От харизмы до диагноза

Светлана Гойхман
                «Владимир Вольфович, когда ж вы станете нашим президентом?» - нервным надрывом раздавались крики толпы. «Молитесь господа, молитесь» - ответствовал В. Жириновский, протискиваясь сквозь тесный коридор из живых тел в далеком 1998 году. В те времена В. Жириновский еще не успел обрасти слоями шокирующего и уже столь привычного ныне,  предсказуемого, а зачастую нервирующего эпатажа. Тогда В. Жириновский действительно был кем-то новым, заманчивым, многообещающим для народа. Молод, энергичен, полон сил с прекрасным видением светлого будущего всей страны, а главное появление такого лидера было для людей в диковинку. Хотя в сознании старшего поколения и промелькнула тень образа до боли знакомого, глубоко заложенного и прижившегося в недрах генетической памяти персонажа.
                Фрики или если высказываться корректно – харизматичные личности в политике явление не новое, хотя надо признать редкое. На политических подмостках все реже появляются лица обладающие уникальным даром без особых усилий влиять на людской разум, способные подавлять, овладевать им полностью, увлекая за собой. Образцом харизматичного политика исторически служит Юлий Цезарь. Вот и стоило начать в те далекие девяностые молодому, перспективному, подающему надежды В. Жириновскому,  свой политический взлет с «наглого», уверенного девиза: «Тогда был римлянин – сегодня это Я!» и возможно уже сегодня результат его работы был бы иным. Быть может, его слова сделать Россию процветающей уже через десять лет, после того как он будет избран Президентом, звучали бы более убедительно и были бы услышаны большим числом россиян. Но пока мы обратили внимание совсем на другое его высказывание: « - У нас все политические лидеры уходили из жизни в основном через смерть».  Многообещающая перспектива для россиян.   
                Однако говоря о политической уникальности чаще вспоминают людей, чьи имена ассоциируются с тяжелыми мировыми последствиями. И главным злодеем этого списка является Адольф Гитлер. Для всего мира А. Гитлер считается основным организатором Второй мировой войны, а для нашей страны негативный характер этого человека подчеркивается особенно, с удвоенной силой. Хотя сам Гитлер считал, что объявив войну России осуществил мечту европейцев. По его рассуждениям разница между ним и ими была лишь в том, что они струсили, промолчали, тогда как он предпринял попытку. Одни предпринимают действия – другие реагируют на события. Получается А. Гитлер среагировал и есть ли хоть доля истины в его рассуждениях, этого мы не узнаем никогда.
                Достаточно оглянуться на Бенито Муссолини, человека неопрятного избегающего процедур личной гигиены с вечно развязанными шнурками. Нервный, легко возбудимый, зачастую выглядящий жалким, любитель богохульства, тем не менее эти качества не помешали ему в 1919 году организовать фашистскую партию и стать ее главным дуче. А уже в 1922 году прибрать власть над Италией в свои руки. Обладатель диктаторских замашек моментально ввел в стране режим фашистского террора. Его расстреляли в 1945, почти четверть века этот человек управлял страной. Что такого необыкновенного было в этом лидере, коль скоро народ пошел за ним служа верой и правдой, а вскоре был вынужден терпеть его правление под гнетом нескончаемого страха? Два отрицательных лидера так или иначе являлись яркими персонажами обладающие харизмой на политическом олимпе.
