Неспетые песни о трюках

Николай Ник Ващилин
 Многие фильмы начинались, как счастливый случай, а заканчивались ничем. Одним воспоминанием. Но это тоже не мало.
   Совесть не позволяет мне считать каскадёром в фильмах «Неуловимые мстители» , которые снимались в Ново-Михайловке в 1965 году, а мы со сборной СССР по дзюдо были там на оздоровительном сборе и ходили подурачится на съёмочной площадке. А в 1970 мой московский дружок по секции самбо Ваня  Царёв и Толя Трофимов зазавали меня на съёки погони за Остапом Бендером в фильме «Двенадцать стульев» Леонида Гайдая в город Кострому.
       Горький осадок оставили у меня два фильма. «Объяснение в любви» Ильи Авербаха и «Летняя поездка к морю» Семёна Арановича. Они оба были, как мне казалось, моими друзьями, приходили ко мне в гости с Осей Бродским и Пашей Халфинн, пили чай, водку и слушали «Битлз».Я рассчитывал получить от них контракт на постановку трюков.  Но когда случился раскол с Массарским и он набрал себе новую команду  из Димы Шулькина, Вадима Андреева, Иогря Гиршова, Вани Ганжи, Володи Кодинцева  и забрал обе эти картины, я понял, что дружба дружбой , а «дело врачей» живёт и побеждает. И,несмотря на то, что у Авербаха никаких трюков не было, а у Арановича  Массарский чуть не утопил Андреева при погружении подводной лодки, всеми трюковыми делами на Ленфильме  заправлял он. Получить работу на постановку трюков  в обход него было не возможно.  Его дружеские связи на Мосфильме с Аркадием Блинковым закрывали эту перспективу и там. Спас меня Андрон Кончаловский, который нахлебался дел с Массарским на «Романсе о влюблённых» ,когда тот при съёмке цунами чуть не убил падающим бревном ребёнка на руках у Романа Громадского и предпочёл иметь дело со  мной. После «Сибириады»  ворота в большой кинематограф для меня распахнулись настеж.

   Андрей Тарковский пригласил меня поставить драку в его фильме "Сталкер"..Сам живо участвовоал в создании потасовки ...Но драку в фильм не включил...В 1968 году неизвестные трюкачи из "Бриллиантовой мафии" /неуловимые мстители/ украли из номера гостиницы А.Михалкова-Кончаловского старинные бриллианты его мамы, которые он взял на съёмки без её спроса.....Думаю, что с тех пор предпочтение в постановке трюков мосфильмовские режиссёры отдавали мне,питерскому ...аспиранту ЛНИИФК и преподавателю ЛГИТМиКа .....,проявившему себя с хорошей стороны на съёмках "Легенда о Тиле" в Юрмале в 1974 году....
   Потом были рекмендации на "Романс о влюблённых","Сталкер","Они сражались за Родину","Сибириаду"..."Д*Артаньян и три мушкетёра","Шерлок Холмс","Красные колокола","Ленин в Париже"Сергея Юткевича,"Пушкин" Марлена Хуциева,"Божественная Анна" Эмиля Лотяну.........))) Правда, я относил это на счёт своей гениальности постановщика трюков.......)))) Сцены постановки драки в фильме "Сталкер" не вошедшие в окончательный монтаж и драка и пожар нефтяной вышки в фильме "Сибириада"....

  Но гонорар, с громким скрипом Андрея Тарковского, я получил....100 советских рубликов....+ 2р 50 коп. суточные за 6 дней = 15 рубликов....пребывания в г.Таллин...Видимо директор картины Демидова сжалилась надо мной,помятуя о моей работе с ней на "Романсе о влюблённых".
  Весной 1977 года в павильоне Мосфильма начали снимать "Сталкер" по сценарию, в котором Сталкер был бандитом...и  характер драки  его с профессором и писателем перед комнатой Исполнения желаний был задан мне Андреем Тарковским , как жёсткий и безжалостный....Я показал ему драку бандита /урки/ похожую на ту, что ставил в "Калине красной" для Василия Шукшина в 1973....Ужимки, пугания ножом...Но во втором варианте сценария, после остановки съёмок и разгона части киногруппы ,Сталкер стал у Тарковского юродивым...и я предложил, чтобы он останавливал дерущихся профессора и писателя и вешался у них на руках,позволяя не умышленно пропускать им удары друг друга...Так ,однажды , мой дружок держал мне руки из доброты, а враги раскровили мне в это время моё лицо....Но на съёмки в Таллин я выехать не смог /в те времена трудно было овободиться от работы /и Андрей Тарковский скроил всё сам...
   Расцвет моего таланта и удачи пришлись на 1980 годы, когда я успешно поработал на фильмах «Д*Артаньян и три мушкетёра», 1978, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1979, «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», 1979, «Ленин в Париже», 1981, «Красные колокола», 1982 и «Остров сокровищ», 1982,"Божественная Анна" Эмиля Лотяну, "Пушкин" Марлена хуциева,который после долгой пролонгации так и не запустился...А жаль. Там я поставил падение на гололёде гусарского полка ,который спешил подавить восстание декабристов на Сенатской площади, возле Адмиралтейства весь полк распластался на льду....
  Фамилии этих режиссёров, доверивших мне прикоснуться к их шедеврам, могли бы убедить любую комиссию ЦК КПСС в моей благонадёжности. Тем не менее лживого письма в Обком КПСС города Ленинграда от друзей Вовы Путина по секции самбо и моих конкурентов по трюковым съёмкам, включая и моего любимого тренера,о том, что я являюсь теневым главарём банды чемпиона Европы по дзюдо ,змс СССР Сергея Суслина,ученика А.С.Массарского в трюках ,грабежах поездов и борьбе самбо и дзюдо, осуждённого на девять лет в 1981 году за грабежи и убийства со всей бандой в 20 человек спортсменов,  стало достаточно, чтобы отказать мне в выезде в Париж на стажировку к Жану-Полю Бельмондо и Реми Жульену. То ли судьба, то ли бесовские тёмные силы помешали мне вслед за этим провалом осуществить ряд грандиозных планов.

