Я не жалею ни о чём. XI. Новые краски жизни

Белый Налив
               

                Ах, далеко до неба!
                Губы – близки во мгле.
                - Бог, не суди! – Ты не был
                Женщиной на земле!
                М.Цветаева
               

   Чуть позже я стала работать в городской библиотеке. Это был идеальный вариант для меня. На дворе стоял 1976 год. Я хотела поработать в библиотеке временно, пока не подыщу себе место в школе, однако работа с книгами и читателями захватила меня. Мне поручили проводить читательские конференции, диспуты, читать обзоры литературы в школах и на семинарах, писать аннотации на поступающие книги.
   Но через год  меня всё-таки потянуло в школу, и я устроилась преподавателем. Работа с учениками приносила и радости, и огорчения. Мы были молоды и работали с огоньком. Помимо рутинной работы с учебниками и тетрадями, в памяти яркими эпизодами сохранились автобусные экскурсии и пешие походы. Наверное, самой памятной была экскурсия в Пушкинские Горы и село Михайловское, которые тогда не были за границей, а по расстоянию довольно близки к родной Латгалии. Подобные события дают информационную зарядку мозгу и эмоциональную зарядку душе на многие годы.
   Летом 1977 года нас послали на курсы повышения квалификации в Ригу. Мы не хотели стеснять родителей Андрея и решили снять частное жильё. При содействии подруги детства Инары нам это
удалось, а хозяином квартиры на нынешней улице Стабу (а тогда Энгельса) оказался родственник её мужа.
   Конечно, мы воспользовались предоставленной возможностью окунуться в духовно насыщенную жизнь родной столицы, от которой за три года порядком поотвыкли, а также встретиться со многими однокурсниками. Буквально в двух шагах от нашего временного пристанища находилось знаменитое в советские годы кафе «Стабурагс», где по вечерам в тамошнем ансамбле играл наш однокурсник Сергей. Естественно, что в первый же свободный вечер мы отправились туда.
   За соседним столиком сидели двое мужчин. Они увлечённо общались, но вскоре я заметила, что мужчина лет тридцати семи-сорока, элегантный и очень ухоженный, явно заинтересовался мною. Пока Андрей увлёкся разговором с Сергеем (у музыкантов как раз был очередной перерыв, и они вышли на улицу покурить), из-за этого соседнего столика мне была прислана бутылка шампанского и роза. Придерживаясь правил ресторанного этикета, я приняла подарки и любезно кивнула. Тут музыканты вернулись к своим инструментам, а Андрей снова сел рядом со мной.
   - Откуда это? – спросил он.
   - От неизвестного поклонника, - отшутилась я и увидела, что Андрей нахмурился.
   Тут заиграла музыка, и этот «неизвестный поклонник» пригласил меня на танец. Он представился Олегом и стал уговаривать меня встретиться с ним на его яхте, чтобы совершить прогулку по окрестностям Риги и Юрмалы.
   - А с мужем можно? – спросила я, надеясь на отказ. Но отказа не последовало.
   - У нас собирается неплохая компания, но места хватит всем.
   Я хотела посоветоваться с Андреем, но он опять вышел на улицу с Сергеем. А Олег с другом тем временем ушли совсем, при этом Олег дал мне записку со своими координатами, временем и местом встречи в яхт-клубе. Я загадочно улыбнулась ему, но ничего не пообещала. Закрутить романчик было не в моих принципах, но ни к чему не обязывающий флирт я допускала ради развлечения.
   По дороге домой я заметила, что Андрей явно не в духе.
   - Ты обижаешься на меня? Ты же понимаешь, что он сам пристал. Не могла же я допустить, чтобы там разыгрался скандал? Тем более, что он действовал в рамках приличия.
   - Да? Никаких рамок приличия я не заметил. А твой флирт бросался в глаза.
   - Даже если это и так (но это не так!), ты что ж, до такой степени собственник, что не можешь допустить даже незначительного
фривольного поведения супруги? Не ожидала от тебя! Ты, наверно, немножко перебрал с Сергеем.
   Андрей замолк.
   Дома я пошла в душ, и не успела выйти из него, как была подхвачена на руки Андреем. Он донёс меня до уже расстеленной постели, а на столе красовалась бутылка «Токайского».
   - Я хочу исправить недопонимание, - сказал он. – Выпьем за хороший вечер и нашу любовь!
   - С удовольствием, - сказала я.
   Мы выпили по бокалу нашего любимого венгерского вина, а потом муж потушил свет и жадно припал к моим губам. Ревность сделала его ласки щедрыми и неутомимыми. Он покрывал моё тело поцелуями, шептал, что хочет меня и так же, как и прежде, любит. Я таяла в его объятиях. Пылкость и жар одного партнёра не могли не передаться другому. Мы изобретали всё новые формы ласк, пока наконец я почувствовала, как он вошёл в меня и сразу разжёг костёр внутри. Так продолжалось несколько минут, потом он неожиданно отпрянул от меня и вновь стал осыпать всю меня поцелуями. Внутри меня всё горело, неутолённая жажда требовала насыщения, я извивалась на скомканной простыне.
  Но это был ещё не конец. Андрей оставался на мне, потом откинулся назад и снова губами приник к моему животу. Это окончательно сломило меня. Огонь во мне вспыхнул с новой силой, растекаясь огненной лавой.
   О Боже! Я никогда прежде такого не испытывала! И, когда наслаждение достигло пика, я закричала, раскинув руки, как кричат лебеди, распластав свои крылья по земле. Это был крик насытившегося существа, которое не в силах удержать переполнявшие его восторг, ликование, негу и ещё что-то потаённое, которое тоже вырывается наружу.
   Несколько минут, совершенно обессиленная, но счастливая, я лежала, боясь пошевельнуться и прогнать это ни с чем не сравнимое ощущение соития двух зрелых, любящих друг друга мужчины и женщины. Потом я пошевелилась, осторожно переложила голову заснувшего Андрея на подушку. Он спал, улыбаясь во сне.
    А я не могла заснуть и думала о том, что эта ночь вряд ли пройдёт для меня бесследно, что, скорее всего, забеременею, потому что какое-то особое тепло внутри меня не затухало, что было удивительно и пугающе одновременно.