                «О чем невозможно говорить, тому следует молчать» - сказал Л. Витгенштейн. Так тому и быть, промолчим и поговорим о политиках одаренных положительным «безумством». О тех, кто очаровывал народ своей безусловной симпатией, авторитет которых долгое время держится на личностном обаянии. И снова возвращаемся в Италию, только теперь уже современную, к Сильвио Берлускони. Личность безусловно эпатажная, чего стоят его шутки граничащие с дерзостью, шокирующие мировую публику, подобно той, что произошла на встрече с монахами из Храма Рождества в Вифлееме, где С. Берлускони рассказал анекдот о Деве Марии. Священнослужители не смогли по достоинству оценить юмор лидера страны, как и большинство его соотечественников. Невысокого роста тиран, но не деспот, носящий в туфлях подкладки зрительно увеличивающие рост, обрел славу коммивояжёра соблазна окунувшегося в вереницу оргий. С. Берлускони этого и не отрицал, просто трактовал это несколько иначе. Не оргии, а общение. Может его честное признание и послужило причиной гипнотической влюбленности жителей Италии? Многие до сих пор надеются и верят - он вернется. Но есть и такие, кто с осуждением вспоминает бывшего лидера, однако их критика звучит не в адрес его политических заслуг, а скорее в отношении нарушения морали и традиционного образа жизни итальянцев. Но не этот ли открытый  вызов обществу изначально положил симпатию миллионам соотечественников, избиравших его не единожды первым человеком страны?
                Еще один довольно успешный итальянский политик и клоун по  совместительству Беппе Грилло, злейший враг С. Берлускони. Он знаменит своим блогом, который считается самым читаемым в Италии и входит в десятку популярных мировых веб-страниц. Телевидение сделало его знаменитым, принеся ему славу. Обозленный на собственную популярность он учредил протестный праздник ненависти под названием «Да пошли вы все…», на который с легкостью собирает сотни тысяч празднующих единомышленников. Итальянцы не исключают того факта, что Б. Грилло вскоре может стать новым лидером страны и тогда у Евросоюза появится возможность поставить к штурвалу клоуна. Чем не эпатаж по-итальянски?         
                Старая добрая Англия - эта страна по праву может гордиться своими политиками. Можно смело вспоминать о Сэре Уинстон Черчилле. Несмотря на массовую любовь англичан, он дважды изгонялся с должности, любил поспать до полудня, в колледже баловался опиумом, каждый вечер выпивал около литра виски. Благодаря его страсти к сигарам, а в день он выкуривал до двадцати сигар одного сорта определенного размера, было положено определение сигарам огромного формата под названием Churchill. Одной из странных привычек было обязательство каждую ночь менять постельное бельё. У. Черчилль считал, что лучше делать новости, чем рассказывать о них, также говорил, что успех приходит только к тому, кто способен двигаться от одной неудачи к другой, не теряя при этом энтузиазма. Был сильным политиком и открыто придерживался «английской расовой теории». «Политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра, через неделю, месяц, год. А потом объяснить почему этого не произошло» - с улыбкой заявлял У. Черчилль. Жаль, его объяснений мы не услышим.
                Еще один политик Великобритании обладающий непомерной харизмой, любимец горожан, мэр Лондона - Борис Джонсон. Обладатель бешенной популярности после последней Олимпиады превратился в кумира, стал идолом и иконой партии консерваторов. Создавая олимпийский шедевр, Б. Джонсон сравнивал здания с государственными зонами отдыха, только с большим экономическим потенциалом. Обещал грекам спасение из финансового краха, выиграв большую часть олимпийского золота, серебра и бронзы. Во время обращения к спортсменам тонко, чисто по-английски намекнул, что не стоит слишком часто заниматься сексом и добавил: « - наша задача воодушевить следующее поколение, а не создать его». Но не только шутками эпатирует публику лондонский мэр. Он выходит в прямой эфир с интервью в домашнем халате, не скрывая курит на глазах у изумленной публики, с удовольствием принимает участие в тестировании автомобилей популярной британской программы «Top Gear», катается в парке по натянутому тросу, застревая на середине и развлекая очевидцев. На работу добирается на велосипеде, его прическа даже в торжественных случаях напоминает строки из песни «вихры враждебные веют над нами». Его внешний вид прямо противоположен профессиональности и образованности, а британцы прочат ему скорейшее восхождение на пост премьер-министра Англии. Конкурентов у Б. Джонсона на сегодняшний день не наблюдается, так что пост самого забавного политика Англии ему гарантирован.
