Кубанский Чеченец

Николай Тернавский
                Кубанский Чеченец

Вчера, 22 февраля, в Краснодаре прошла конференция «Научное наследие Федора Андреевича Щербины и современность», а по-другому «13-е Щербиновские чтения». Эта конференция сама по себе  событие значимое для исторической науки Кубани, которая, увы, переживает далеко не лучшие свои времена. Конференция, собирающая в стенах ИМСИТа (Академии маркетинга и социально-информационных технологий) известных историков, писателей, студентов-любителей истории Кубани и казачества, была учреждена первым ректором  помянутой Академии, чеченцем по национальности Султаном Нохаевичем Якаевым и впервые  прошла без участия ее основателя. 26 января Султан Нохаевич ушел из жизни, Новость эту я воспринял как утрату близкого и родного человека.
В 1992-м я купил книгу «Одиссея казачьих регалий», в которой обстоятельно описывалась судьба регалий Кубанского казачьего войска за рубежом. Поразила фамилия Якаев. Поинтересовался у краеведов, те сказали: «Да вот, чеченец, интересуется историей казачества, Кубанью, пишет очень добротно». Лично познакомиться и пообщаться с ним мне довелось лишь в начале 2000-х, когда он согласился дать отзыв на мою диссертацию. В нем поразила начитанность, жажда знаний, глубокий и бескорыстный интерес к творчеству кубанского историка. Мы проговорили с ним около часа. По его просьбе я прихватил с собой сборник с зарубежными статьями «кубанского дида», несколько его поздних фотографий, он тут же передал секретарю, чтобы та сделала ксерокопии, полюбопытствовал что у меня еще есть из наследия писателя. По всему было видно, что этот интерес  у него не просто дань временному увлечению. Угадав мучивший меня вопрос, Султан Нохаевич сказал поразившие меня слова: «Я чеченец, это так, но когда оказался на Кубани, то сказал себе, что должен знать историю  народа, среди которого живу. Щербина  мне очень помог, он для меня очень много значит, и я ему многим благодарен».
Родился Султан Нохаевич Якаев в Урус-Мартане в 1939 г. в большой семье шестым ребенком. В 1944 г. оказался как и многие чеченские семьи в Казахстане. В школе он был прилежным учеником, отличником. Пытался поступить в престижный московский вуз на режиссерский факультет, но по счастливой для кубанской истории случайности не поступил, а стал историком. С.Н. Якаев защитил докторскую диссертацию по истории, многие годы преподавал в краснодарских вузах – КГАУ, КубГУ, КубГТУ, КГУКИ. В 1994 г. основал и возглавил созданный им ИМСИТ. В 1999 г. С.Н. Якаев был удостоен звания «Заслуженный деятель науки Кубани».
26 января 2013 г. ушел из жизни этот удивительный человек, вписавший свое имя в историческую науку Кубани. С.Н. Якаев является автором более 120 научных публикаций; наиболее значимыми из которых являются  монографии: «Одиссея казачьих регалий» (1992), «Вклад кубанцев в победу над фашизмом» (1996), «Страницы истории кубанского казачества» (1999), «Ф.А. Щербина. Страницы жизни и творчества» (2000).
Н.А. Тернавский