Введение в Числовые Арканы

Феликс Эльдемуров
Введение


1
Приступая  к изложению материала о Числовых Арканах, нам стоит вначале еще раз вспомнить о том, что прочтения их карт должны логически исходить из прочтений, во-первых, карт Арканов Старших, а во-вторых, Арканов Придворных. Таро, в лице трех своих составных частей, есть единый комплекс, подчиненный единым принципам согласования опорных звеньев, подобно тому, как в кристалле мы наблюдаем вершины, ребра и плоскости, совместно образующие очертания кристалла как такового.
Игнорирование этого условия и, более того – рассмотрение всех означенных выше трех групп Арканов, (что, увы, мы наблюдаем практически повсеместно), раздельно, вне связей друг с другом, неминуемо ведет и будет вести нас к ситуации, описанной в известном анекдоте о трех слепых, которые, подойдя с разных сторон, пытались каждый по-своему рассказать как выглядит слон.
Что, согласитесь, смешно в анекдоте, но далеко не так забавно в действительности, в практике непосредственной работы с картами.

Например, адепты Таро нередко задаются вопросом: почему в каких-то ситуациях карты начинают безбожно врать? Ответ простой: а потому, в большинстве случаев, что показывают-то они верно, но… истолкования их, почерпнутые в источниках, бывают неверны в корне, ибо чаще изложены с позиций либо чисто интуитивного «прозрения», либо с опорой на заведомо необоснованные концепции, исходящие, в свою очередь, из неверно понятых или изначально ошибочных представлений о предмете.
Посему, каждый из нынешних предсказателей вынужден зачастую, даже игнорируя «традиционные» истолкования, изложенные в популярной литературе, обращаться, в основном, к собственным разумению, а еще более к интуиции, демонстрируя – чаще, к счастью, успешно – чудеса ясновидения.
Но так ведь тоже нельзя. Либо мы, в этом случае – тарологи, либо ясновидящие. Дар ясновидения, разумеется, тарологу не помеха, но тогда к чему нам карты?
Что же, нам и дальше опираться исключительно на воображение и интуицию, фактически лишь формально оперируя Богом данным нам магическим инструментом?

Совсем недавно, а именно 6 февраля 2013 года, во время общения с известным знатоком и исследователем Таро Василием Говоровым об учении Пифагора, в нашем разговоре сама собой всплыла идея: а не образуют ли Старшие и Придворные Арканы две стороны-катета прямоугольного треугольника? И – не являются ли Арканы Числовые гипотенузой этой геометрической фигуры?
Проверили. Проверили, кстати, с учетом того, что количество Старших должно выражаться числом 24, Придворных – числом 32 (16 мужских и 16 женских), Числовых – 40. (Всего – 96. Учтем, что это – индекс по Русскому Алфавитному Таро такого выражения как Господь Бог).
Число 24 в квадрате дает 576.
Число 32 в квадрате дает 1024.
Число 40 в квадрате дает 1600.
И:
576 + 1024 = 1600.
В сокращении компонентов этого уравнения в восемь раз, оно принимает классический вид:
3х3 + 4х4 = 5х5.
То есть, фактически, полный набор Арканов Таро содержит в себе, в качестве одной из внутренних основ-программ, классическое выражение общеизвестной теоремы Пифагора.
Что знаменательно.


2
Одной из самых «канонических» концепций истолкований Числовых Арканов по сей день является копцепция А.-Э. Уэйта. Она опирается, в своей основе, на трактовку значений основных пунктов рисунка Древа Божественных Проявлений (Сефирот) европейской каббалистики (не путать с еврейской Каббалой). То есть, десять основных Сефирот – десять Числовых Арканов в каждой масти. Логично?
Вспомним «канонический» рисунок, традиционно переходящий из книги в книгу:


/Рисунок Древа/

Эта, общеизвестная схема была, примерно в IX веке н.э. разработана Ицхаком бен Лурия. На ней, начиная с Афанасия Кирхера, по сей день зиждется европейская каббалистика. Она включает в себя десять проявленных пунктов-Сефирот, соединенных двадцатью двумя путями-цинарот, а также одну непроявленную сефиру Эйн-Соф.
К великой радости европейских оккультистистов, количество цинарот совпадает по этой схеме с количеством основных Старших Арканов.
Правда, поглядим на рисунок внимательнее. Ведь пресловутых цинарот в означенной выше «решетке» можно провести гораздо больше чем 22. Да и самих схематических изображений Древа в исходной, еврейской Каббале существовало и существуют десятки, самых разных видов и степеней сложности. 
Отчего же оккультисты всех мастей так привязаны именно к этому изображению? Да очень просто: в силу пиитета к блаженной памяти Кирхеру, а за ним – опираясь на последующие ему «авторитеты», возросшие на плодороднейшем поле весьма некритически воспринятых, однако столь же «авторитетных» сведений.