  "Свой среди чужих, чужой среди своих"......Это в полной мере относится и к моей судьбе. Но тогда,осенью 1973 года, я так не думал. Меня принял на работу по совместительству с учёбой в очной аспиратуре ЛНИИФКа  профессор Василий Васильевич Меркурьев и Ирина Всеволодовна Мейерхольд на свой курс актёров Чечено-Ингушской студии, чтобы я преподавал им биомеханику Мейерхольда. Я много рассказывал им про свою работу в кино в качестве каскадёра и они соблазнили меня слетать с ними к ним домой в Грозный на выходные денёчки,где свой первый фильм снимал Никита Михалков. Я привёз туда своих студентов ЛГИТМиКа  курса профессора В.В.Меркурьева - ребят из Чечни /Чечено-Ингушская студия/ .....именно о них говорит в статье о съёмках этого фильма Александр Адабашьян и Никита Михалков, как они тихо и спокойно догнали поезд на лошади и перешли с неё в вагон  и обратно... Выпуск ЛГИТМиК 1978 . Точно помню там были Боганд Магомадов, Вахидов Б.М.,Гайсанов С.А.,Наурбиев В.Х.Тумгоев Т.И.,Чахкиев И.А. ..Я сам скромно снялся в массовке пассажиров поезда.....Тогда в Грозном висели объявления о приёме на работу в массовке желающих жителей города ...плата 3 рубля. Чечены подумали, что заплатив свои 3 рубля они навеки запечатлеют свой образ в кино и валили валом записываться....Тем,кто приходил со своей лошадью расценку повышали...Потом.когда чеченцы не нашли своих лиц на экране и пожаловались прокурору, посадили в тюрьму администратора Шапиро /отсидел в тюрьме 6 лет,сейчас проживает в Америке, источник - Н.Михалков,Новая волна,День кино, Сочи,2016 / за то, что он собрал с граждан деньги, а не выплатил им зарплату за работу в массовке....Михалков об этом не мог не знать, но администратора не выручил и вину на себя не взял... 
НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ , НАПРИМЕР , РАССКАЗАЛ О-ТОМ публично в Сочи перед зрителями и телезрителями «Новой волны» /день кино/ в 2015 году  ...

... как чудом ему удалось избежать тюрьмы после съемок фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих". История эта давно была известная в узких кругах - говорили, что Михалкова обвинили во взяточничестве, и спас его от тюрьмы отец. И вот, стали известны детали происшедшего. "На самом деле история смешная. У меня на картине был администратор Шапиро, который занимался массовкой. А массовка оплачивается - 10 рублей тому, кто пришел сниматься с лошадью, 5 рублей - кто пешком. Для съемок надо было предоставить еще паспорт. И вот люди пошли, давали паспорта, где были вложены деньги. И так он собрал с массовки денег, вместо того, чтобы им заплатить. А для Кавказа это нормальное дело - что за работу надо платить. Так что этот Шапиро не только денег сэкономил в фонд заработной платы, но еще и заработал. Все закончилось бы неплохо, если бы он меня предупредил и поделился (смеется). Но он не предупредил и не поделился. И, когда картина вышла на экраны, на меня подали в суд. Потому что когда я монтировал картину, то кого-то вырезал, что бывает. И вот начали приходить письма - мол, я 10 дней снимался, заплатил 100 рублей, а меня совсем не осталось в фильме! Шапиро пришлось уехать в Америку - не знаю, собирает он с массовки деньги или нет местной. Но я из-за него чуть не угодил".

Вспоминает участник съёмок из города Грозный Телар Гюрой   «Как режиссер первый фильм "Свой среди чужих..." Никита Михалков снимал в
горах Кавказа. Массовка там была что надо - многие при оружии и лошадях,
и сниматься всем аборигенам дюже нравилось. Несколько десятков человек
среди них режиссер решил оформить как положено, официально, и
предупредил их, чтоб приходили на следующий день с паспортами; объявил и
гонорар - с лошадью 10 руб, без коня - 5.
На следующий день желающих собралось видимо-невидимо. Михалков, вникнув
в ситуацию, решил никого не обижать и допускать к съемкам абсолютно
всех. Тем более что каждый пеший горец вложил в паспорт 5 рублей, а
каждый конный джигит - 10.»