                Франклин Делано Рузвельт - политик с выдержкой, но мало кто знал в то время, что за день он выпивал от восьми до десяти бокалов мартини, беспрерывно курил, имел две жены и советовался с астрологами. Он был первым американским президентом улыбающимся во время фотосъемок. Его улыбка была подобна вызову, ведь то были времена Великой депрессии. В свое время Ф. Рузвельт сказал о диктаторе Сомосе: «Сомоса, быть может, и сукин сын, но это наш сукин сын». Сильный, жесткий одновременно неуверенный и суеверный Ф. Рузвельт будучи больным полиэмелитом вывел Америку из затяжного экономического кризиса. Насколько харизматичным был этот политик известно каждому, достаточно взглянуть на банкноты США, не говоря уж о том, чтобы поинтересоваться у самих американцев об их симпатии.
                Самое время вспомнить ближнего российского соседа, президента Белоруссии Александра Лукашенко. В 1998 году А. Лукашенко отказался от обязательного медицинского обследования, в результате чего такой поступок породил немало сомнений в умах медиков. «Ради сохранения спокойствия в своей стране я готов пожертвовать собственным разумом» - сказал лидер Белоруссии. И таки пожертвовал. Вскоре стали поговаривать о «мозаичной психопатии», заболевании от которого скончался И. Сталин и А. Гитлер. Намекали на «диссоциональное расстройство личности», обвиняли в «низкой толерантности к фрустрации» и «ригридных ответных реакциях». Его высказывания и эпатажное поведение за годы правления только укрепили это мнение, но теперь уже не только представителей медицины. «Почему я должен быть у своего гордого народа какой-то мочалкой?»  - вопрошал А. Лукашенко, и вскоре сам же и ответил: « - Жизненный уровень, который сегодня у белорусского народа по разным причинам ниже колена, еще ниже быть не может».
                Непредсказуемость или очевидность, поведение А. Лукашенко, безусловно, неординарное и влечет ли за собой народ или толкает людей в спины, пока не понять, не разобрать. Но одно уже очевидно после его очередного высказывания: « - Мы эту проблему решили в узком кругу ограниченных людей» - действительно решил проблему своего здоровья, удовлетворив любопытство медиков, хотя и на время.
                Харизматичные политики, без сомнений, явление уникальное, от того и редкое, потому и неудивителен дефицит европейского политического безумства ведущее к процветанию. Впрочем и нашей стране не мешало бы разбавить легион алчных, жаждущих власти политиков добрым, улыбчивым лидером. Когда россияне последний раз были балованы обладателем мистического дара народной симпатии? Когда последний раз были ослеплены любовью, верой, шли на баррикады, лишь быть рядом, лишь бы пропитаться уверенностью, убежденностью в незыблемой стабильности завтрашнего дня? Все правильно, когда был жив Б. Ельцин. Многие сегодня вспоминают Б. Ельцина недобрыми словами, приписывая ему все грехи начиная со времен падения Советского Союза. Не пора ли задуматься о том, что мы подобно итальянцам лицемерим, пеняем на вчерашние грехи, которые ныне свершаем под покровом ночи. Где тот правитель, в какой главе российской истории спрятан царь нашей страны о котором мы бы говорили с гордостью? Угодит ли нам кто-нибудь когда-нибудь? Впрочем и в других странах отношение народа к главам государств аналогично нашему.
Муаммарака Каддафи, ливийского лидера называли «кровавым диктатором», «бешенным псом ближнего Востока», но кем он был в действительности ливийцы узнают лишь по прошествии времени. Однако уже сегодня большинству его соотечественников кажется малой платой каприз М. Каддафи возить с собой бедуинский шатер, верблюдов, находясь под неусыпным оком охраны состоящей из женщин солдат. Уже сейчас многие его соотечественники соглашаются с тем, что М. Каддафи называл себя по праву «братом ливийцев» и «одиноким бедуином». А с чем еще им придется согласиться завтра?
                Политик с высоким интеллектом, волевым устремлением генерировать свои и воспринимать чужие  идеи, человек с безупречной нравственностью, использующий харизматические качества, вот какой лидер необходим современной России уже сейчас. Однако сегодня мы имеем того, кого заслужили вчера.
                «Я верю в честность Президента
                И в неподкупность постовых,
                В заботу банка о клиентах
                В русалок верю, в домовых…»
                Светлана Гойхман.