ЦПШ фото 1896г

Валентина Газова
Это фотография 1896 года русской церковно-приходской школы на Аляске. Как была продана Аляска? Вероятно также как сегодня отдельные бизнесмены продают острова, полуострова, целые регионы. Мы уже не знаем, кому принадлежит Чукотка и Камчатка.

 Американцы стали бесчинствовать над русскими на Аляске сразу, как был спущен русский флаг в Ново-Архангельске, и поднят американский. Город стал называться Ситкой. Многие русские семейства, которые сначала и не думали уезжать, поспешили на последние корабли, бросая своё имущество. На Аляске тогда было 40 русских городов. За русскими поспешили и эскимосы, вспомнив, что у них на том берегу  тоже есть родственники. Те русские, что не смогли выехать, могли устроиться на работу только дворниками, а золотоносные участки могли столбить только американцы.

 Продажа Аляски была ошеломляюще-неожиданной, никчёмной. Даже много лет люди думали, что Россия передала американцам Аляску в аренду на сто лет. Верила в это и РПЦ. На Аляске оставалось множество православных храмов, русских кладбищ.

 Если так легко можно отдать землю, что же тогда свято!?

 РПЦ много потрудилась, чтобы обратить в православие местное население - алеутов, эскимосов, тлинкитов, атапасков. Их никто даже не смел называть индейцами. Ведь каждый народ называть своим именем , это уважительнее. И потому-что думали, что земли отданы в аренду, РПЦ продолжала содержать множество церковно-приходских школ, в который уже подавляющим большинством учеников и учителей было местной национальности, как это видно по фотографии. На всех добротная одежда, обувь не какие-нибудь там мокасины или унты, о которых писал Джек Лондон, но шнурованные ботиночки с каблучками.

 Образование давало возможность местным продвигаться по русской службе. Многие становились кораблестроителями, фельдшерами, плотниками, учителями, священниками, иконописцами, кузнецами, исследователями. А после того, как в 1867 году за бесценок была продана Аляска, образование помогало местным устроиться в таком непростом американском обществе.

 В 1841 году русские потеряли владения в Калифорнии. Были у русских владения и на Гавайских островах.

 Море было названо в честь иностранца Витуса Беринга. Но Беринг из-за воровства его жены погубил своих сослуживцев и себя, а его напарник Чириков успешно первым доплыл до Аляски и вернулся назад.

 В горбачёвское время Шеварнадзе загнал американцам Берингово море. Когда в Грузии Шеварнадзе хотели грохнуть свои же, Россия кинулась его спасать. Сколько при этом погибло мальчишек-пограничников, история умалчивает. Шеварнадзе дали квартиру в Москве и громадную пенсию, а русских из республик никто и не думал спасать.

Теперь Абрамович распоряжается Чукоткой, Камчаткой. Всё пошло с молотка. А при Сталине заключённые добывали в Магаданских краях полезные ископаемые, чтобы отвезти по-дешёвке в США. Сколько загублено русских жизней из-за таких правителей!

 Когда киностудия ДЕФА снимала фильмы про индейцев, там был такой эпизод, что разные племена американцы почти полностью истребили, а тех же индейцев, но называющих себя мексиканцами, трогать не смели. Это была настоящая победа мексиканской дипломатии. Мексика в результате поражения в войне с США потеряла больше половины своих территорий, но никаких беженцев не было. По договору американцы не могли трогать мексиканцев и всё! А вот за русских никто не заступался ни во времена продажи Аляски, ни после 1917 года, когда отдали Финляндию, а уж во времена Горбачёва-Ельцина и подавно. Люди из республик в лучшем случае могли убежать ни с чем. Поганые наши  дипломаты. Разве можно сравнить, как во времена Горбачёва-Ельцина принимали немцев, выехавших из Казахстана в Германию и русских, бежавших из республик в Россию.

 И в 1917, и в 1991 году кромсали Родину, и напрочь забывали о брошенных соотечественниках. 

 Другие народы берегут своих. Алеуты с гневом вспоминают как во время второй мировой войны с ними обращались американцы. Всех жителей островов Прибылова в 1942 году переселили во "временные деревни", т.е. по-просту выгнали на улицу. В их тёплых домах размещалась армия США. Алеутам пришлось ютиться на заброшенном консервном заводе и даже в шахтах. От туберкулёза стали умирать дети. Когда в 1944 году алеуты вернулись в свои дома, то поразились вандализму американцев. Дома и православные храмы были разрушены. Алеуты всё восстанавливали за свой счёт. На острове Атка были сожжены дома и церковь. Первым делом после восстановления православных храмов, там стали поминать детей, умерших от туберкулёза с 1942 по 1944 годы.

 А вот в России поминать жертвы 1917-1953 годов было негде. Хрущёв продолжал взрывать храмы и расстреливать священников, а Брежнев объявил русские сёла неперспективными. Имена людей забывались, сёла исчезали.

 Алеуты смотрели на фотографии содержания немецких военнопленных американцами и горько сравнивали. Их восхищали белые потолки в добротно построенных зданиях для пленных, и даже двухъярусные кровати. Им было очень обидно, что с врагами обращались лучше. Между прочим, в Советском Союзе народности айнской группы - кырылы, что проживали на так называемых спорных Курильских островах, получили от нашего государства добротные квартиры внутри материка. Так почему-же эти острова надо отдать японцам, если  коренные народы с этих островов живут внутри России? Своих же айнов японцы истребили!