ИсточЮрий Богатырёв, впервые севший в седло, делал все трюки сам. Отказался от дублёров и Александр Кайдановский. И уж совсем немыслимо головокружительные трюки были у Константина Райкина, сыгравшего роль татарина Каюма (по сценарию он был казахом).

В середине октября группа снимала эпизод, в котором Каюм пытается сбросить Шилова с обрыва в реку, но в итоге сам оказывается в ней. Райкину надо было упасть с двенадцатиметровой скалы в бурный водоворот. Этот эпизод сняли с первого дубля. Температура воды в реке Аргун — три градуса, глубина — метра два. К счастью, обошлось без травм.

Не менее сложными были съёмки эпизода «На плоту»: на нём Богатырёв, Райкин и Кайдановский пытаются догнать сбежавшего с золотом атамана — Михалкова. Течение реки — 12 метров в секунду, и удержаться на плоту было крайне сложно. Поэтому в особо рискованных сценах снимались дублёры.

В начале ноября 1973 года в Чечне внезапно испортилась погода и выпал обильный снег. Снимать в таких условиях стало невозможно, и натуру доснимали в окрестностях Баку.

Это был ещё и фильм-дебют ряда актёров: Юрия Богатырёва, Сергея Шакурова. По-новому открылось дарование Александра Кайдановского. Впервые был замечен артист Александр Калягин, которого Михалков знал ещё по театральному училищу. Вы как-то говорили, что сниматься в своих картинах вас заставляли обстоятельства: актер то заболеет, то в запой уйдет. А на роль атамана Брылова тоже планировался другой актер?

— Нет, Брылова мы писали для меня. Я хотел все сразу: и снимать, и играть, и на лошади скакать. Брылова я даже не играл, это все пропелось, просвистелось. Мы очень легко снимали эту картину. Не было нажима, напряжения, страшных судорог, что очень любят многие режиссеры, знаменитые и скандальные, эпатирующие общество. Было тяжело физически, но мы не замечали этих трудностей, не останавливались, не зацикливались на них, просто перескакивали. Хотя столько проблем было. Чего стоит сцена ночного ограбления поезда. Отсняли, а потом оказалось, что все брак, пленку как будто ножницами поцарапали. Переснимали потом в Баку. А основная часть съемок прошла под Грозным, в Чечено-Ингушетии. Сегодня представить это невозможно. Все знакомые места разрушены, сожжены. А тогда мы там гуляли, выпивали. Оружие, лошади, скачки по горным дорогам…

— Трюки сами выполняли? Не боялись?

— Ничего не боялись. Я /Никита Михалков про себя/ там по склонам кувыркался, Райкин с Богатыревым прыгали со скалы в горную речку… Понимаете, глубину горной реки невозможно измерить — шест сносит течением. Мы опускали железную рельсу, проверяли, глубоко или нет. Показалось глубоко, а оказалось, рельсу просто сносило. Мы шли на опасность, не зная, что это опасность. И фильм весь на этом построен. Никто, например, не заметил, что сцена расстрела предателя вообще взята из кинопроб. Не помню, что случилось и почему я взял кусок кинопроб. Актер там сначала в одной рубашке, через минуту в другой, там с бородой, там без… Но все так замешано, все пролетает, до сих пор на это никто не обратил внимания. Какие-то трюки каскадеры выполняли. С ними, кстати, смешная история получилась. В обеденный перерыв группа каскадеров обсуждала сцену ограбления поезда: как надо прыгать на поезд, с какой скоростью он должен идти, как лошади должны скакать. И все это долго, обстоятельно. А моя «банда» состояла вся из местных. Не знаю, остался в живых сейчас кто-нибудь из них или нет… Там был молодой такой красавец с пышными усами. Услышал он разговор, вскочил на коня, догнал поезд, который шел в депо «на обед». Прыгнул с седла на поезд, потом обратно прыгнул в седло и, усмехаясь, — вернулся на место. Каскадеров это подкосило абсолютно. У меня много местных снималось. Отчаянные ребята. Приходят спрашивают: «Оружие вы будете давать, или нам свое принести?» Построили мы массовку, рассчитали на первый-второй. Сказали: первые — пассажиры ограбленного поезда, вторые — разбойники. Чеченцы все из первых ушли в разбойники. Сказали: «Меня грабить? Вы что?» Для них это было оскорбительно.


