6. Из Бреста в Варшаву

Михаил Самуилович Качан
Я уже говорил, что в дорогу каждый взял с собой еду и немного денег. Так нам порекомендовали на инструктаже и подчеркнули: «На еду в дороге». Но уже вскоре мы встретились с неожиданностями.

Доехали до Бреста. Мы думали, что в Бресте поменяют колесные пары с широкой колеи на европейскую, узкую, и мы поедем дальше в тех же вагонах. Оказалось, что наши вагоны дальше не идут. После пограничных формальностей мы перешли границу, которую даже не заметили. Поняли это только потому, что пограничники были в непривычной нам форме, и мы догадались, что это поляки. Нам показали платформу, на которой мы подождали нашего поезда. Если бы нам его не показали, мы бы и не знали, на какой поезд нам следует пересесть.

Вагончики польского поезда оказались меньше наших, они казались мне игрушечными, а сам поезд был коротким, – вагонов шесть. Мы сели в вагоны на свободные места, которых было много. Но сесть всем вместе не получилось. Купе были открытыми, как у нас в комбинированных вагонах, но спальных мест не было совсем.

Поезд тронулся. Вскоре пришел кондуктор и, когда мы протянули ему выданные нам в Москве билеты, он по-польски сказал, что мы должны купить билеты до Варшавы, потому что нам купили билеты только до Бреста. Этого нам никто не говорил. Мы бросились рассматривать наши билеты, - и оказалось, что они оплачены только до Бреста, хотя и было написано, что конечная станция – Берлин. Мы полезли за деньгами, – у всех были только советские деньги, которые кондуктор отказался брать.

– Через два вагона буфет, – сказал он, – купите что-нибудь, – на сдачу купите билеты.

В буфете было пиво. Прекрасное польское пиво. И недорого. Я купил пиво и получил сдачи с пяти рублей довольно много злотых. Их хватило на два билета. Еще и осталось на пару бутылок пива. Пиво – это, конечно, хорошо, но мы недоумевали, почему нам никто не сказал, что надо будет самим покупать билеты на границе. Мы вообще не были приучены к такой самостоятельности. Думали, что нас будут пасти всю дорогу. Оказалось, – бросили. Сам покупай билеты и, вообще, сам выкручивайся из всяких ситуаций.

Поезд часто останавливался и постепенно заполнялся польскими жителями. К нам подсаживались пассажиры. По-русски расспрашивали нас о жизни в Советском Союзе. Некоторые предлагали поменять рубли на злоты. Другие – продать им фотоаппарат, они были у многих членов нашей группы. Мы отказывались . Во-первых, нам на инструктаже запрещали это делать. Во-вторых, злоты нам были не нужны. Куда бы мы их потратили? Мы же ехали в Германию. На пиво в Польше столько не надо. Но, вообще-то, курс обмена, который они предлагали, для нас был выгоден, хотя, наверняка, он был не лучшим.

Впрочем, меня это не волновало. Я не стремился что-либо купить в Польше или в Германии. Или заработать на обмене валюты. У меня и мыслей таких не было. Хотя было немного обидно, что нам разрешили обменять совершенно мизерную сумму, и мы в Германии будем практически без денег.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/02/17/376