История моей жизни 8

Валентин Кашлев
      Глава 8

      После окончания войны отца моего перевели на-
чальником механических мастерских Наркомата оборо-
ны в пос. Красково, Московской области. Здесь я окон-
чил 8 класс Малаховской средней школы. Когда мы
переехали в Красково, сразу же встал вопрос о переезде
к нам бабушки Марии. Дело в том, что в 1945 году
весной умер дедушка, Иван Егорович, 
и  бабушка осталась одна. Ей в 65 лет трудно было
 справляться с хозяйством одной.
Но взять её со всем хозяйством – коровой, овцами, сви-
ньями, курами – было невозможно.  Нет ни сараев ни
пастбищ на нашем новом месте  в Красково.  А ликви-
дировать хозяйство полностью – невыгодно. После
войны голодно было. Всё-таки отец поехал за бабуш-
кой на двух трёхосных студебекерах. Всё погрузили,
а корову нам с дядей Николаем, моим крёстным отцом,
пришлось вести пешком от посёлка Сеславино до Крас-
ково.  Шли десять дней. В пути корову приходилось
доить, кормить. Кроме того где-то надо было ночевать.
В попутных сёлах просились на ночлег. Обычно нас
всегда пускали, а рассчитывались мы с хозяевами мо-
локом. В Красково в трёхкомнатной служебной квар-
тире мы жили 9 человек – бабушка, наша семья шес-
теро и дядя Коля с женой. Но они, получив свою долю
от бабушкиного хозяйства, купили небольшой домик
в деревне Грибаново, Истринского района, Московской
области, и переехали туда жить.
      А отец сразу же начал искать работу такую, чтобы
можно было и работать и жить где-то и  содержать
своё домашнее хозяйство – корову, кур, поросёнка 
и т. д. В Красково это было невозможно. Поэтому отец
принял предложение одного своего земляка Гусева,
директора совхоза “Бережки”, Солнечногорского рай-
                25

она, Московской области, поработать в этом совхозе
начальником мехмастерских. Приступив к новой ра-
боте, отец сразу же завоевал авторитет тем, что вос-
становил сломаный, нерабочий трактор ( Фордзон,
кажется). Он на заводе им. Сталина (остались связи
ещё с довоенных лет) сделал для этого трактора
поршни и собрал его. Трактор поехал работать,
а отцу Гусев предложил квартиру в бревенчатом доме-
точке (как хутор) в полутора километрах от посёлка
совхоза в лесу. Нас на первых порах это устраивало.
Пастбищ сколько хочешь, жильё тёплое с печкой, дров
тоже сколько хочешь. Вода – вырытый колодец с оси-
новым срубом, прямо как у бабушки в деревне. Вот
только в школу мне приходилось ходить в Солнечно-
горск за 18 километров. В совхозовском посёлке была
только семилетка, в ней сестра Маша училась. Мне
снимали квартиру в самом Солнечногорске. Наберут
картошки, кое-каких продуктов на неделю, не до жиру
но жить можно.
        В 1946 году родился у нас ещё один мой братик
Женя, самый младший из детей. После его рождения
маме стало трудно управляться с хозяйством – за ма-
лышом ведь уход особый, отвлекает от хозяйственных
работ. Кроме того магазин только в посёлке, школа
далеко, больница не близко. Поэтому отец опять стал
искать более удобное для жизни место. В конце концов
он устроился на военный завод в пос. Нахабино по Риж-
ской дороге в 34 километрах от Москвы. Нас поселили
в засыпном бараке в комнате 30 кв. м. Барак был распо-
ложен на болоте. Весной вода выливалась выше пола
и целый месяц в 1948 году мы ходили в комнате по
мосткам. Только весной этого года отец настелил в
комнате пол повыше и больше воды в комнате не бы-
                26
ло, но в подполье она доходила до пола.
      Для коровы мы с батей построили большой сарай.
В него даже помимо стойла для коровы умещалось до
трёх тонн сена. И кормить где корову летом на травке
были места, но отпускать её одну нельзя – вокруг на-
резаны частные огороды рабочих, живущих в много-
численных бараках, и приходилось постоянно держать
её на привязи или смотреть за ней, пасти.
      Нахабино посёлок военных и весь уклад жизни в
нём диктовался заводом военного назначения. Впос-
ледствии отца, как хорошего специалиста по токарным
станкам, перевели на ремонтно механический завод
(РМЗ), где он работал до конца своей жизни. Умер он
15 мая 1970 года в возрасте 62 лет. Сказалось нервное
напряжение в течение всей его жизни. И детства не
было, И вечная напряжённая работа и постоянные
психологические стрессы  - рос без отца (отец погиб
на германской войне в 1914 году),несправедливое
раскулачивание из-за сверхрьяности новых властей,
глупое исключение из партии за то, что не сумел пере-
воспитать жену, чтоб она в церковь не ходила. Война,
семья, сам седьмой, хозяйство, вредные для здоровья
условия работы на заводе – кузница, паяние резцов,
отравленный воздух в мастерской. Он умер от рака
лёгких.
      В Нахабино я окончил среднюю школу и получил
аттестат зрелости. Вопрос куда идти учиться дальше
у меня не стоял. Этот вопрос давно уже был решён –
только в лесной институт. Мне всегда хотелось рабо-
тать в лесу. Всё детство прошло в тамбовских степях,
а там лес был богатством. Кроме того корову то надо
было кормить, ей сено надо заготавливать. А без коро-
вы не прожить и братьев и сестёр надо ещё вырастить.
Я окончил школу в 1948 году, когда старшей сестре
                27