   Курсы закончились через две недели. Когда мы приехали домой, я заметила, что не могу смотреть на сладкое, хотя всегда была сластёной. Я поняла, что вновь, во второй раз ношу под сердцем ребёнка. Андрею я сказала только тогда, когда побывала у врача и убедилась в этом. Он был счастлив.
   - Ты знаешь, я думаю, он был зачат тогда, в Риге.
   Конечно же он был прав...

   Новая беременность протекала легче, чем в первый раз. Заботливые врачи внимательно наблюдали за её ходом. Рядом был уже не только набравшийся опыта муж, но и мать. Да и условия на работе были не в пример лучше, чем бешеный ритм учёбы в вузе пять лет назад.

   Родить я должна была к 8 Марта, а получилось к мужскому празднику: 22 февраля 1978 года я родила сына. Роды тоже прошли без проблем: сказалось отличие родильного отделения провинциальной больницы от столичного конвейера – заботу и уход не сравнить. Всего лишь 4 дня спустя Андрей вёз меня в такси домой. Нас стало трое!
               
   Сына мы назвали Евгением. Началась обычная суматошная жизнь, связанная с явлением в этот мир нового человека. Больше года вся семья, включая моих родителей, стояла «на ушах», и лишь ясли, куда мы определили годовалого мужичка, немного замедлили взятый темп. Наступило лето 1979 года.
   В августе мы впервые рискнули выехать с полуторагодовалым Женькой в Ригу, чтобы показать его второй бабушке, видевшей внука только на фото. Мать Андрея сильно сдала после смерти мужа, погибшего в рейсе при экстремальных обстоятельствах в январе того же года. Свекровь очень обрадовалась нашему визиту, а постоянно просившийся ей на руки внук стал бальзамом на её душевную рану.
   Мы много гуляли по городу и его окрестностям, показали ребёнку обитателей зоопарка, походили в театры и на концерт знаменитой венгерской рок-группы «Локомотив ГТ», благо у Женьки сложились тёплые отношения с бабой Томой. Но отпуск уже подходил к концу, и пришлось возвращаться на работу.
 