А вот ещё один рассказ о тех съёмках  фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"

История съемок фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». «Чуждый» фильм
Опубликовано 27 Ноябрь, 2012
13


В 1974 году на экраны страны вышел первый фильм Михалкова-режиссера «Свой среди чужих, чужой среди своих». Картина была снята по сценарию Эдуарда Володарского и стала блестящим образцом вестерна, лихо закрученной интриги и, главное, гимном настоящей мужской дружбе

Золотой сюжет

Историю, лежащую в основе картины, сценарист Эдуард Володарский вычитал в газете. Это был самый обычный рассказ об эшелоне с золотом, собранным чекистами для благих целей. Потом эшелон захватили белые, затем снова красные… «Золотой» сюжет понравился автору будущего фильма. Он написал сценарий, который назвал «Полмиллиона вплавь, пешком и волоком». Окончательный вариант названия родился во время беседы Михалкова и Володарского в одном из московских ресторанов. В первоначальный сценарий коллеги заключили почти все, что знали о Гражданской войне. Но кто-то им сказал, что в этом случае фильм превратится в банальность, поскольку время, овеянное легендой, экранизировали к каждой годовщине Октября. Вот тогда сценаристы стали искать новые драматические ходы, которые не использовались ранее в советском кино. За это потом и получили килограммы упреков и восхищений. Фильм сняли за два месяца. Съемки проходили в Чечне и Баку.

В фильме, как мы помним, снимались почти исключительно мужчины, в сценарии была прописана только одна относительно большая женская роль – ординарец Лешка, которого играла девочка. В других случаях женщины лишь мелькали на экране (в том числе и жена Михалкова Татьяна, которая появляется в грезах Брылова). В мужских ролях снялись Анатолий Солоницын (Сарычев), Юрий Богатырев (Егор Шилов), Сергей Шакуров (Забелин), Александр Пороховщиков (Кунгуров), Николай Пастухов (Липягин), Александр Кайдановский (ротмистр Лемке), Константин Райкин (Каюм), Никита Михалков (есаул Брылов).





Претензии ОБХСС

Съемки фильма начались с павильонных эпизодов: снимали сцены «в губкоме». А в середине августа группа выехала в Грозный. Съемки в Чечне только начались, как вдруг – ЧП. Из-за ротозейства администраторов картины погиб один из маляров. В тот роковой день он позволил себе выпить лишнего и самостоятельно передвигаться не мог. Но вместо того чтобы освободить его от работы, администратор приказал погрузить маляра в автобус и отправить на съемочную площадку: дескать, по дороге проспится. А в салоне автобуса находились канистры с бензином, пакля, мешковина и ветошь для протирки объективов. По дороге пьяный маляр решил закурить и… погиб в огне.

В это же время на Михалкова едва не завели уголовное дело по обвинению во взяточничестве. Киношникам срочно потребовалась массовка. И администратор группы пригласил местных жителей. При этом объявил: «Приходите с паспортом, конный – десять рублей в день, пеший – пять». Он имел в виду гонорар за съемку, но крестьяне, воспитанные в традициях местного менталитета, решили, что речь идет о взятках за право на участие в съемке. И вложили в паспорта – кто десятку, кто пятерку. В результате режиссер только благодаря отцу сумел отбиться от претензий ОБХСС.



«Пограничник Карацупа»

В сентябре съемки фильма продолжились. Снимали эпизоды ограбления поезда бандой Брылова, встречу Шилова с бандой и др. В свободное от съемок время актеры занимались кто чем. Например, Кайдановский, будучи заядлым книгочеем, не вылезал из букинистических магазинов. А Пороховщиков с Солоницыным повадились ходить на базар, где первый покупал фаршированные баклажаны, а второй в соседнем магазине две бутылки «коньячного напитка» (более благородных напитков там не было) – «норму» выпивки и закуски на двоих. Иной раз после вылазок в город актеры так «уставали», что сил возвращаться в гостиницу уже не было, и они засыпали прямо на базаре, устроившись на каких-то циновках…

– У нас в фильме снимался баран, – вспоминает сценарист и режиссер Александр Адабашьян. – Его из всего стада вычислил Саша Кайдановский. Ему понравилось, что баран, когда ему накидывали веревку, «брал» след, как собака. В свободное время Саша одалживал у кого-нибудь винтовку и в своем мундирчике белогвардейского поручика Лемке бегал с бараном на поводке по всей съемочной площадке, как великий пограничник Карацупа.

Отчаянные ребята

– Вспоминается и такой случай, – продолжает Адабашьян. – Как-то в обеденный перерыв группа каскадеров обсуждала сцену ограбления поезда: как надо прыгать на поезд, с какой скоростью он должен идти, как лошади должны скакать. И все это долго, обстоятельно. А в сторонке стояла «банда», состоявшая вся из местных. Не знаю, остался в живых сейчас кто-нибудь из них или нет… Там был молодой такой красавец с пышными усами. Услышал он разговор, вскочил на коня, догнал поезд, который шел в депо «на обед». Прыгнул с седла на поезд, потом обратно прыгнул в седло и, усмехаясь, – вернулся на место. Каскадеров это подкосило абсолютно.



У меня много местных снималось. Отчаянные ребята. Поначалу приходят и спрашивают: «Оружие вы будете давать или нам свое принести?» Или такой случай. Построили мы как-то массовку, рассчитали на первый-второй. Сказали: первые – пассажиры ограбленного поезда, вторые – разбойники. Чеченцы все из первых ушли в разбойники. Сказали: «Меня грабить? Вы что?» Для них это было оскорбительно.