Маше было 17 лет, брату Славе 10 , сестре Любе 4 года,
а брату Жене только 2 года. Без коровы родителям
их  вырастить и выучить было невозможно.
       Ещё у нас под окном был небольшой, сотки на две,
огородик. На нём мы выращивали овощные культуры,
зелёнку, несколько кустиков чёрной смородины. Пере-
превшего навоза в этот огородик клали много, поэтому
урожаи  были хорошие. А у смородины были такие
крупные ягоды,  никто не верил, что это смоводина.
      Учиться я поступил на лесохозяйственный факуль-
тет Московского Лесотехнического Института. Конкурс
среди выпускников школьников был высоким – 7 чело-
век на место. На первый экзамен (сочинение) приш-
лось ехать босиком. Еле пробрался в метро (босых не
пускали). Мама весь этот день проплакала из-за того,
что  у меня не оказалось никакой обувки. Отец перед
этим купил мне на рынке сапоги “яловые”, а они ока-
зались картонными (так искусно сделаны – не отли-
чить от настоящих). Одел я их,  пошёл дождь, походил
я немного в них, а они размокли и развалились. Ехать
пришлось на экзамен босиком. Отец, конечно, достал
какие-то сандалии и другие экзамены я ездил сдавать
уже в обувке. Но этот эпизод остался у меня в памяти
на всю жизнь.
      Из 20 возможных я набрал на экзаменах 19 баллов
и был принят в число студентов. Помогать мне учить-
ся у родителей больших возможностей не было. Ко-
нечно, мама мне давала на неделю, когда могла по
50, иногда 100 рублей, и плюс стипендия у меня 250 ру-
блей. Для жизни и учёбы мало, надо ведь и питаться и
одеваться. Поэтому, помимо учёбы, я разными спосо-
бами подрабатывал. Ходил даже разгружать вагоны,
но эта работа оказалась мне не по силам. Выручило
                28

меня умение рисовать. Я стал оформлять афиши для
Народного университета. Функционировал у нас в
институте такой. За каждую афишу мне платили по
50 рублей. Стало в материальном плане немного легче.
За эту работу я благодарен сокурснику своему Володе
Чуенкову. Он был секретарём этого университета. Он
и предложил мне работу по написанию афиш. После
окончания института Чуенков В.С. стал впоследствии
доктором наук и всю свою трудовую
жизнь  проработал во Всесоюзном (потом Всерос-
сийском) научно-исследовательском институте лесного
 хозяйства в г. Пушкино, Московской области.
      В каникулярное время я старался выезжать на зара-
ботки. Для студентов лучшим способом подработок
были выезды в экспедиции. Я участвовал в работе
1 прикаспийской экспедиции по проектированию лесо-
полос по реке Терек. Был в Чечне в 1951 году по выяв-
лению зарослей бересклета. Обходил пешком Пионер-
ский лесхоз в пригороде г. Грозный. Видел много пус-
тых домов чеченцев, которых по указу Сталина высели-
ли из Чечни за какую-то их провинность перед совет-
ской властью. Плодов в брошенных садах было море,
но брать их у нас душа не лежала, как-то неловко было,
стыдно чужое брать. Только на участке хозяев, где мы
квартировали, позволяли себе лакомиться фруктами.
Когда работали по Тереку, объедались осетриной,
которую нам давал рыболовецкий колхоз за исполь-
зование нашей экспедиционной машины для подвоза
выловленной рыбы до завода по переработке рыбы.
      В этих экспедициях я был вместе со своей граждан-
ской женой Ириной Александровной Горяниной. Неза-
бываемые и счастливые дни мы там прожили.
                ПРОДОЛЖЕНИЕ (9) СЛЕДУЕТ
             http://proza.ru/2013/03/30/1631                29