   Приехав домой к обеду, мы уложили ребёнка спать, а сами решили прогуляться к озерцу, расположенному неподалёку от дома. День клонился к вечеру (был один из последних дней августа). Вот они, остатки мостков, по которым я с подругами любила ходить в детстве, погружаясь по колени в воду, срывать кувшинки, наблюдать за головастиками и мелкой рыбёшкой. На миг мне показалось, что я перенеслась в детство...
   Но за долгие годы мостки сгнили и превратились в какое-то деревянное месиво. Пройти по ним было невозможно. Озеро лежало молчаливое и безмятежное. Караси лениво плескались в камышах. День заканчивался сонно и бестревожно, никто никуда не спешил, с трёх сторон озеро обступал лес, и даже солнце словно остановилось на одном месте. В воздухе сновали стрекозы, рисуя золотые невидимые узоры. Над водой с криком пролетела утка. Я с сожалением вздохнула:
   - Ну, пора домой!
   Посвежевшие, мы вернулись, с аппетитом поужинали, искупали сына и, уложив его снова спать, стали готовиться ко сну сами. Было душновато, и мы нараспашку открыли окно в сад. Легли в постель,
но сон не шёл, и Андрей, конечно же, легко нашёл ему замену.
   - Бессовестный! – сказала я мужу, - мы же устали, ведь ещё утром мы были в Риге.
   - Я бессовестный, потому что счастливый, а что касается усталости, то я уже хорошо отдохнул.
   И со всей присущей ему страстью он впился губами в мои губы. Отвечая на его поцелуи, я не сразу поняла, что он уже взял меня и только тогда, когда почувствовала, что внутри меня разгорается пламя, стала своими движениями помогать ему. Стоны              наслаждения перемежались со страстными поцелуями. И, когда наступила кульминация, мы оба оба рухнули на подушку.
   - Спи, - сказала я, когда он отпрянул от меня.
   Я и сама заснула быстро, но проснувшись среди ночи, испытала ни с чем не сравнимую негу наслаждения и закричала от запоздалого оргазма. Не в силах совладать со своим желанием, Андрей нежно взял меня спящую и теперь смотрел на меня лукавым взглядом. Мы приникли друг к другу. Медленно высвобождаясь из плена наслаждения, я услышала, как из-за поднявшегося ветра с яблонь за окном посыпались яблоки: сначала одно, потом, подальше, другое, а потом три, пять, семь, и наконец хлынул яблочный дождь, мягко стуча по влажной траве, а я – последнее яблоко на яблоне и жду, чтобы ветер раскачал меня тоже и вырвал из плена наслаждения. Но вместо этого я всё падаю вниз, вниз, плавно приземляясь и погружаясь в сон.
   Муж никогда ещё не был так захвачен страстью, никогда ещё не находил так много радости в своей любви, а ведь шёл уже восьмой год нашей совместной жизни, из них седьмой в браке. Он понимал, что мы стали зрелыми, а наслаждения в такие времена особенно остры. Он был счастлив и свободен, ведь человек бывает свободен только соотносительно с кем-то. И если это чувство он испытал в виде счастья, то такая свобода – наиприятнейшая в мире.   
   
   Утром мы стали собираться на работу. Я внимательно рассматривала своё отражение в зеркале. Андрей возился с ребёнком и не мог видеть выражения моих глаз. Лишь я одна могла видеть тёмные круги под ними – следы любви, которые я старательно запудривала...