Шокирующий череп

В середине октября группа снимала эпизоды под условным названием «Пограничная река». Съемки проходили на горной реке Аргун, где температура воды в те дни была всего плюс три градуса. А по сюжету сразу троим актерам – Богатыреву, Райкину и Кайдановскому – предстояло долгое время провести в воде. Снимали эпизод, когда Каюм пытается сбросить Шилова с обрыва в реку, но в итоге сам оказывается в ней, а Шилов бросается его спасать. Райкин должен был со скалы упасть в реку, в самый водоворот. Стоит отметить, что, когда спасатели предварительно проверяли это место – выясняли, какая там глубина, – одного из них водоворотом затянуло под скалу. С трудом, но его удалось спасти. Поэтому, прежде чем упасть с обрыва, Райкин покрошил в реку бумагу, чтобы удостовериться, что водоворот в этом месте не слишком сильный. Падение прошло успешно. Но в другом месте реки актера все же чуть не затянуло под воду. Спасатели едва вытащили Константина Райкина из реки.



Кстати, Райкин абсолютно безболезненно согласился побриться для роли наголо. Но потом ему пришлось шить парик для того, чтобы он смог спокойно выходить на сцену в театре и играть свои роли, не шокируя блестящим черепом зрителя.

Чекист и белогвардеец

Многие, кто работал на фильме «Свой среди чужих…», вспоминают и такой эпизод. По сюжету герой Богатырева должен был дать в ухо герою Кайдановского. Богатырев категорически отказывался это делать, не желая причинять боль другому человеку. Его умоляли и уговаривали, а он отказывался. К уговорам режиссера присоединился Кайдановский, умоляя ударить его. Но Богатырев был непоколебим. В результате не выдержал Михалков и закричал (по словам очевидцев, это редкий случай, на актеров Михалков не кричит): «При чем тут ты? При чем тут Саша? Встречаются чекист и белогвардеец. Это единственное, что должно тебя интересовать». Больше Богатырев спорить не стал.



Бандиты в широкополых шляпах

Съемки в Чечне завершились 15 ноября. Вообще-то работа там должна была продлиться еще месяц, однако выпал обильный снег, который сорвал съемки. В итоге натурные съемки заканчивали под Баку. В Москву съемочная группа вернулась 19 декабря. За несколько дней до Нового года начались монтаж картины и параллельная съемка павильонных эпизодов.

11 января 1974 года смонтированный фильм был показан худсовету и получил одобрение. Премьера состоялась в кинотеатре «Звездный», но участники смутно помнят о своих ощущениях, поскольку начали праздновать часа за три до начала сеанса.

В широкий прокат фильм вышел в ноябре 1974 года и вызвал весьма неоднозначную реакцию у критики. К примеру, в одной из газет было написано следующее: «Внешних примет детектива в картине более чем достаточно. Погонь, драк, стрельбы хватило бы на два фильма. Но вот понять, что же происходит на экране, кто за «нас» и кто «против», невозможно. В широкополых шляпах скачут бандиты, очень уж напоминающие ковбоев из американских вестернов, грабят поезд, красиво джигитуют. Но вся беда в том, что в фильме отсутствуют яркие, интересные персоналии…»



В прокате фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» занял скромное 22-е место (23,7 млн. зрителей), пропустив вперед себя такие фильмы, как «Контрабанда» (28,4 млн.), «Фронт без флангов» (27,6 млн.) и «Семью Ивановых» (25,9 млн.), которые сегодня мало кто помнит. Однако время, как говорится, все расставило по своим местам.



.
Рубрика: Кино | Комментарии (13)
ИСТОРИЯ СЪЕМОК ФИЛЬМА «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ». «ЧУЖДЫЙ» ФИЛЬМ: 13 КОММЕНТАРИЕВ
марина говорит 28 Декабрь, 2014 в 23:38:
терпеть не могу красногвардейцев , быдло, населяющее 90 процентов страны. они испортили жизнь моему поколению, поколению дворянства! Да если бы не они , вонючки, у нас была бы самая могучая держава!

Ответить ;

Ирэн
говорит 25 Февраль, 2015 в 00:36:
Если в вашем роду все были такие, как вы, то я понимаю, почему свершилась революция :D

Ответить ;

сердюков
говорит 28 Март, 2015 в 22:34:
)))))))))))) Марина, уверяю, этих трех строк вполне достаточно, что-бы увериться — Вы причисляете себя к дворянству абсолютно безосновательно))) Не волнуйтесь Вы так — судя по жалмерским замашкам, Вашу жизнь Революция наверняка изменила в лучшую сторону. Разительно )))))))))))

Ответить ;

Игорь
говорит 14 Июль, 2015 в 23:41:
Ах, Марина. Как грубо вы владеете вашим дворянским языком.

