История моей жизни 5

Валентин Кашлев
    Глава 5

     Я лично пас контрактованных телят, то есть собран-
ных у колхозников из личного подворья. Их надо было
вырастить  сдать осенью для нужд фронта. Подробно
об этом можно прочитать в моём рассказе”Я, дед Егор
и стадо”, опубликованном в сервере ПРОЗА.РУ. Трудное
было время.
      Зимой мы с Машей ходили в школу пешком. Я уже
говорил, что мы ходили в разные деревни, не вместе.
Она в село Ивановка в 3 километрах от нашего посёлка
на северо-восток, а я в село Спасское в 3 километрах от
нашего посёлка на юго-запад. Все деревенские ребята
старались ходить в школу и обратно гурьбой. Поот-
дельности ходить было страшновато, боялись волков.
Постоянно слышали рассказы, что волки раэорвали то
учительницу, то старушку с ребёнком. Дома в избе
уроки приходилось делать при коптюшке, писать на
старых газетах. Учебников не хватало, поэтому иногда
ребята договаривались какие-то уроки делать в школе
после уроков. Что интересно – сестре Маше пришлось
учиться в доме, принадлежащем когда-то нашим ро-
дителям и отобранном при раскулачивании. Вот такая
судьба – пригодился нам наш дом, как школа.
       Для полноты картины деревенской жизни попро-
бую описать сельский уклад жизни сеславинцев –
устройство дворов, личное хозяйство, колхозное житьё
бытьё. Я не могу описать хуторское хозяйство точно.
Но по рассказам родителей оно было образцовым,
по современному – средняя ферма. Занимались в основ-
ном мясным скотоводством, продавали сельхозпродук-
ты, мясо, масло. Возили в близлежащие посёлки, города
вплоть до Москвы. Во время коллективизации хутор
был практически разграблен и к 1936 году от него ни-
                13

чего не осталось. Даже пруд был спущен, так как раз-
рушили дамбу – запруду, позволяющую собирать
воду с обширной лощины. Всё прахом пошло.
      А колхоз складывался вяло, хозяйство никак не
поднималось. Бывало бригадир еле соберёт по посёлку
колхозников на работу часам к 9, а в 12 они на обед
уходят или на обеденную дойку своих коров. Какая
тут производительность труда? Раньше каждый в
своём хозяйстве с петухами вставал и работал день
и ночь, а в колхозе из-под палки и, как говорили, за
палки, то есть за трудодни, за которые, считали кол-
хозники, ничего не давали или давали мало.
      В первое время, когда лошадей обобществили,
каждый хозяин бегал на колхозную  конюшню глядеть
 за своей скотинкой. Деда моего, Ивана Егоровича
Козлова, как бывшего кавалериста, конюхом постави-
ли. Лошадей было около сорока. Конюшня была сде-
лана  на скорую руку из ивовых плетней. Сена заго-
тавливали всегда маловато, овса тоже не вдоволь.
Так дед из дома носил сено вязанками,  своей Рыжухе.
А Рыжуха при удобном случае убегала с колхозного
двора и приходила домой. Видно никак не могла
лошадка понять, что это за эксперименты люди дела-
ют и её из дома в какое-то конюшее общежитие прог-
нали  без всяки удобств, что дома есть. Дед отводил
её обратно на колхозный двор, а когда уходил, Рыжуха
громко ржала, выражая очевидно своё лошадиное
неудовольствие. А дед шёл и про себя костерил всех
 ЭТИХ умников, кто всё это придумал. О лошадной
жизни моих деда с бабушкой можно прочитать в моём
рассказе “Рыжуха”, опубликованном в ПРОЗА.РУ.
      Жили крестьяне и после коллективизации в основ-

                14

ном за счёт своих земельных наделов, личного домаш-
него скота, практически натуральным хозяйством.
Дед постоянно достраивал своё дворовое хозяйство,
хлева, сеновалы, навесы для сельхозинвентаря, хибар-
ки для хранения зерна и использования как кладовки.
Строительный материал – плетни из ивовых прутьев,
соломенная резка и глина, перемешанная с коровьим
навозом для обмазки. Ивовых прутьев и хвороста было
много. Посёлок располагался возле длинной, версты
на полторы и широкой лощины, заросшей кустарни=
ковой ивой. А в полукилометре от посёлка на юг был
распадок из трёх таких лощин, сходящихся в одну точ-
ку. Если сверху посмотреть, с высоты птичьего полёта,
эти лощины образовывали как бы куриную лапу. Поэ-
тому место это так и называлось – Курья лапа. Оно
сплошь заросло кустарниковой ивой. Так что строй-
материала для деревенского строительства было мно-
го, строй не ленись. Но строили не все. Кто строил, а
кто-то на что-то надеялся, как-то по другому устроить-
ся. Иван Егорович, дед мой ни на что  и ни на кого не
надеялся устраивал свою деревенскую жизнь трудом.
Они с бабушкой и с помощью детей своих, конечно,
к 1941 году имели крепкое хозяйство, позволяющее им
жить пусть не богато, но в достатке.

            ПРОДОЛЖЕНИЕ (6) СЛЕДУЕТ
http://proza.ru/2013/02/24/807

               
                15