 Коренные народы Сахалина требуют своего участия в распределении прибыли от газовых месторождений, молодцы! А русские, проживающие на Сахалине, молча топят свои печки дровами. 


 Эта фотография 1896 года развенчивает коммунистический миф о сплошной неграмотности в России. Если на Аляске РПЦ содержала школу, в которой преподавание шло на русском и английском языках, то в Центральной России у каждого прихода было не менее двух школ. И так двести тысяч школ по всей России! РПЦ строила и содержала школы за свой счёт, царское правительство на эти цели не давало ни копейки, а только отбирало  готовые школы в пользу земства.

 После 1917 года ленин и вовсе отобрал все школы, и обложил РПЦ непомерными налогами. Патриарх Тихон не понял, что произошло со страной, и на церковных Советах ставил вопросы о продолжении строительства церковных школ, уже когда всё было отобрано, а многое разрушено.

 И всё же я надеюсь, что судьба этой школы, что на фотографии, не столь трагична после 1917 года, как в Центральной России. Если РПЦ не могла уже больше её финансировать, наверняка сами местные народы содержали.

 А теперь о тех, кто до 1917 года был неграмотен. Может это были беднейшие семьи, у которых не было даже во что одеться, чтобы пойти в школу? Конечно же нет. Это были потомственные хулиганы, с которыми невозможно было находиться в классе, если там сидят 80 учеников. Ведь они могли срывать уроки. Ещё дворник выгонял поганой метлой нашкодивших в деревянных туалетах нерях. Таким он вообще не разрешал близко подходить к школе. Так что все чистоплотные дети спокойно доучивались в нормальной обстановке.

 После 1917 года хулиганы поняли, что это их время! Они изводили хороших учеников и учителей, отравляли им жизнь.  Новоиспечённый "педагог" Сухомлинский выдвинул свою сногсшибательную теорию, что власть в классе учительница вообще должна передоверить самому главному хулигану, он видите ли всегда выручит. Эту гибельную теорию внедряли в школы. Учительницы были обязаны больше всех возиться с хулиганами. А матери хулиганов говорили:"Надо знать подход к моему ребёнку!"

 На ликбезы приходили такие перерослые дубины, они только знали как хватать учительниц за груди под общий дурацкий хохот в классе. В школах колхозной молодёжи - ШКМ было сплошное хулиганство, и потому эти школы быстро прикрыли. Все молодые учительницы сбежали из этих дурацких классов, тогда власти, скрепя свои чёрные сердца, брали на работу старорежимных учительниц, которым был выбор голодать, или работать на ликбезе, в ШКМ. И всё же старорежимные учительницы стремились покинуть ликбезы и ШКМ, а перейти в нормальные классы.

 Ещё надо добавить об учителях-партийцах. Они могли вообще отпускать учеников с уроков, им всё сходило с рук. По физике и химии они не проводили ни одного опыта, всё объясняли на пальцах при помощи мимики. Некоторые вместо урока травили байки, случаи из жизни и даже разучивали песни, сдвинув парты, как это показано в фильме "Республика ШКИД."

 Самое лучшее золотое детское время тратилось на прослушивание неинтересных учителей, и боязнь одноклассников-хулиганов. Это время невосполнимо, а жизнь всё-равно заставляла всему обучаться с большими потерями. Если уровень обучения в школе низкий, это всё-равно не учёба.

 А вот противоположный пример. Крестьянский сын Есенин с 1909 по 1912 год учился и содержался бесплатно в Клепиковской церковной школе.

 Ещё пример. В одном селе Рязанской губернии очень благочестивых  крестьян по фамилии Храповы прозвали Пожалостиными. Так получилось, что умерли родители, и остался у них мальчик круглый сирота. Его воспитывали церковнослужители, заметили необычайный талант к рисованию, послали учиться на художника, и он стал известным гравёром. В те времена гравёры нужны были для иллюстраций книг. Художник построил себе двухэтажный дом в Солотче, там размещалась его семья. Умер он до революции в 1909 году и был похоронен на территории Рязанского Кремля. Таких почестей не оказывали даже потомственным князьям. А после 1917 года у его потомков отобрали дом, самих потомков куда-то дели, никто не знает. В этом доме в 30-е годы проживали новые деятели -алкашка гайдар, Паустовский, бренчали на разлаженном рояле, оставшимся от прежних хозяев, пока не разбили его. Алкашка гайдар возмущался, почему по улице посёлка до сих пор ходит поп в своей одежде. Церковь по требованию писателей закрыли, семью священника сослали, монастырь разорили, зато построили рядом с домом Пожалостина ресторан, в котором гудели писатели. Паустовский в доме Пожалостина проводил "творческие командировки" целых 30 лет. А это означает, что ему выплачивались командировочные, повар для него готовил, уборщица убирала, садовник ухаживал за садом и т.д. - всё за счёт государства. Там было много писателей, которых сейчас никто не помнит. Дом был сожжён, но по старым проектам построен вновь и отдан под музей, а писатели от государства получили отдельные дачи, построенные на бывших монастырских землях. У писателей за счёт государства была прислуга и снабжение.

 Теперь  в доме-музее Пожалостина, содержание экспозиций скудное, сиделки злющие.

 В 2011 году я голосовала за депутата, который предлагал желающим детям обучаться дома, ведь сейчас у всех компьютеры. Но этот депутат не прошёл.