Ответить ;

lisandros
говорит 8 Январь, 2016 в 18:24:
А русскому дворянству надо было думать, как лучше кормить холопов, скоморохов, рабочих, крестьян. моряков. солдат. А оно кинулось в богопомазанность верховной власти.

Ответить ;
Рустам говорит 21 Октябрь, 2015 в 21:05:
Фильм — Шедевр!
Никите Михалкову сегодня 70 исполнилось, долгих творческих лет ему!

Ответить ;
Владимир говорит 10 Декабрь, 2015 в 10:16:
баул с золотом должен весить 200 кг минимум !

Ответить ;

Алла
говорит 24 Декабрь, 2015 в 22:38:
В бауле было ценностей на 500 тыс., а не 500 тыс. монет.(Каюм цепочку оттуда взял) Это большая разница. Горстка фамильных бриллиантов и миллион готов.

Ответить ;
Виктория говорит 17 Сентябрь, 2016 в 20:36:
Я обожаю этот фильм. По-моему лучший фильм Михалкова. Музыка Артемьева, оператора-постановщика Лебешева, голос Градскова, стихи кончаловской….Артисты..Великие русские артисты…Первая и последняя сцена перекликаются между собой, любимые сцены в фильме..

Ответить ;

Николай Ващилин
говорит 23 Декабрь, 2016 в 15:10:
Стукач хренов! наслаждаешься дружбой чекистов……которые на 500 тысяч золотом ограбили честных людей…..Впрочем так же Михалков ограбил доверчивых чеченов и взял с них деньги / кстати зам.директора посадили на 6 лет, прикрыли им Михалкова /

Ответить ;

Николай Ващилин
говорит 20 Апрель, 2017 в 15:51:
Никита Михалков на «Новой волне» в Сочи в 2016 году решил заполировать историю с присвоением денег за участиев съёмках чеченских граждан администратором Шапиро,которого посадили в тюрьму на 6 лет,после остидки он уехал в США. Михалков всё свали на Шапиро,хотя сам давал «добро» и гоготал над глупыми чеченами…..Он знает всё , что твориться в его киногруппе!

Ответить ;
Анна говорит 4 Март, 2017 в 14:22:
Очень интетесует: предполагалась ли какая-то сюжетная линия для девушки из первых кадров (когда друзья счастливо обнимаются и спускают под откос карету). Вместе с главными героями там еще днвушка была… Может, обрезали ленту?

Ответить ;
Николай Ващилин говорит 28 Май, 2017 в 21:56:
В журнале Нью-Йоркер 29.05.2017 опубликована статья Джошуа Яффа «Теневой кабинет Путина» в которой есть и выдержки из книги Николая Ващилина «Истории СССР»

http://inosmi.ru/politic/20170524/239426231.html


Самоотвод Никиты Михалкова от участия в поборах и обманах чеченов несостоятелен ещё и потому, что он же сам рассказывает как в городе Днепропетровске во время съёмок фильма "Родня" в 1980 году он посылал осветителей  собирать бутылке в парке, которые оставались после выходных дней в огромных количествах , а потом устраивать общий банкет. То есть -Михалков знал всегда и всё, что происходило в его киногруппе. Кстати про чужих - тоже.Такие были времена, такие у них были нравы.
 

