4. Инструктаж

Михаил Самуилович Качан
В Москве группа собралась вместе, и нам представили нашего руководителя. Им был молодой симпатичный москвич, комсомольский работник. Я оказался единственным, у кого был партийный билет, пусть и кандидатский. Поэтому меня определили парторгом.

Инструктаж длился, наверное, час. Нам говорили, как мы должны себя вести в ГДР, что должны делать и чего не должны. Беседовали, как с дикарями или дебилами.

– Немцы, – нам сказали, – будут судить по вашему поведению о советской стране. Поэтому помните, что вы представляете наше социалистическое государство. Ведите себя достойно. Не покупайте в магазинах громоздкие и тяжелые вещи, которые потом будут вам мешать при переездах из города в город. А то тут одна особа в первый же день купила длинные карнизы для штор, а потом их возили на автобусе из города в город, и каждый раз не знали, как разместить в салоне. (Потом мы узнали, что об этих карнизах рассказывают каждой туристской группе). За проживание платить не надо. Вас будут расселять как туристов. Вас будут кормить, так что пищу покупать тоже не придется. Вы встретитесь с организованными группами из стран народной демократии, и у вас с ними будут вечера дружбы. Не берите больше двух бутылок водки. Но по две возьмите. Водка понадобится, чтобы поставить на стол, когда будете встречаться с другими группами.

– А сколько рублей нам разрешено обменять на марки.
– Каждый получит по 18 марок.
Общий вздох. Это было очень мало. Даже если покупать только сигареты, которые тогда были очень дешевые.
– А пиво будут давать.
– Конечно, нет.

На пиво этих денег тоже было мало. А многие мечтали попить немецкое пиво. Нам разрешили взять с собой несколько рублей, питаться в дороге, пока едем по СССР. Мы взяли. Некоторые совсем немало. Как оказалось, это было очень правильно.

У нас с Любочкой не было конкретных желаний по покупке вещей. Мы решили посмотреть, что можно купить на наши 36 марок. А курево я набрал с собой, купив папиросы в Москве. Тогда, как большинство мужчин, я курил папиросы «Беломорканал» за 22 копейки, выкуривая по пачке в день. К слову, Сталин курил «Казбек». У «Казбека» табак имел своеобразный душистый аромат. «Казбек» был во всех табачных киосках,, но стоил в 2 раза дороже «Беломорканала».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/02/17/361