Попробуем разобраться.
Исходная предпосылка сомнений не вызывает. В основе строения Древа (или ему подобных Древ, история знает десятки подобных изображений) лежит идея тернера (треугольника), где углы представляют собой символически три мировых принципа (активный, пассивный и результативный).
Далее, этот же тернер представлен в трех мирах (ментальном, астральном и физическом), которые, еще далее,  находят свое воплощение в некоей итоговой точке, представляющей мир человека и четвертый, реализационный принцип.
То есть: 3 х 3 + 1 = 10.
Если мы попробуем обратиться к гораздо более древнему учению пифагорейской школы, то без труда отыщем предтечу Древа. Это – знаменитый пифагорейский тетрактис («четыре мира» или «четыре луча»); «глаз в треугольнике», где присутствуют собственно первый треугольник-тернер, в который вписана гексаграмма (то есть, еще два треугольника), а посередине гексаграммы располагается упомянутая выше точка, «зрачок глаза».
Эта схема – древнейшая из известных нам попыток изобразить Древо Божественных Проявлений.


Пифагорейская нумерология послужила основой многих нумерологий, в том числе, несомненно, повлияла и на еврейскую числовую Каббалу. На истолковании первых десяти ее пунктов-чисел, строятся истолкования по крайней мере десяти первых Старших Арканов, чьи символические значения удивительно точно отражают символические значения основных десяти Сефирот .
То есть, перед нами, по сути – и без дальнейшего развития в плане Сефирот – готовая матрица для нахождения символических прочтений не только первых десяти Старших, но и каждого из четырех десятков Числовых.
Но вернемся к Древу.
В принципе, сопоставления именно с ним проводили и до Уэйта. Например, Элифас Леви, в книге «Учение и ритуал высшей магии», приводит следующую схему исходных символических значений Числовых Арканов, исходя из значений Сефирот (сохранена орфография источника):


        «1. Кетер. Четыре Туза.
В короне Бога четыре зубца.

2. Хохма. Четыре Двойки.
Мудрость его разливается и образует четыре реки.

3. Бина. Четыре Тройки.
Он дает четыре доказательства Своего ума.

4. Хезед. Четыре Четверки.
Существует четыре благодеяния милосердия.

5. Гебура. Четыре Пятерки.
Его строгость четырежды карает четыре злодеяния.

6. Тиферет. Четыре Шестерки.
Четырьмя чистыми лучами открывается его красота.

7. Нетца. Четыре семерки.
Четырежды будем праздновать его вечную победу.

8. Год. Четыре восьмерки.
Четырежды торжествует он в своей вечности.

9. Иезод. Четыре девятки.
Четырьмя основаниями поддерживается его трон.

10. Мальхут. Четыре десятки.
Его единое царство четырежды то же и соответствует зубцам божьего венца» .

И что? Выглядит, разумеется, весьма помпезно. Но не совсем ясно, это научный труд или поэтический опус?

«Из этого столь простого расположения, – отмечает далее автор, – видно кабалистическое значение каждой пластинки. Так, например, пятерка жезлов (треф) обозначает гебуру Иода , т.е. справедливость Творца или гнев человека; семерка чаш (червей) – победу милосердия или торжество женщины; восьмерка мечей (пик) – столкновение или вечное равновесие и так далее…»

Всё это, разумеется, столь же глубокомысленно, как и неконкретно. Этим инструментом можно, с грехом пополам, пытаться оперировать в теории, но, вопреки последнему утверждению – вряд ли на практике.
Уэйт, как мы знаем, попробовал пойти дальше. Однако…

Если мы всмотримся в рисунки Памелы Колмен Смит более внимательно, то в их сюжетике обнаружим массу несходств как с исходными значениями Сефирот, (а также значениями чисел в пифагорейской математике), так и с теми конкретными значениями карт, которые приводит в пример Леви. Пятерка Посохов (ребята соревнуются, пробуют силы) – и где там гнев? Семерка Кубков (по сути, человек в замешательстве перед множеством возможностей) – и где здесь «победа милосердия»?
Скажем прямо: сюжеты рисованных карт Числовых Арканов, даже при первоначальном их рассмотрении, намного ближе отражают тривиальные истолкования карт обычной колоды у знаменитой дореволюционной гадалки Н. Чижевской, чем наимудрейшие мнения европейских каббалистов и оккультистов.
При прочтении же комментариев самого Уэйта («Иллюстрированный ключ к Таро») поминутно возникает впечатление, что автор весьма слабо знаком с сюжетикой рисунков собственной колоды. Неточность на неточности. Противоречие на противоречии!
Или это впечатление ошибочно?
Или же, эту колоду (главным образом по части Числовых Арканов) более справедливо было бы назвать колодой Памелы Колмен Смит?