 Первым меня предал мой тогдашний соратник по трюкам и любимый ученик Анатолий Ходюшин. Мне предложили сценарий фильма "Сыщик" в 1979 году и я щедро поделился замыслом драки сыщика и бандита между двумя несущимися поездами, драой сыщика с бандой под куполом заброшенной церкви с падениями вниз и скольжением по тросу, длинным скольжением от удара по льду...Толя Ходюшин запомнив все мои придумки съездил к режиссёру со своими новыми дружками Володей Жариковым и Олегом Федуловым, работавших со мной в Одессе на "Д*Артаньяне и трёх мушкетёрах", обложил меня с ног до головы, получил эту картину и сделал всё, как я ему рассказывал тютелька в тютельку.....Потом рассказывал мне, как его оценили и пригласили туда ставить трюки...Я даже не понял, что это было появлением его подлой сущности интригана.
     Помню о несостоявшейся работе с Сергеем Тарасовым на его фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». После моей работы у него на «Стрелах Робин Гуда» Сергей Сергеевич предложил мне сотрудничество над сценарием «Айвенго». Мы долго перезванивались, стоили планы, обдумывали сцены и эпизоды будущего фильма. Приехав в Питер к друзьям, которые жили в районе Старой деревни, мы выпили водки и ударили по рукам. Потом Тарасов пропал. А когда фильм вышел на экраны, я узнал, что к нему пришли мои товарищи А.Филатов, У.Веспалс, О.Федулов, А.Таамсаре /все мастера спорта СССР/, интриган без квалификации О.Корытин, работавшие и обучавшиеся трюкам под моим руководством на «Стрелах Робин Гуда» и на «Д*Артаньян и три мушкетёра» и убедили его в том,что я самозванец и они со мной работать отказываются. Тарасов взял на картину эту команду подлецов и они сделали ему хорошую работу.
     Прекрасная работа намечалась с Никитой Михалковым в начале 1981 года над фильмом «Жизнь и смерть Александра Грибоедова». Мы много работали в библиотеках, ездили на благословение к Дмитрию Лихачёву в Комарово, обсуждали трюковые эпизоды кавказкой войны генерала Ермолова, прогулку под обстрелом Александра Грибоедова и сцену его гибели, растерзанного толпой в Иране. Я перечитал «Горе от ума», изучил современников Александра Грибоедова, в число коих вошёл и Александр Пушкин, посетил Эрмитаж и его восточную коллекцию, тупо смотрел на алмаз «Шах» с изречениями из Корана, который был преподнесён Императору Александру I за гибель Грибоедова, возненавидел министра иностранных дел Нессельроде и весь проникся атмосферой той эпохи. Но картина не состоялась. А вальс, написанный Александром Грибоедовым, их любовь с Ниной Чавчавадзе живут во мне по сей день.
     Много труда было затрачено на разработку сцены проезда на тройке гнедых по трескающемуся весеннему льду великой балерины Анны Павловой в фильме Эмиля Лотяну «Божественная Анна», но всё закончилось прозаическим проездом конкурентов при содействии Владимира Ансберга, предложивших поехать по снежному насту озера Разлив без подготовки и порезавших бабки своим /вернее не своим, а государственным/ лошадям из спортивной школы парка «Дубки». Но для меня словосочетание «Русские сезоны» и Сергей Дягилев стали не пустым звуком.
     Дедушкой русской пролонгации дразнил Никита Михалков большого советского режиссёра Марлена Хуциева, взявшегося за фильм «Пушкин». Мой приятель Эрик Вайсберг, директор этого проекта, пригласил меня ставить там трюки и я разработал метод подсечки лошадей кавалерии, которая была брошена на подавление восстания декабристов и полегла, поскользнувшись на обледенелой дороге возле Адмиралтейства. Подробно была разработана сцена дуэли Пушкина с Дантесом и изучена её предыстория. По взрослому прочитан «Евгений Онегин» и исхожены вдоль и поперёк квартира на Мойке,12 и дача в Царском селе. Но Марлен Афанасьевич не мог найти достойного актёра на роль Пушкина и отказался от постановки фильма. От года моей работы над этой темой остались сладкие воспоминания.
     В середине восьмидесятых двадцатого века Никита Михалков серьёзно настраивался на съёмки эпопеи о Дмитрии Донском. Мы тщательно разработали раскадровку Куликовской битвы, купание русского войска на Непрядве и массы интересных трюков для фильма. Но в ЦК КПСС решили, что фильм нарушит братскую дружбу татарского и русского народов и проект был закрыт. Пожалуй, без этой работы я бы никогда не узнал так хорошо нашей истории, иноков Андрея Ослябю и Александра Пересвета, их духовного отца Сергия Радонежского, живописи Васнецова со вздыбленными конями, не побывал бы на Дону, на Куликовом поле, пропитанном кровью наших предков, если бы не этот погибший замысел Никиты Сергеевича.
     В 1985 году Андрон Кончаловский в Голливуде начал снимать фильм по сценарию Акиры Куросавы «Поезд-беглец» с Джоном Войтом и Эриком Робертсом в главных ролях. Он пригласил меня ставить там трюки. Мы много говорили по телефону, обсуждали наиболее эффектные сцены. Но американская ассоциация каскадёров запретила работать каскадёру из СССР на территории США и Канады. Но Кончаловский настоял, чтобы меня взяли на роль ассистента режиссёра. Когда я подтянул английский и собрал чемоданы, получил отказ в визе США. Пришлось наблюдать за процессом съёмки трюков по телефону. Спасибо Андрону. Дружбу и добро он не забывал никогда и в 1984 году порекомендовал меня постановщиком трюков на американскую телевизионную картину «Пётр Великий», который американцы снимали в СССР. Этот проект, несмотря на клевету конкурентов Сысоева и Корытина, я не упустил.
