Небесные уроки

Александр Кобзев
Автобуса не было ни в семь – сорок семь, ни в восемь – ноль ноль. Чтобы опоздание было минимальным, быстрее доберусь до офиса напрямую через малолюдный городской парк, где по утрам обычно тренируются любители физкультуры.

Я бежал, пытаясь расслабиться и сосредоточиться на каплях солнечной росы, трусцой — по асфальтированной дорожке, мимо берёз и цветущего шиповника… А я, оказывается, ещё в форме…

Повернув голову налево, я вдруг увидел Романа Агромановича, своего начальника.

На нём, как всегда, был превосходный костюм. Только вёл он себя не совсем естественно. Он ходил по небольшой лужайке и странно двигал руками возле своего лица, будто на флейте играл.

Уж не колдовством ли он занялся? Но его излишне рационалистические взгляды всем известны. Скорее, это грозное предупреждение, как он меня сейчас за опоздание разносить будет.

Я уже готовил фразу, что буду лепетать перед его неумолимым взором. Но понял — оправдываться не придётся.

— Да вот — на крючок попался… — как-то стыдливо лепетал он.

Прозрачная леска, немного провисая, тянулась с неба в левый уголок рта начальника, отчего говорил он несколько косноязычно.

Я понял превосходство своего положения, поэтому дерзнул настаивать на ответе.

— Это реклама во всём виновата! — с жаром заговорил начальник.

На мои настойчивые расспросы он вынужден был признаться:

— Видишь, — он смущенно указал подбородком на обёртку от “Сникерса”. — Позарился на бесплатное…

Я никогда бы не подумал, что он будет поднимать с земли лакомства, и уж тем более немытыми руками толкать их в рот. И бросать мимо урны обёртки от конфет…

— Сам не знаю, как я сумел попасться. На крючок потому и попадаются, что не замечают его, — в страшном раскаянии произнёс начальник.

— Неужели боли не было?

— Боль, естественно, была, когда я уже заглотил крючок.

— Идите быстрее в больницу, пока не поздно.

— Я уже пробовал, леска не даёт. Если куда пойду, то меня сразу подсекут. Вот если бы кто-нибудь помог.

— А если срезать? — я говорил это лишь из чувства долга. На самом деле я был бы не прочь, чтобы начальник был пойман: я был в числе главных претендентов на его высокое место.

— Думаю, крючок устанавливали с расчётом даже на кусачки. Сварщик наверняка бы помог…

Леса, действительно, была совсем не толстой, но весьма упругой — не то полимер, или неизвестный металл. Проволока была почти незаметной, я даже порадовался, что попался именно мой начальник — не я ли сейчас был бы на его месте, пройди он мимо приманки?

— Когда первый раз я увидел “Чупа-чупс”, то даже не обратил на него внимания — воспитание сказывается. На второй раз был “Эм энд Эмс”, и я уже заинтересовался. А на третий — не выдержал. Знаешь, и реклама сработала, и какое-то глупое желание бесплатного сыра покушать. И вот результат. А телефон, как назло, оставил в кабинете.

— Так я звоню в скорую? Потерпи немного. (Ах! Я дерзнул обратиться к нему на “ты”!)

— Хорошо бы, но как только они повезут меня на машине, леска натянется и меня подсекут — вместе с машиной! Так из-за меня другие люди пострадают. Представляешь, улов: я, водитель, фельдшер, да ещё машина в придачу. И всё это будет держаться на моём нутре.

— В крайнем случае можно замотать проволоку за какой-нибудь штырь в машине. Чтобы больно не было, когда подсекать начнут.

— Исключено. Не хватало, чтобы из-за моей глупости люди страдали…

Я чуть не заплакал от умиления — надо же: сам на волосок от смерти, а о людях думает, государственные машины жалеет.

Роман Агроманович продолжал:

— Скорую-то вызывай. Но прежде — бригаду слесарей. Только не с нашего завода — сам понимаешь, как потом смеяться будут. Да и ты молчи… пожалуйста. Век не забуду — первым замом будешь. А пойду на пенсию — похлопочу о тебе. Звони!