3
Примем во внимание, что всякий художник, изображающий карты Таро, в той или иной степени, но всегда, неминуемо, вносит в них что-то свое.
Мы все еще очень мало знаем о художнике этого набора карт. Известно лишь, что Памела Колмен Смит, помимо своего участия в делах «Золотой Зари», была, поначалу, известным и успешным литератором и иллюстратором книг. За поистине каторжную работу над рисунками колоды Уэйта она получила мизерное вознаграждение (и не получила никаких «роялти» за всемирное использование этой колоды); своим сотрудничеством с оккультным миром – несомненно, подорвала свой авторитет в среде «благочестивых» сограждан, а впоследствии – была совершенно забыта всеми и умерла в глубокой бедности…
Тем не менее, главный Старший Аркан рождения её (16.02.1878.) – таинственный 24-й, «Анима», «черная карта»!  Это был весьма незаурядный человек. 
Кто знает, быть может, успеху колоды «Райдер-Уэйт» мы более обязаны её художнику?
Так это, или не так, но несомненен интересный факт: по крайней мере, две трети из рисованных Числовых карт – не по тем каббалистическим значкам, что вплетены в изображения согласно указаниям разработчика, но по своим сюжетам – очень точно «вписываются» в те значения, которыми они должны были бы обладать согласно их положению в домах Старших Арканов в схеме-раскладе «Пять крестов», открытом уже в наше время.

Здесь следует сказать несколько слов непосредственно об этих домах, а также о том, каким образом пристраиваются к этим домам «пристройки» Арканов Числовых, а также о влиянии на их истолкования сопутствующих им Арканов Придворных.


4
В построении «Пяти крестов», мы обязательно должны обратить внимание на несколько главных аспектов:

1. Числовые Арканы, как это видно из схемы, поделены на пары (дома). В каждой из мастей, карты-Арканы от Туза до Пятерки отражают свойства прямо выпавшей карты соответствующего им по дому Старшего Аркана; от Шестерки до Десятки – свойства перевернутой карты. Фактически, мы наблюдаем при этом, что, таким образом, противопоставленными друг другу по свойствам и качествам в своих истолкованиях (а также в аспекте «прямо-перевернуто»), в каждой из мастей, в каждом из четырех лучей большого креста, оказываются:

Туз – Десятка,
Двойка – Девятка,
Тройка – Восьмерка,
Четверка – Семерка,
Пятерка – Шестерка.


Этот способ противопоставлений десяти исходных единиц не уникален. Точно такая же разбивка на пары присутствует еще, например, в раскладе по пентаграмме, одном из наиболее рационально устроенных раскладов (см. «Арканология», т. I), где пять карт укладываются по часовой стрелке, а следующие пять, противоположно им – против часовой стрелки.
По тому же плану расписывают внутренний, числовой (помимо внешнего, буквенного) круг, при подготовке к своим сеансам, спириты:


                0          1

                9                2

                8                3

                7                4

                6           5


Посему, согласитесь, разбивка Числовых карт на подобные пары достаточно традиционна .

В каждом из лучей большого креста мы наблюдаем интересную в своем построении последовательность чередования домов:
I дом – раскрывает собственно тему данной масти, её особенность, ситуацию, задачи;
II дом – указывает на жизненную необходимость выбора направления действий;
III дом – раскрывает возможности, которые возникают кармически или случайно и не зависят от действий и воли человека;
IV дом – говорят о возможностях, которых человек способен добиться сам;
V дом – подводит итог всему.

2. Далее, нам неизбежно придется обращать внимание на тот каббалистическо-нумерологическо-арканологический аспект, который, как уже говорилось выше, по разработкам Леви и по замыслу Уэйта, должен был быть изначально заложен в истолкование каждого из Числовых Арканов. (Иное, правда, дело – насколько он был реально соблюден в каждом конкретном случае).
То есть, например, каждому из Тузов должны соответствовать Сефира Кетер, число 1 и Старший Аркан «Маг»; каждой Семерке – Сефира Низа, число 7 и Старший Аркан «Колесница»; Десятке – Сефира Малкхут, число 10 и Старший Аркан «Колесо Фортуны», и т.д., преломляясь в истолковании согласно природе определенной масти.

