовством, и с ними не может конкурировать никто. Финны делают первоклассную мебель из великолепной русской древесины: если сосед дурак, то грех этим не воспользоваться.

Как видите, все наши собратья по суровому климату решили эту проблему, каждый по-своему. У них, правда, было куда больше времени на решение, а нас время поджимает, нам это приходится решать уже в условиях глобализма. на раскачку времени нет. Надо раскидывать мозгами, а не раскидываться ими.

Неужели уже не осталось ни одного умного человека и патриотизм действительно последнее прибежище негодяя? «Печально я гляжу на наше поколенье»…

Валентин Спицин.