— МЧС? Вы не могли бы приехать… случай тут странный весьма… Человек на удочку попался… Откуда-откуда? — с неба… Ничего не знаю — с неба спустилась… Нет, не розыгрыш… Сами увидите. — Я ещё раз запрокинул голову вверх, чтобы рассмотреть, откуда леса тянется. Чистейшее, без единого облачка, небо наверняка не прятало в вышине дирижабля. — Представляете, городской парк, синее небо, и леска откуда-то спускается… Да не розыгрыш! Сами всё увидите.

Я поделился неожиданной идеей с директором:

— Так, может, это даже хорошо. Раз — и сразу на Небо?

— Э-э… там другое Небо. А это небо, как говорят, наоборот пристанище духов злобы поднебесной. Эх, глупец: всё у меня есть, а туда же — не выдержал дьявольского искушения. Говорят, что дьявол настойчиво закидывает разные удочки, чтобы заполучить человека. Говорят, он предлагает двадцать лакомств. А я на третьей же приманке попался. — Роман Агроманович языком ловко перекинул лесу из левого уголка рта в правый. — Эх, наверное я сделал что-то не так, или живу не по правилам… Знаю! Это сосед наколдовал — мерзенький такой мужичонка. Давно подозревал, что он магией чёрной-то промышляет… Я тебе случай расскажу — сразу всё поймёшь…

Но в это время мы услышали звук сирены: это приехала машина МЧС.

— Кого спасать? — отчеканил бравый командир.

— Вот смотрите… — начал было Роман Агроманович, — крючок, прямо с небес, а я, как идиот… — но, побледнев, он вдруг замолчал. Потом прошептал: — Ничего нет… будто и не было… Только сердце сжимается от тревоги. Может, привиделось… Знаете, болезнь такая есть, мнительность называется.

— Морочите нам голову.

— Не беспокойтесь, я все расходы и беспокойства компенсирую… только сердиться не нужно.

— Да ладно уж… Распишитесь здесь.

— Век буду помнить. Я дир…[ектор во-он того завода]… — но вовремя спохватился — зачем делать себе такую дурную славу. — Я дир… дирижабль увидел, а с него что-то упало… — И он начал как-то украдкой — чтобы я не увидел достоинство купюр — элегантно, как фокусник, вкладывать в карман спасателя деньги.

— Вам скорую помощь вызвать? Психиатрическую? — отстранил руку моего начальника спасатель.


Когда машина отъехала на приличное расстояние, Роман Агроманович с нелепой улыбкой, переходящей в ухмылку, говорил о всяких пустяках, лишь бы не вспоминать об обещанных премиях и должностях.

Потом его голос стал серьёзным:

— Я благодарен небу за урок. Теперь уж я умным буду.

Я знаю, что завтра начальник будет вести себя высокомерно, будто ничего не произошло. И обещание высоких должностей и сверхдоходов — ложь. Но я стерплю. Зато в следующий раз, когда он будет сидеть на крючке, возможно, я пройду мимо… Или милосердие возьмёт верх, и я прощу всё, как прощаю всегда, и буду ему благодарен за мизерную зарплату, как всегда…

А то и сам на крючок попадусь… Специально заглочу! Без всякой приманки! Да ещё волшебную лесу дёрну посильнее, чтобы там, наверху, у духов злобы поднебесной, всё зазвенело!


Но на крючок попался не я, а мой начальник Роман Агроманович. По крайней мере, через неделю его уже никто больше не видел.

Поговаривают, правда, что он, скрываясь от следствия, тайком перебрался на Канары. Или купил остров в Индийском океане.

Но добрые люди знают, что он, оставив лишь самое необходимое сыновьям и раздав все излишества по детским домам и больницам, просто пошёл бродить по матушке-России, останавливаясь на пути в разорённых колхозах и домах престарелых, где берётся выполнять самую грязную и тяжёлую работу.

Кто-то видел его в небольшом монастыре в старом монашеском подряснике.

А я? — Стал начальником завода, потом начальником управления, после — министром. И почти забыл о небесных приманках… до поры?…