Пара небольших, но существенных оговорок.
Во-первых, автор не считает правильным явно искусственный, (а точнее – укоренившийся ошибочный), обмен значениями между сефирами 4 и 5.  Посему, все Четверки по своему значению должны идти именно как нумерологические четверки, по Аркану «Император», Пятерки – именно как пятерки, по Аркану «Жрец». Что, между прочим, в реальности, самым таинственным образом и получилось отраженным в рисунках данных карт – вопреки «общепринятой» кирхеровской модели Древа.
Во-вторых, Числовые Арканы домов «Сила» и «Правосудие» обсуждаются исходя из того, что Аркану «Сила» должен быть возвращен его исконный номер 11, а Аркану «Правосудие» – 8.

3. Еще далее, в своих истолкованиях, нам ни в коем случае не должно упускать из виду соответствия Старших Арканов Придворным (см. «Арканология», т. II).

То есть, когда мы в какой-либо позиции, в каком-либо из четырех малых крестов расклада (отвечающих, напомню, за промежутки времени, этапы жизни человека) видим карту какого-то из Придворных Арканов, то сразу же обращаемся к кресту большому и ищем соответствующую ему карту (карты) Аркана Старшего, а также определяем, какие из Числовых выпали рядом с ним. Таким образом, мы можем уточнить, о каком именно событии или определяющем аспекте жизни идет речь.
Правда, это еще далеко не все… Следствия оказываются многочисленными и весьма.
Например, зададимся вопросами:
– А карта какого из иных Старших выпала в его доме?
– А в доме этого, иного, что там выпало?
– И где они сами находятся? И – прямо или перевернуто? И нет ли между ними всеми противоречий? Столкновений? И связочек в пространстве и во времени?
– А какие из «Придворов» соответствуют им? И в каких именно позициях, и как именно, прямо или перевернуто, стоят их карты?
– А главное – а где же находятся наши Числовые? И те Числовые? И иные Числовые?..
– А если мы начнем принимать во внимание косвенные соответствия? На какие жизненные коллизии мы начнем выходить при этом?
И т.д., и т.д., и т.д.
А если мы вспомним также, что иным из Старших соответствует по одному, а иным – сразу по два Придворных Аркана различной номинации?
Вторые – их всего восемь – это Арканы: «Маг», «Император», «Колесница», «Колесо Фортуны», «Смерть», «Башня», «Солнце» и «Мiр».
Так, например, Аркану «Смерть» соответствуют и Паж, и Всадник Посохов.
С другой стороны, Пажу Посохов соответствует еще и «Маг», а Всаднику – «Жрец».
Посему, принимая во внимание приведенные только что примеры соответствий, мы вполне резонно можем связать в «перекличке» истолкований Туз и Четверку Посохов, как идущих непосредственно от Пажа, а Двойку и снова Четверку – как идущих непосредственно от Всадника…
Что, трудно?
Но, согласитесь, интересно. Тем более, на практике.
«Снежный ком» Арканов, обозначающих самые разные аспекты жизни человека, сплетавшиеся исходя из самых разных этапов и сторон его судьбы, будет неизбежно нарастать по мере нашего исследования и – судя по всему, разобраться в нем до конца нам не удастся никогда. На практике, толкователю остается лишь вовремя остановиться, ибо на выяснение всего, и во всех деталях и подробностях, тарологу безусловно не хватит его собственной жизни…


Включаясь в процесс определения значений, а тем более – непосредственных истолкований карт, мы тем самым все глубже погружаемся в живую, в непрерывных проявлениях и взаимосвязях, ткань бытия, где самые разные случаи и случайности сходятся самым причудливым образом и в пространстве, и во времени, и в самых подчас неожиданных аспектах и проявлениях…

============
Продолжение материала, где в качестве примеров качеств четырех мастей Таро рассматриваются Дома, читайте здесь:
Дом Жреца:
http://www.proza.ru/2013/02/12/2343
Дом Жрицы:
http://www.proza.ru/2013/02/12/2349
Дом Силы:
http://www.proza.ru/2013/02/12/2353
Дом Суда:
http://www.proza.ru/2013/02/14/2096