Сказания о самоцветах. 8-Гранат

Марта Полянка
- Случилось это давным-давно, на заре времён, когда ещё не было на свете людей. Взгляд Бога однажды упал на цветы граната. Прекрасным было цветущее дерево! Восторг наполнял сердце Бога, когда смотрел он на нежные коралловые, с розоватыми прожилками, цветы, источающие аромат любви. И в порыве страсти, желая слиться с этой зримой красотой, Бог пролился на дерево благодатным дождём, орошая ветви его и цветы живительной влагой. Когда облетели лепестки цветов, на дереве, как обычно, созрели плоды. Были эти плоды необычайно тяжелы и крупны. Они падали и разбивались от ударов о землю. И вместо семян из них выходили люди. Так родилось наше племя. Божья искра живет в нас! И пока бережем мы Священный Плод, любовь Материнского Дерева оберегает нас от невзгод, и нашему племени не страшны ни набеги врагов, ни голод, ни мор! А Хранителем Священного Плода всегда была женщина, поскольку только женщине дано выносить плод во чреве своем. Её называем мы «Мать Племени», ибо через неё поддерживается связь между Материнским Деревом и ныне живущими детьми Граната».
Так учила детей старая Мать Племени, сидя у очага в своей хижине. Внучка Лана, достигшая возраста брака, конечно, уже много раз слышала эту историю. Но теперь она внимала ей с особенным трепетом. На то была веская причина.
- Силы мои на исходе – говорила ей бабушка, – по ночам ко мне приходит мой покойный муж, и зовет меня к себе, в Страну Мертвых. Но я говорю ему: «Подожди! У меня ещё есть дела здесь, в Верхнем Мире». Ты знаешь, Лана, я жду того дня, когда ты родишь своего первенца. Тогда по нашим законам я смогу передать тебе Священный Плод, и ты станешь Матерью Племени, а я смогу со спокойной душой последовать за мужем.
В хижину, откинув полог, вошла старшая дочь Хранительницы и обратилась к ней:
- Великая Мать, шаман хочет говорить с тобой. Можно ли ему войти?
Старуха сказала внучке: «Иди, девочка, я знаю, зачем он пришел. Но пока это не нужно знать тебе» - и ответила дочери: «Пусть шаман войдет!»
- Приветствую тебя, Великая Мать Племени! Да пребудет с тобой благословение предков! И пусть вечно цветет в твоем саду Гранатовое Дерево!
- Приветствую и я тебя, Повелитель Духов! Пусть и в твоем саду вечно цветет Гранат! Чем заслужила я такую честь – ты сам пришёл в мое скромное жилище?
- Я пришел, чтобы рассказать тебе мой сон и воззвать к твоей мудрости! Слушай же: Я видел во сне Дерево-Мать. И Душа её говорила со мной. Вот что я услышал от неё: «Ты - великий маг! Ты владеешь тайнами общения с нижним миром! Ты разговариваешь с душами предков, ты укрощаешь злых духов, насылающих болезни, ты имеешь своих помощников среди добрых духов! Женщине же не дано постичь все глубины магии! Возьми Священный Плод в свои руки! С ним ты станешь непобедимым и принесешь процветание своему племени!» Великая Мать, Душа Дерева хочет, чтобы хранителем Священного Плода отныне стал я. Я спрашивал её: «Как могу я лишить Мать Племени её миссии? Ведь во все времена хранительницей Талисмана в нашем народе была женщина. Что скажут на это наши матери и жёны?» Но Прародительница ничего не ответила на мой вопрос, она лишь повторяла свои слова снова и снова: «Священный Плод должен храниться у тебя!» Что ответишь ты на это?
- Ты знаешь, что я отвечу тебе, Повелитель Духов. Да, ты сильный маг, ты владеешь многими тайнами, умеешь говорить с нашими предками и духами. Но суть Священного Плода в другом. Его суть – первородная связь Дерева-Матери с её детьми. Покуда мы храним эту связь, Мать оберегает нас и даёт нам изобилие и здоровье. Это – женская суть, это – женская магия. Тебе её не постичь! Я не верю, что Душа Материнского Дерева говорила с тобой! То был злой дух – искуситель и обманщик, подосланный нашими врагами! Не поддавайся на его уговоры! Примени всё своё знание, чтобы раскрыть этот обман! Если ты действительно так силён, как говоришь, добейся встречи с истинной Душой Граната. Тогда ты услышишь правду и поймешь, что я права!
Шаман поднялся, молча поклонился Матери Племени и вышел вон.