     В 1990 году по рекомендации своего друга Лёни Наумова я попал на фильм «Афганский излом»  к Владимиру Бортко. Я провёл в общении с ним полгода, мы тщательно проработали сценарий с точки зрения афганской войны и жутких, упрекающих сцен насилия и убийства. Продумали все детали участия в опасных сценах итальянского актёра Микеле Плачидо, съездили на выбор натуры в Душанбе. Директор фильма Вячеслав Тельнов обещал золотые горы и ни в чём себе не отказывал. Но когда начались съёмки и нужно было выезжать в горы, там началась война, а мне пришло приглашение от Никиты Михалкова на работу в Китае. Ещё никто не знал, и он сам, что там будет суждено провести полгода и вместо, документального фильма «Монгольский фантом» снять художественную кинокартину французского продюсера  Мишеля Сейду  «Урга», получившего 1991 году на фестивале в Венеции главный приз «Золотого льва Святого Марка».
     Зима 1992 года не сулила народу СССР ничего хорошего. Бандитский переворот был не хуже большевистского в 1917. Народ голодал, бандитский беспредел наводил в стране ужас. Алексей Герман пригласил меня ставить трюки в своём новом фильме «Хрусталёв, машину!», который он начал снимать в Москве. Радости моей не было конца. Со времён нашей первой встрече на его первом фильме «Операция «С новым годом!»  прошло двадцать лет. Герман стал классиком, его фильмы подавали смотреть на десерт. Вторым режиссёром работал друг Лёня Наумов, художником-постановщиком друг Володя Святозаров, директором фильма – друг Вячеслав Тельнов. Что ещё нужно, чтобы каскадёру встретить старость? Но жила киногруппа на Тверской улице в гостинице «Минск» и каждую ночь в номера вламывались бандиты неопределённой национальности, грабили и убивали постояльцев. Проведя в таком кошмаре две недели и беспокоясь о своей семье, оставленной в Ленинграде, я извинился и уехал домой.
    В 1993 году Никита Михалков предложил мне работать вторым режиссёром / в западном кино это первый асистстент режиссёра/ на его новом фильме  « Безусловный эффект шаровой молнии» , который в прокате был назван «Утомлённые солнцем». Я согласился и отработал несколько дней. Разработал систему съёмки шаровой молнии ,прожигающую фотографии на стене, организовал съёмку у дома на набережной. Никита ,как кота за хвост,тянул с ответом по поводу моего гонорара. У себя в Питере я работал проректором Всесоюзного института повышения квалификации ПТО и бросаться в омут мне не было резона. Наконец они с директором Лёней Верещагиным предложили мне по пятьсот долларов в месяц. Для меня это было слишком мало,не сопоставимо с зарплатой в институте. Да и от дома отрываться на целый год не хотелось. Я отказался от этой работы, хотя Никита меня очень уговаривал. Но денег не добавлял. Не было у него на этот фильм денег. Собирал весь фильм по копеечке. То у Мишеля Сейду, то у Владимира Седова. Но фильм снял. Народ ,правда, еле выжил. Лёню Верещагина после этого ещё год трясло от оскорбительных воплей Никиты Михалкова.
    Вот через год ,в 1994  году , я приехал к Никите на работу,заниматься прокатом «Утомлённых солнцем» после того как в Каннах он получил за него Гран-при  жюри - второй по значимости приз. "Золотую пальму" получил Квентин Тарантино с фильмом "Криминальное чтиво". Показав фильм во всех областях разрушенной России,а главное в постоянном прокате в течении года в Питерском кинотеатре "Аврора" /хоть и на одном вечернем сеансе/ появился шанс выставить фильм на Оскар, а по воле Всевышнего / и Славы Иванькова, осевшего тогда в США/ и получить за него Оскар /фильм то целиком снят на французские деньги/.
  В январе 1996 года студия ТРИТЭ Никиты Михалкова получила заказ на обслуживание съёмок в Москве фильма «Святой» режиссёра Филиппа Нойса от американской студии Юниверсл Пикчерс. Координировать работу американских и английских каскадёров с нашими трюкачами  директором студии ТРИТЭ Лёней Верещагиным было поручено мне. Я связался с Серёжей Воробьёвым и Игорем Новосёловым , вызвал Славу Бурлачко из Питера и познакомил их в гостинице «Аэропорт» с легендарным американским каскадёром Рони Ронделлом-младшим и Грегом Пауэллом от англичан. Англичане выполняли основную трюковую работу в  фильме и их в группе было человек десять, которые работали во время съёмок в Англии. Мы выпили кофе и разделили сферы влияния. Американцы должны были сделать серьёзные трюки с прыжком с высотки в страховочный мат, а наши ребята – обеспечить взрыв машины около американского посольства в Москве,  суету на улице и необходимую страховку. На съёмку на проспект Мира я приехал простуженный и учитывая, что мороз в ту ночь был сильный и  помочь я мало чем мог, мешать ребятам не стал.
   В 1996 году в разгар лета Никита Михалков принял решение запускаться с «Сибирским цирюльником» , а я согласился быть вторым режиссёром. Это сложная организационная работа. Когда подготовительный период был в разгаре мы с Никитой поссорились из-за его девушки Алисы / а вернее из-за моего отказа быть холопом/  и я уехал обратно в Ленинград, который уже стал Санкт-Петербургом.За полгода  моей работы над этим фильмом во время подготовительного периода я успел принласить  для конных трюков моего приятеля Витю Романова, разработать сцену кулачного боя, фехтования и строевой подготовки актёров-юнкеров...и многое другое.Но потом, на просмотре фильма в Кремле я видел, как не хватало Никите Михалкову на съёмочной площадке организатора и как он проваливался из за этого в некоторых важных сценах с режиссурой.

Приняли меня в Птере по родному на должность директора легендарного баскетбольного клуба  "Спартак".
  Так моя карьера каскадёра и постановщика трюков закончилась. Без вздохов и сожалений. Слава Богу, что жив и здоров.

 

© Copyright: Николай Ник Ващилин, 2013
Свидетельство о публикации №213022001522