Прошел Круг Жизни с тех пор, как были произнесены эти слова. За это время Лана вышла замуж и родила своего первенца. А старая Мать Племени стала совсем слаба, и уже не сидела у очага, а все больше лежала, накрытая искусно выделанными мягкими шкурами. И вот, настал день, когда она позвала к себе всех старейших женщин племени, чтобы проститься с ними и сообщить им о своём выборе преемницы.
- Сёстры мои, дочери мои, я покидаю вас и отдаю наш Священный Плод в руки моей внучки - Ланы. Если вы не согласны с моим выбором, она подчинится вашему решению и передаст его той, которую вы сочтёте более достойной этой высокой чести. Но вот что я хочу сказать вам. Раньше слово женщины имело большой вес, и мы решали самые важные вопросы в жизни племени. Эти времена ушли. Теперь мужчины принимают решения, не спрашивая нашего мнения. Нас не допускают на Совет! Хранить семейный очаг – единственное, что нам осталось. Но и это немало! Священный Плод заставляет мужчин считаться с нами. От него, нашего Талисмана, зависит процветание и благополучие племени. Шаман говорит всем, что Душа Граната являлась ему во сне и велела забрать Священный Плод у женщин. Мало ему того, что Вождь и так без его одобрения шагу ступить не может, так ему ещё и Священный Плод подавай, чтобы все силы, всю власть забрать в свои загребущие руки! Этого нельзя допустить! Хранительницей Талисмана должна быть только женщина! Так повелели предки! Разве можно мужчине доверить ребёнка?!
Лана стояла на коленях, низко склонив голову к говорившей, внимая каждому её слову. Умирающая вложила в руки внучки древний плод, который передавался из рода в род с тех самых пор, когда, первые люди вышли из зёрен Граната. Женщины встали на колени и склонили головы перед Ланой в знак своего почтения и признания её новой Матерью Племени. А она напряжённо вглядывалась в лицо умирающей, в надежде услышать от неё последние слова, которые, быть может, помогут противостоять столь могущественному противнику в борьбе за владение Талисманом. Но старая женщина не сказала больше ни слова. Она вздохнула в последний раз и закрыла глаза навсегда. Начались приготовления к погребению. Три дня длились проводы столь важной особы в Страну Предков. Под руководством шамана под его заклинания приносились жертвы и возносились молитвы Дереву-Матери.
Но… жизнь продолжается! После похорон трижды по три дня длился всеобщий праздник в честь молодой Матери Племени, унаследовавшей этот титул по древней традиции.
Когда долг перед Душой Граната был выполнен, жизнь вернулась в прежнее русло. Вскоре на пороге хижины Ланы появился посыльный шамана. С выражением подобающего почтения он передал ей приглашение Повелителя Духов прийти на закате дня к Дереву-Матери со Священным Плодом «для совершения необходимого ритуала общения с Предками». Лана понимала, что это ловушка, но отказаться от такого приглашения было невозможно. В сопровождении свиты старших женщин в назначенное время она отправилась к месту встречи. Старейшины и отмеченные особыми заслугами охотники, имеющие решающий голос во всех спорных вопросах, уже собрались там. Шаман возвестил:
- Смотрите и слушайте, дети Граната! Здесь, под Священным Деревом, в присутствии всех вас я буду говорить с Душой Дерева-Матери! Пусть же её ответ будет единственным и окончательным для всех! Ибо дети, не подчинившиеся родителям, подлежат проклятью!
Он выпил магический напиток для общения с духами и нараспев произнес заклинание. Затем замер неподвижно в молчании. Замерли в ожидании и все окружающие. Никто не смел пошевельнуться в страхе перед Духами, призванными из Нижнего Мира. И вдруг шаман дико взвыл, вращая глазами, и протягивая руки вперед, как слепец, двинулся к Матери Племени, держащей в руках Священный Плод. Лана в испуге отшатнулась, но заставила себя сделать шаг навстречу шаману и протянула ему Талисман. Он схватил древний плод жадными трясущимися руками… Раздался сухой треск. Из-под сжатых судорогой пальцев брызнули во все стороны, как капли крови, темные сверкающие осколки… Шаман рухнул на землю и затих. А Лана, не веря своим глазам, наклонилась и подняла несколько темно-красных «капель»: это были окаменевшие гранатовые зерна. Она улыбалась, глядя на них, понимая, что это – победа! Поглядев на растерявшихся сородичей, она сказала:
- Вы видели всё: Душа Граната не далась в руки мужчине! Сёстры мои, возьмите эти зерна и храните их, как прежде я хранила Священный Плод! Только теперь в каждом доме будет свой Талисман! И пока каждая из вас бережёт его, наше Дерево-Мать будет оберегать ваши семьи, и давать вам изобилие, так же, как и прежде!